"роль подвижных игр в жизни ребенка". Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников консультация на тему Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста

(их роль и значение)

Роль игры, в частности значение подвижных игр , в жизни ребенка трудно переоценить.

В процессе проведения подвижных игр решаются и , и воспитательные , и развивающие задачи . Кроме того, правильно организованная подвижная игра способствует укреплению здоровья ребенка .

Каким же образом происходит выполнение всех вышеперечисленных задач посредством организации и проведения подвижных игр? Давайте рассмотрим.

В дошкольном возрасте (особенно младшем) организатором детских подвижных игр, как правило, выступает взрослый (педагог, родитель). Именно с помощью взрослого ребенок осваивает новые, каждый раз более сложные для себя движения (подпрыгивания, перепрыгивания, лазание, метание, бег и ходьба в различных вариациях и многие-многие другие). Все эти движения потом отрабатываются и совершенствуются в процессе игры (чтобы догнать, нужно бежать быстрее, чтобы не быть пойманным, нужно увеличивать скорость реакции, чтобы не упасть, проходя по узкой «дорожке», необходимо сохранить равновесие и так далее).

Сюжетные подвижные игры помогают малышам знакомиться с окружающим миром. Благодаря таким играм, дети закрепляют и расширяют свои представления о различных животных, их повадках, о транспортных средствах и правилах дорожного движения. В общем, всего и не перечислишь.

Играя в подвижные игры, дети не только знакомятся с правилами игры, учатся действовать в соответствии с ними, соблюдать определенные требования, но и совершенствуют свои умения ориентироваться в пространстве и времени (осваивают понятия «быстро», «медленно», «слева», «справа», «в середине» и прочие).

Многократные повторения различных действий в игре, способствуют развитию физических данных: силы, ловкости, координации движений, выносливости и так далее.

В совместной, активной, доставляющей радость общения и удовольствие от собственных достижений деятельности, коей и является коллективная подвижная игра, дети дружно, учитывать интересы других, помогать друг другу. Подвижная игра создает хорошие условия для воспитания положительных, нравственных качеств (забота о младших, взаимовыручка, вежливость и прочие), а также помогает преодолеть ребенку имеющиеся сложности и проблемы в общении (застенчивость, замкнутость, стеснительность, робость, скованность, неуверенность).

В процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, умение управлять своими движениями, своим телом, формируются способности к проявлению волевых усилий.

Благодаря подвижным играм обеспечивается необходимая двигательная активность ребенка в течение дня, происходит укрепление и оздоровление организма. За счет чего же происходит это самое оздоровление? Укреплению здоровья ребенка способствуют и радостные эмоциональные переживания, и усиление (тренировка) деятельности различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной), и пребывание на свежем воздухе, и улучшение обмена веществ, благодаря всему вышеперечисленному.

Таким образом, можно отметить большое значение подвижных игр в жизни детей, так как они способствуют общему укреплению организма ребенка и помогают в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Очень хочется еще добавить, что меня сильно удивляют некоторые мамы, которые пекутся о чистоте наряда ребенка («по лесенке не лазай – она грязная, испачкаешь платье» и тому подобное), но совсем не беспокоятся при этом, что они ограничивают своих детей в движении, а значит – в развитии. Двигаться ребенку просто жизненно необходимо, а вот обеспечить безопасность этих самых движений, считаю, очень важно.

При организации подвижных игр с детьми, стоит, я думаю, помнить следующие правила: игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям) и безопасной для него. И еще, я считаю: заставлять – нельзя, заинтересовывать – можно и нужно, обеспечивать безопасность – необходимо.

Надеюсь, что вы, также как и я, уважаемые взрослые, считаете, что подвижные игры очень важны для здоровья и воспитания наших детей , что роль подвижных игр, значение их для развития ребенка переоценить трудно.

Конспект родительского собрания:

«Роль подвижных игр в жизни ребенка»

Инструктор по физической культуре: Чистякова З.И.

Цель:

Повысить уровень педагогической культуры родителей;

Расширять знания родителей о значении подвижных игр в двигательной активности детей;

Развивать чувство сплоченности, единства.

