Сценарий умники и умницы для начальной школы. Сценарий викторины на тему "умники и умницы". I. Организационный момент

«Умники и умницы»

Праздник для учащихся 4 класса

Подготовила: учитель начальных классов Ежова Е.В. (Ясиноватская общеобразовательная школа І – ІІІ ступени №1 Администрации города Ясиноватая Донецкой обл.)

І КОНКУРС „РАЗМИНКА”

Команды отвечают поочерёдно.

    Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось? (5)

    В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)

    Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В этом же направлении дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (электропоезд бездымен)

ІІ КОНКУРС «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

    «Перекрёсток»

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

      Как звали портного из сказки бр.Гримм «Храбрый портной»? (Ганс)

      В какой стране происходит действие сказки Киплинга «Маугли»? (Индия)

      Вожак волчьей стаи, приютивший Маугли? (Акела)

      Как звали главного врага Маугли? (Шерхан)

      На каком музыкальном инструменте играл папа Карло? (шарманка)

      Как звали уточку в мультфильме «Утиные истории»? (Поночка)

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    « Литературное лото»

Командам раздаются листы с названиями произведений и карточки с авторами. Необходимо положить карточку на то место, где написано произведение данного автора. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, закончившая первой,получает дополнительно 1 балл.

«Снежная королева»

«Малахитовая шкатулка»

«Маугли»

«Красная Шапочка»

«Золотой ключик»

«Федорино горе»

«Приключения

Незнайки»

«Квартет»

«Дядя Стёпа»

Г.-Х. Андерсен

Шарль Перро

А.Толстой

К.Чуковский

С.Михалков

III КОНКУРС – ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

    Что идёт, не двигаясь с места? (время, часы)

    Когда нужен – выбрасывают, когда не нужен – поднимают? (якорь)

    Может ли идти дождь два дня подряд? Почему? (Нет, т.к. между двумя днями – ночь)

    Стоит столбом, горит огнём – ни жару, ни пару, ни угольев? (свеча)

    Стоит толстуха – деревянное брюхо, железным поясом опоясана? (бочка)

    Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся? (запах)

    Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

    У какого слона нет хобота? (у шахматного)

    В избе мёрзнут, а на улице – нет? (окна)

    Что ест жаба зимой? (ничего – она спит)

    Висит сито – не руками свито? (паутина)

    Что вниз верхушкой растёт? (сосулька)

    Птицы, у которых крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвины)

    Ковёр для борьбы дзюдо? (тотами)

    Ремни для управления лошадью в упряжке? (вожжи)

І V КОНКУРС „ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦУ”

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Под лежачий камень и вода не забегает (не течёт).

    На вору и шапка краснеет (горит).

    Не зная броду, не суйся в речку (воду).

    Терпение и труд всё перемелят (перетрут).

    Без труда не вытащишь и рыбку из воды (пруда).

V КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕНОЧЕК»

За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, закончившая первой,получает

дополнительно 1 балл.

    Написать четырьмя двойками 1, 3, 5.

(2:2+2:2=1 2*2-2:2=3 2*2+2:2=5)

    Нарисовать за 30 секунд фигурку человека, состоящего из цифр.

3. Решить примеры.

Из суммы чисел 38 и 42 вычесть произведение чисел 7 и 8. (38+42-7*8=24) К произведению чисел 4 и 8 прибавить разность чисел 55 и 44. (4*8+(55- 4)=43)

Разность чисел 86 и 62 уменьшить в 2 раза. ((86-62):2=12)

VI КОНКУРС – КАПИТАНОВ

В течение 30 секунд запомнить как можно больше предложенных предметов

(ручка, тетрадь, линейка, скотч, ножницы, пенал, фломастер, ложка, ключ, телефон)

и записать в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

VI І КОНКУРС «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Сколько лет Незнайке? (7)

    Самая маленькая птичка на земле, которая ест в два раза больше, чем весит сама? (колибри)

    Какой зверь спит вниз головой? (летучая мышь)

    Самое большое животное? (синий кит)

    Самая большая птица? (страус)

    Самая большая рыба? (акула)

    Птицы, не умеющие летать? (страусы, пингвины, птенцы)

    Сколько дней в году? (365 и 366)

    Сколько недель в году? (52)

    Какие созвездия носят название зверя? (Большая и Малая Медведицы)

    Им посыпаны баранки и бублики? (мак)

    Настенный светильник? (бра)

    На стене висят, стену украшают, но не картины? (обои)

    Он бывает и воздушный, и земной? (шар, змей)

    Как диких зверей и птиц называет охотник? (дичь)

    В ней стоит стекло в окне и картина на столе? (рама)

    Садовые ножницы? (секатор)

    Спутник Земли? (Луна)

    Руль на корабле? (штурвал)

    Дачный инструмент для уборки листьев? (грабли)

    Фигура в форме человеческого тела для примерки одежды? (манекен)

    Как называются каникулы ваших пап и мам? (отпуск)

    Маленький огонёк, выпрыгивающий из костра? (искра)

    Вещество, покрывающее зубы? (эмаль)

    Её драют матросы? (палуба)

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Краснощёковская СОШ №1»

Сценарий мероприятия для начальной школы

«Умники и умницы»

Аносова Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

С. Краснощёково 2014

Сценарий МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ начальной школы

«Умники и умницы»

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Дмитрий Иванович Менделеев

Пояснительная записка.

Гражданское и патриотическое воспитание предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Стремление к знаниям, осознанность и важность получения качественного образования – одна из этих ценностей.

ЦЕЛЬ : развитие мотивации к учебной деятельности, воспитание уважения к себе, уверенности, что Россия умом процветать будет, знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Для реализации поставленных целей и задач использовались мультимедийные презентации.

Обучающиеся 7-х классов подготовили литературно - музыкальную композицию, танцевальные номера.

Оборудование: проектор, компьютер, костюмы для сценки, жетоны.

Сценарий «Умники и умницы»

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ведущая: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь!

(Царь и царица сидят на стульях, по краям стоят Шут и Мудрец. Царица вяжет носок. Царь подшивает валенок.)

Царь (напевает):

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна.

Мудрец (напевает) :

Ну, а без образования

Вам не светит ни фига!

Шут : Ученье – свет, а неучёных – тьма!

Царица: ничего мы и во тьме со своей державою управимся, было бы, чем управлять! Правда, батюшка?

Царь : А чё там управлять? Сиди на печи и царствуй!

Мудрец : А вот и нет, ваше величество, царствовать тоже нужно квалифицированно и профессионально!

Царица : ну-ка Шут переведи!

Шут : Чтоб ничего не делать, надо очень много учиться. Ну, типа, получить хорошее образование.

Мудрец : Но если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Царь : Да ладно, не получим, так отнимем, ты скажи, где его дают?

Царица : Нам какого – нибудь средненького такого, пусть неполного образованьица, хоть немножечко!

Мудрец : Понимаете, ваше величество, образование – это клад! Его нужно добывать по крупицам, биться за каждую частичку.

Царь : А-а, ну если биться, то кликнуть сюда моих трёх богатырей! Они всегда знают, кого бить и что добывать, и где добывать.

Мудрец: Не нужно, ваше величество никого кликать, лучше посмотрите, как свои знания добывают в Краснощёковской средней школе, что расположена в славном селе Краснощёково. Там дети с шести-семи лет бьются, добывают знания! Таких детей прославляют, награждают, ими восхищаются. И сегодня в этой школе праздник. Вот взгляните.

Уходят под музыку «В гостях у сказки»

(Мудрец показывает царю блюдечко, на котором якобы всё видно)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Если вы, нахмурясь, в зал пришли сегодня

И если вам не в радость пасмурный (солнечный) денек,

Повторяйте все за мной:

Обогреем словом!

Обласкаем взглядом!

Ведь от доброй шутки

Тает даже снег.

Это так чудесно,

Если с нами рядом,

Станет добрым и веселым

Хмурый человек.