Ход собрания:

Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.

Подвижная игра является упражнением, посредством, которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической культуре подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитие физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя. Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых. Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением. В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.

Сегодня мы с Вами закрепим и усовершенствуем наши знания и опыт в данном направлении.

Пожалуйста, отгадайте загадку.

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому.

«МЯЧ - это рука ребенка, развитие ее напрямую связано с развитием интеллекта.

МЯЧ - круглый, как Земля, и в этом его сила!» С.А. Шмако

Игры с мячом активизируют весь организм ребенка: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функции мозга ребенка, развития речи. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма - легких, сердца, улучшают обмен веществ. Они вызывают положительные эмоции. Назовите игры с мячом? (Ответы родителей)

Практика для родителей.

    "Брось мяч" - бросание мяча друг другу и ловля его двумя руками;

    "Прокати под дугой" - прокатывание мяча под дугами, ноги родителей;

    "Быстро по кругу" - передача мяча друг другу с боку, над головой, снизу;

    "Попади в корзину" - бросание мяча в корзину (двумя руками из-за головы, от себя)....

    Назовите правила игры «Съедобное –несъедобное». (Ответы родителей). Проводится игра.

Совет: купите ребенку мяч!

А теперь, проверим, как хорошо вы знаете игры.

Родителям предлагается решить кроссворд.

    Детская игра, в которой водящий говорит: «Один-два-три-четыре-пять, я иду всех искать») Прятки)

    Детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. (Жмурки)

    Это подвижная игра состоит из таких элементов, как бег, прыжки, удары по мячу. (Футбол)

    Подвижная игра в которой нужно ловко увернуться от мяча. (Вышибалы)

    Детская игра, в которой играющие прыгают на одной ноге по клеткам (Классики)

    В этой игре используются слова «Один-два-три – Лови!» (Ловишки)

Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Нередко случается так, что успокоить ребенка после не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж. Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры - ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ (по Клаусу Фопелю).

«Где ты, мышка?» Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга - кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»

Как же сделать подвижную игру любимым занятием ребенка?

Для того чтобы подвижная игра стала для вашего ребенка необходимым занятием, Вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

Приучать ребенка к подвижной игре как можно раньше (с 2-3 лет);

Превращать подвижную игру в праздник бодрости и поднятия духа;

Включать веселую и ритмичную музыку;

Менять игры, если они наскучили ребенку, и придумывать вместе с ним новые;

Если ребенок мало двигается, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим Ваш личный пример;

Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч и т. д.

Польза для детей совместных подвижных игр:

Совместные игры помогают развитию доверительных отношений между ребенком и взрослым.

Развивают такие черты характера как: умение работать в команде, находчивость и смекалка, стремление к победе и многие другие.

Повышают самооценку ребенка.

Способствуют гармоничному физическому развитию детского организма, и укрепляют его.

Польза для взрослых совместных подвижных игр:

Совместные игры помогают лучше понять ребенка, оценить и развивать его способности, узнать о его проблемах и трудностях. Все это в свою очередь помогает вовремя корректировать как физическое, так и психологическое развитие.

Для взрослого человека совместные активные игры с детьми – это хорошая физическая нагрузка, являющаяся залогом и долголетия.

Активные игры укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма.

Совместные подвижные игры – прекрасное средство против стрессов и депрессий.

Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..

Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…

Я.А. Коменский –

К. Д. Ушинский – XIX в.

П. С. Лесгафт.

В. Г. Марц.

А. С. Макаренко.



Подвижные игры подростков

Мышление и речь детей 12-14 лет становится более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, "Мяч капитану") требует расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций.

Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

Мышечная система продолжает развиваться, но ещё отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.

Выбор игры

Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.

В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек.

При выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, занятие отряда, праздник, прогулка). Если на уроке и перемене время ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки.



Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В небольшом зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности.

При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.

Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может не состояться

Подготовка места для игры

Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зелёную площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длинной не менее 12. Желательно, чтобы на расстоянии 2 м от поля были расположены скамеечки.

Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.