Дорогие ребята! Уважаемые учителя. Родители! Слет хорошистов и отличников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 считается открытым.

Звучит Гимн РФ

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы подведем итоги 2013-2014 учебного года. С этой высокой трибуны мы назовем имена тех обучающихся, кто принес славу нашей школе на районных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Сегодня мы назовем имена тех, кто отличился своим примерным поведением и прилежным отношением к учению, имена тех, кто принимал активное участие в общественной и спортивной жизни школы.

Отличники и хорошисты 2 классов, если вы здесь, то помашите правой рукой

Отличники и хорошисты 3 классов, если вы здесь, то помашите правой рукой

Отличники и хорошисты 4 классов, если вы здесь, то помашите двумя руками

Вижу все на месте, значит праздник начинается!

Ведущий: Итак, мы открываем наш слёт номером художественной самодеятельности.

Свою песню вам дарит___________________________________________

Ведущий: Не любить отличника нельзя
Нам они, признаться, симпатичны -
Верные, надёжные друзья,

Те, что носят звание “Отличник”

Ведущий: Мы приступаем к самой приятной части нашего слёта - церемонии награждения и просим выйти сюда цвет нашей школы, наших отличников.

(Поименно приглашаются отличники школы, всё сопровождается презентацией о каждом отличнике).

Ведущий: Слово для приветствия и награждения предоставляется директору (завучу) школы.

(Отличникам вручаются грамоты) Фанфары

Мы просим вас подняться на сцену и занять свои места. Для вас наступает минута славы! Ведущий: Аплодисменты нашим отличникам.

Ведущий: Мы желаем вам -

Шагать вам дальними путями,
Ни перед чем не отступать!
И всё, намеченное вами
Пусть будет скоро сделано на “пять”!

Ведущий: Говорят: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником»

Ведущий: Наши «хорошисты» мечтают об этом, но пока у них есть четвёрки и это тоже хорошо!

Ведущий: Учиться на «отлично» - это здорово, но всё же неплохо быть и ударником. Их у нас ____ударников! Это наш резерв. Мы думаем, что в следующем году будет больше отличников. Давайте поприветствуем дружными аплодисментами наших хорошистов, вон их сколько у нас! Молодцы! Так держать!

Ведущий: Для вас танец.

Ведущий Я предлагаю вам игру, которая называется «Кто хочет стать отличником?». В игре принимают участие хорошисты, а отличники будут у нас судьи. За правильный ответ учащиеся получают жетоны.

Звучит музыка из передачи «Кто хочет стать миллионером»

    Их носил А.П.Чехов, и бабушка Красной Шапочки :

А) очки;

Б) тапочки;

В) рукавички;

Г) стопки книг.

    Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»?

А) ромашки;

Б) ландыши;

В) фиалки;

Г) подснежники.

    Как называлась оригинальная музыкальная группа из одноимённой сказки братьев Гримм?

А) Бременские музыканты;

Б) Дрезденкие таланты;

В) Свободные художники;

Г) Запрещённые барабанщики.

    Каким был стойкий солдатик из сказки Андерсена?

А) оловянным;

Б) деревянным;

В) стеклянным;

Г) хрустальным.

    Кого ловил Дуремар на болоте?

А) лягушек;

Б) пиявок;

В) черепах;

Г) пауков.

6. В какой сказке содержится рецепт приготовления неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

А) «Суп из молотка»;

Б) «Каша из топора»;

В) «Котлеты из рубанка»;

Г) «Компот из стамески».

    В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных?

А) «Царевна-лягушка»;

Б) «Княгиня-квакушка»;

В) «Принцесса – черепаха;

Г) «Королева-жаба».

    Назовите героиню сказки Мамина-Сибиряка:

А) Серая спинка;

Б) Серая Шейка;

В) Серая лапка;

Г) Серый хвостик.

    Фамилия почтальона из Простоквашина:

А) Свечкин;

Б) Печкин;

В) Гречкин;

Г) Огуречкин.

    Какое лекарство лучше всего помогало Карлсону при болезни:

А) сладости:

Б) копчёности;

В) солёности;

Г) аспирин.

    Героиня, у которой было семь друзей-гномов.

А) Белоснежка;

Б) Краснозорька;

В) Синеглазка;

Г) Златовласка.

    Мальчик-луковка:

А) Буратино;

Б) Пиноккио;

В) Чипполино;

Г) Джельсомино.

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием. У кого же больше всего жетонов? (Подводятся итоги)

Ведущий: Мне сегодня от всей души хочется ещё раз поздравить вас с вашими успехами, с вашими победами.

В добрый путь, ребята,

В вечный поиск

Истины, добра и красоты,

Чтобы явью стали в вашей жизни

Самые заветные мечты!

Ведущий: А сейчас вас хотят поздравить ваши родители. (Слово родителям)

Ведущий: Ну что ж, мы сказали немало лестных слов нашим ученикам, а теперь мы даем вам ответное слово.

1 ученик:

Я сегодня вам всем говорю,
Что учителя у нас классные!
Их сегодня благодарю,
За уроки хорошие, разные,
За открытия каждого дня,
За стремление к чудесам!
И за то, что здесь любят меня,
И за то, что люблю я сам.
Я открою им главный секрет,
Что меня здесь счастливее нет.

2 ученик:

Друзья. Мы очень часто говорим слова,
Что написал великий гений:
«Учитель перед именем твоим,
Позволь смиренно преклонить колени!»
Спасибо вам, мои учителя,
За ваш нелегкий и огромный труд!
Учителями славится земля,
Ученики ей славу принесут.

Ведущий: Спасибо за приятные слова.

Звучит музыка «Дорога добра»

Ведущая. Дорогие ребята! Подходит к концу наша встреча и мне хочется вам сказать:

Пусть годы летят, как по расписанью!

Как воды стремительных рек,

Но островом знаний, но островом знаний

Останется школа навек!

Наш бал продолжается праздничной дискотекой.

Список использованной литературы:

    О.Е. Жиренко, Е.В Лапина, Т.В. Киселёва «Я – гражданин России» 1-4 классы. М: «Вако», 2008

    Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2001г.

    «Воспитание школьника» - журнал № 1-6, 2004 год

    Журнал «Классный руководитель» № 1, 2, 3, 2002г.

Действующие лица:

  • участники игры – агонисты и теоретики;
  • судейская коллегия (высокий ареопаг);
  • ведущая игры;
  • зрители.

Ход игры

Звучит музыка: вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»; музыка к телеигре «Умники и умницы».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Позвольте начать интеллектуальную игру «Умники и умницы», которая будет являться своеобразной проверкой ваших знаний и заключительным аккордом в изучении пушкинской темы в данном учебном году.

Итак, начнем с представления участников игры. Это умники и умницы в количестве девяти человек, сегодня они выступят в роли агонистов (от греч. «состязание, соревнование»). Сидящие в зале умники (кроме педагогов и родителей), которых мы назовем теоретиками, также принимают участие в игре. Задача теоретиков – давать правильные ответы на вопросы, на которые не смогли ответить агонисты, получая за каждый правильный ответ орден «Кота ученого». Теоретики – обладатели трёх таких орденов – автоматически становятся победителями игры.

Позвольте представить вам людей, которые судят состязание – ареопаг – высший судебный орган в Афинах:

  • ____________________;
  • ____________________;
  • ____________________.

Наша игра будет состоять из трёх агонов и финала. Умник, выигравший финал, становится абсолютным победителем состязания!

Итак, мы начинаем!

К участию в первом агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

Умнику, стоящему на красной дорожке, из двух ответов ошибиться нельзя ни разу, на жёлтой – возможна одна ошибка из трёх данных ответов, на зелёной – две ошибки из четырёх ответов.

1. О ком эти строчки?

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Эти строки о няне поэта Арине Родионовне.