При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Оконные стёкла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой.Перед проведением игр на местности руководитель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, руководитель обязан ясно представить себе всю игру.

Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме.

1) название игры;

2) роль играющих и их места расположения;

3) ход игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение учащихся. Заметив, что их внимание ослабло, руководитель должен сократить объяснение или оживить его.

Распределение на команды

· Играющие распределяются по усмотрению руководителя в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам (при проведении сложных спортивных игр).

· Играющие распределяются на команды путём расчёта.: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются на уроках физической культуры. Но при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.

· Разделение путём фигурной маршировки или расчёта движущей колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры. Состав команд при этом способе бывает случайным и часто не равным по силе.

· Распределение на команды по сговору. Дети выбирают капитана, разделившись на пары, сговариваются кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям. При таком распределении команды почти всегда равны по силам. Его можно применять только в тех случаях, когда игра не ограничена по времени.

· Распределение по назначению капитанов. Дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди выбирают игроков себе в команду. Этот способ довольно быстрый, и команды по силам бывают равны. Отрицательной стороной является то, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам.

· Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.

Выбор капитанов команд

Капитаны – непосредственные помощники руководителей. Они организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.

Капитанов выбирают сами играющие или назначает руководитель. Когда капитана выбирают играющие.

Они приучаются оценивать друг друга по достоинству и, выражая доверие своему товарищу, побуждают его к большей ответственности. Если играющие недостаточно хорошо организованы или плохо знают друг друга, то командира назначает руководитель.

Иногда он назначает капитанами пассивных игроков, способствуя тем самым воспитанию необходимых черт характера. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

Выделение водящих

Желательно, чтобы в роли вод, чтобы в роли возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:

· По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива играющих. Руководитель назначает водящего в том случае, когда дети не знают друг друга. При назначении руководитель должен кратко объяснить свой выбор.

· По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто используют способ считалки, метания – водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.

· По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных ведущих. Хорошо устанавливать очерёдность в выборе ведущего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.

· По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.

Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и количества играющих и их настроения.

Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий – игры с меньшей интенсивностью).

Надо учитывать, что, с увеличением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим школьникам надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали потребности в отдыхе.

Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.

Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.

Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.Направление в игре зависит от размера площадки, и чем она больше, тем больше направлений получают участники.

Перетягивание через черту

Подготовка. Две команды играющих встают одна против другой вдоль черты, проведённой между ними. Мальчики стоят против мальчиков, а девочки против девочек, примерно равных по физическим силам. В четырёх шагах за каждой командой стоят игроки, выделенные для подсчёта очков.

Содержание игры. По команде учителя игроки сближаются у средней линии и берутся за одну (или две) руку. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, где стоят помощники. Игрок, которого перетянули, дотронувшись ладонью до игрока, подсчитывающего очки, может снова уйти за черту и опять играть за свою команду. Каждый перетянутый игрок приносит перетянувшей его команде одно очко.

Команда, получившая за время игры большее число очков, побеждает.

Правила игры: 1. В ходе игры разрешаются захваты только за руки. 2. Разрешается перетягивать поодиночке, парами, несколькими игроками одновременно.

Эстафета с чехардой

Подготовка. Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Интервалы между командами 3-4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8-12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый упирается руками в одну ногу и, наклонившись вперёд, прячет голову.

Содержание игры. По сигналу учителя игроки, стоящие в колоннах впереди, бегут вперёд и выполняют опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и затем встают на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд.

Получившие касание рукой бегут вперёд, выполняют опорный прыжок и остаются в кружках и т.д. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, т.е. игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечёт линию старта, откуда игроки начинали бег.

Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Правила игры: 1. Запрещается выбегать за начальную черту, пока возвратившийся игрок не коснётся ладонью очередного игрока. 2. Игроку, через которого прыгают, нельзя изменять позу во время игры и стоять за пределами кружка (квадрата).

Петушиный бой

Подготовка. На полу чертится круг диаметром 2 м. се играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга (одна напротив другой).

Побеждает игрок, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться, тем самым принеся команде победное очко. Побеждает команда, игроки которой одержали большое количество побед.