2. А как начинается это стихотворение? И как оно называется?
Стихотворение «Няне» начинается так:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя...

3. Сколько этажей в здании лицея?
Здание лицея – четырехэтажное (на экране фотография Царскосельского Лицея – рисунок 1).

Рисунок 1

Внимание! 1 агон!

1. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам...».

В исполнении ученика.... звучит стихотворение «Два чувства дивно близки нам...».

О каких двух чувствах идет речь в нем?
О любви к родной земле, о любви к своим предкам.

2. Назовите даты жизни А.С. Пушкина.
1799-1837.

3. Где родился А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин родился в Москве.

4. Продолжите фразу А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков...»
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

5. Какая птица изображена на гербе рода Пушкиных?
На гербе рода Пушкиных изображен орел (на экране – герб рода Пушкиных – рисунок 2).

Рисунок 2

6. Назовите имя предка А.С. Пушкина, «мышцей бранной» служившего Александру Невскому.
«Мои предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил...»

7. Назовите все известные вам (законченные! ) сказки А.С. Пушкина.
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

8. Прослушаем фрагмент произведения А.С. Пушкина.

Фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» читает...

Из какого он произведения? К кому еще обращается Елисей, разыскивая царевну?
В «Сказке о мертвой царевне...» королевич Елисей обращается к солнцу, к месяцу, к ветру.

9. Как начинается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

К участию во втором агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали пса, жившего у семи богатырей?
Соколко.

2. Кому злая мачеха дает такое распоряжение:

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам?

Чернавке.

3. С каким вопросом обращалась к зеркальцу злая мачеха?

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Внимание! 2 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Как звали родителей поэта?
Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины.

2. У кого и где в детстве каждое лето гостил А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин в детские годы гостил у бабушки Марии Алексеевы Пушкиной-Ганнибал в подмосковном имении Захарово.

3. Назовите фамилию Арины Родионовны.
Яковлева-Матвеева.

4. Продолжите фразу «Я чрезвычайно дорожу именем мох предков...»
«Я чрезвычайно дорожу именем мох предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них».

5. Прослушаем монолог.

Звучит отрывок из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» (Приложение 1).

- Кому он принадлежит?
Это монолог Абрама Петровича Ганнибала.

6. Чем занимался А.П. Ганнибал? Кем он был по роду деятельности?
Ганнибал – фортификатор, гидротехник.

7. Как связано имя А.П. Ганнибала и этот картофель? (Ученикам демонстрируется картофель, который называют синеглазкой.)
Этот сорт картофеля в действительности именуется «Ганнибал» в честь прадеда А.С. Пушкина, который один из первых в России стал выращивать картофель, например, в Суйде.

8. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Лицее?
Шесть лет.

9. Где находится Царское Село? Как Царское Село называлось в советское время?
Царское Село – пригород Петербурга. А в советское время город назывался Пушкин.

К участию в третьем агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали брата и сестру поэта?
Ольга и Лев.

2. От какова слова (прозвища) произошла фамилия Пушкиных?
Пушка. Дальний предок Александра Сергеевича Григорий носил прозвище Пушка.

3. Про кого эти строки А.С. Пушкина из стихотворения «К Языкову» и о какой деревне идет речь:

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елизаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны Леты
О дальней Африке своей?

Про Абрама Петровича Ганнибала, про его жизнь на Псковщине, в Петровском.

Внимание! 3 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. «В начале жизни... помню я». Так начинается одно из стихотворений А.С. Пушкина. Что помнил в начале жизни А.С. Пушкин?
«В начале жизни школу помню я...»

2. Назовите известные вам лицейские прозвища А.С. Пушкина.
Француз, Помесь обезьяны с тигром.

3. Под какими номерами в лицее были комнаты Пушкина и Пущина?
№13 и №14.

4. Вспомните, что из предметов мебели было в комнате у лицеистов.
В комнате лицеиста (дортуаре или «келье», как называл ее А.С. Пушкин) были железная кровать, конторка, комод, стол для умывания.

5. Какие предметы были у Пушкина в лицее любимыми?
Российская словесность, французский язык, фехтование.

6. Кто из сказочных героев Пушкина легко справлялся с разными делами: запряжет лошадь, затопит печь, закупит продукты, испечет яйцо?
Балда – герой «Сказки о попе и о работнике его Балде».

7. Кем приходится чертенок старому бесу в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Внуком.

8. Кто звал Балду «тятей»?
Попенок.

9. О какой плате договаривается поп с Балдою, когда нанимает его себе работником?

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.»

К участию в финале приглашаются победители трёх агонов:

Вопросы для разыгрывания дорожек:

1. Внимательно рассмотрите картину (рисунок 3).

Рисунок 3

- Что на ней изображено и кто жил в этом доме?
Это дом арапа в его имении Петровское на Псковщине.

2. Внимание на экран (рисунок 4).

Рисунок 4

- Что это за колонна? Где она установлена? Как связана с А.С. Пушкиным?
Это Чесменская колонна - памятник в честь морских побед русского оружия во время Русско-турецкой войны 1768- 1774 годов. В битве при Чесме особо отличился двоюродный дед поэта Иван Абрамович Ганнибал. Колонна была установлена в Царском Селе, где 6 лет жил А.С. Пушкин.

3. Внимание на экран (рисунок 5).

Рисунок 5

Рядом с кем так уютно расположился маленький Саша Пушкин?
Маленький Саша Пушкин запечатлен здесь рядом с бабушкой М.А. Пушкиной-Ганнибал (памятник установлен в подмосковном Захарове).

Внимание! Финал!

Звучим музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Про кого пушкинист Н. Эйдельман сказал: «Гениальный предок гениального поэта»?
Про Абрама Петровича Ганнибала.

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной.
Мария, Александр, Григорий, Наталья.

3. Какая сказка А.С. Пушкина не закончена?
«Сказка о медведихе.»

4. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина.

Звучит фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Сон» (Приложение 2).

- Кого он в нем называет «мамушкой»?
В образе «мамушки» слились черты двух дорогих поэту женщин - бабушки Марии Алексеевны Пушкиной-Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой.

5. Прослушаем монолог крестьянки Марьи.

Звучит монолог крестьянки Марьи в исполнении.... (Приложение 3).

Где жила Марья и кому из очень дорогих Пушкину людей приходилась близкой родственницей?
Марья – дочь Арины Родионовны, няни поэта. А жила она в Захарове, подмосковном имении бабушки поэта М.А. Пушкиной-Ганнибал.

6. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет про свое любимое Захарово: «Оно с заборами в реке волнистой...» Что здесь значит слово «забор»?
Заборы – это запруды, в которых собиралась, в которые «забиралась» вода.

7. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет: «... с балкона могу сойти в веселый сад». Как с балкона можно сойти?
Во времена Пушкина с балконов именно сходили, так как балконом называлось высокое крыльцо первого этажа.

9. Кто занимался устройством А.С. Пушкина в лицей?
Дядя Василий Львович Пушкин.

Ведущий: Право наградить победителей игры «Умники и умницы» предоставляется _____________ (зачитывает список финалистов, особо отмечая победителя финального этапа соревнования, решает вопрос о награждении теоретиков, заработавших три ордена).

Вручение подарков участникам состязания (в т. ч. теоретикам).

Заключительное слово ареопога.

Звучит вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель».

ГУ «Общеобразовательная средняя школа №6 с дошкольным

мини центром и гимназическими классами»

ВИКТОРИНА

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Подготовила: Гасанова С.Г.

Дата: 28.11.2014 г.

Цели и задачи:

развитие творческих способностей, логического мышления детей;

повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;

воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Участники и условия проведения:

В игре участвуют 5 команд по 5 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная “сигнальная” карточка.

приложение

Ход игры.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на викторине вы сможете посостязаться в знаниях различных тем: это и сказки, и пословицы, загадки, покажите знания по математике. А в конце капитанов команд ждёт блиц – опрос, где они смогут показать свои знания и умения быстро отвечать на вопросы!

Сегодня на нашей викторине встречаются 5 интересных команд. Сейчас прошу вас представиться. (Каждая команда говорит название, девиз выбирает капитана). У нас будет 6 туров, правила которых я вам буду объяснять по ходу игры. У нас так же сегодня есть счётная комиссия (жюри) – которая будет фиксировать ваши ответы и подсчитывать баллы.

Бой умнейших начинается! Ну что, готовы? Тогда я вам желаю удачи!

I тур.

Разминка для ума.

Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет сигнальный флажок. Капитаны команд – будьте внимательны! Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

2. Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье )

3. На половину девушка на половину рыба? (Русалочка ).

4. Чем кончается всё? (буквой «ё»)

5. Какой праздник празднуют в Казахстане 16 декабря? (день независимости )

6. В лесу росла береза. На ней было 12 веток, на каждой из которых висело по 1 яблоку. Сколько всего яблок висело на дереве? (На березе не растут яблоки )?

7. Сколько половинок может быть у яблока? (Две )

II тур.

Задания с пословицами.

У вас на столах лежат конвертики, в которых рассыпанные слова из пословиц. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 1балл. Время пошло.

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

III тур.

Конкурс

«Кто решит раньше?»

В игре участвуют 5 команд по 5 человек. У вас на столе листки с арифметическими примерами. Примеры одинаковые для команд. По моему сигналу бежите к столу по одному представителю от команды, каждый выбирает из своей стопки любой листок, решает пример письменно и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т. д. Побеждает команда, выполнившая задание первой, при условии, что все примеры решены правильно. 7 * 9 = 64: 8 =

2) 6 * 4 = 72: 9 =

3) 5 * 9 = 56: 8 =

4) 7 * 7 = 20: 4 =

5) 6 * 8 = 36: 6 =

IV тур.

Собери мозаику. (Рыбка)

Музыкальная пауза.

V тур. Угадай мелодию. (1- Друг в беде не бросит, 2- Скажи Снегурочка как дела, 3-песенка Мамонтёнка, 4- учат в школе, 5- Школьная пора.)

VI тур.

Чёрный ящик

Это - настоящее удовольствие для уха, для глаз, а самое главное для ума... (книга)

Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.

Что это за предмет?

VII тур

А теперь завершающий раунд – супер - блиц.

Вопросы для первой команды:

1. Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)

2. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)

3. На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)

4. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)

5. Сколько штук в дюжине? (12)

7. Чем кончается всё? (ё)

8. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)

9. Пингвин – птица или зверь? (птица)

10. Место, куда попал думающий индюк? (суп)

11. Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)

12. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)

15. 9 x 8 (72)

16. Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)

Вопросы для второй команды:

1. Назовите столицу Англии (Лондон)

2. Какое лекарство принял кот Леопольд, чтобы стать злым (Озверин)

3. Чёртова дюжина – это сколько? (13)

4. Как называется деревня, куда приехал дядя Фёдор с Матроскиным? (Простоквашино)

5. Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)

6. Лучший друг крокодила Гены (Чебурашка)

7. Какое зодиакальное созвездие начинает календарный год? (Козерог)

8. Какое сейчас тысячелетие на дворе? (третье тысячелетие)

12. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинаковая)

13. Сколько ног у паука? (восемь ног)

14. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

16. Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка)

Ведущий:

Ребята, наша викторина подошла к концу, скажите вам понравилась игра? (дети отвечают). Так давайте же пожелаем друг другу счастья, улыбок, веселья, хорошего настроения, никогда не унывать, не ссориться, не печалиться, а жить дружно и весело.

А я приглашаю … (счётная комиссия) для объявления призёров нашей викторины.

(счётная комиссия) объявляет команды, занявшие 3, 2, и 1 места. Помощник выносит призы.

Давайте все друг другу поаплодируем, вы сегодня все были умниками и умницами и показали хорошие знания в самых различных областях.