Правила игры : 1. Правилами запрещается снимать со спины руки. 2. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга одновременно. 3. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли бойцов. 4. Капитаны также сражаются между собой (последними).

Снайперы

Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Правила игры: 1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

Заключение

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

КГБОУ АКПЛ

спортивные игры

Работу выполнила:

Шимановская Ирина

Ученица 11 английского класса

Барнаул

ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ О ЗНАЧЕНИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, "состоящих в движении", для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться "серьезным делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.

К. Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

П. С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.

В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.

Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры.

А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.

ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРОСТОВ

Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся и т.д.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

1. Значение подвижных игр для дошкольников.

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях , а так же создают оптимальную двигательную среду.

По мнению В.В. Гориневского, Е.А. Аркина подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребен­ка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых физических и познавательных умений.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

2. Характеристика и этапы развития подвижной игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

По возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);

По степени подвижности ребенка в игре (игры с ма­лой, средней, большой подвижностью);

По видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);

К подвижным играм с правилами относятся сю­жетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскет­бол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям дви­гательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Важными характеристиками подвижной игры являются:

Цель игры;

Правила игры;

Игровые роли.

П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре опреде­ленной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели.

Важной характеристикой игры являются игровые правила. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообраз­ных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку дей­ствия, с более, повышенными требованиями, способствует сохра­нению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребен­ком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел вы­играть; был недостаточно внимателен и т.д.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выб­рать водящего и попросить затем объяснить, почему они пору­чают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он де­лает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли пору­чаются детям.

Этапы развития подвижной игры:


  1. Разучивание игры.

  2. Повторение подвижной игры.

  3. Усложнение подвижной игры.
Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводиться на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.

Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более, высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Требования программы «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» к подбору подвижных игр


Основное движение, упражнение

Названия подвижных игр по возрастным группам

II младшая

средняя

старшая

подготовительная

Бег

«Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»

«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки»

«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Затейники», «Встречные перебежки», «пустое место»

«Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка», «Чье звено скорее соберется?», «Быстро возьми, быстро положи»

Прыжки

«По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку»

«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

«Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы», «кто сделает меньше прыжков?»

«Лягушки и цапли», «не попадись», «Волк во рву»

Лазанье, подлезанье, ползанье

«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»

«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»

«Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье»

«Перелет птиц», «Ловля обезьян»

Бросание, ловля, метание

«Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»

«Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку»

«Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему»

«Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Кого назвали, тот ловит мяч»

4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста.

Для проведения игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создание правильной предметно-пространственной среды. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наи­более часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.

У детей второго года жизни велика потребность в движениях. Для удовлетворения их потребности в движении необходимы : горку, скамейки, ящики и другие предметы. Должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер.

Важно научить ре­бенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы дви­жений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуман­ное, творчески отобразить в воображении и поведении накоп­ленный двигательный и социальный опыт. Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличива­ется расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе воспитатель распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней спра­виться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сю­жета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста ис­пользуются более сложные движения. Перед детьми ставится зада­ча мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, прояв­лять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей скоорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не­сюжетными играми широко используются игры с элементами со­ревнования, которые вначале целесообразно вводить между не­сколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.

Так, в игре «Кто скорее добежит до флаж­ка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справят­ся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить пе­ред детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, и в каж­дом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажка­ми в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» стро­ятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выклады­вают какую-нибудь фигуру из флажков.

Такое усложнение задания требует от детей умения быстро пере­ключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению пра­вил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит вос­питателю, но постепенно детям предоставляется все больше и боль­ше самостоятельности.

В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и не­сюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы вы­бора ведущих, широко пользоваться считалками.

В проведении подвижных игр с детьми средней группы я опираюсь на требования «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» к подбору подвижных игр.

В работе с детьми использую игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю их: увеличива­ю расстояние для бега, метания, высоту прыжков. Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.

При подборе игр для детей средней возрастной группы я руководствуюсь тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:


  1. Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.

  2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.

  3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В средней группе преимущественно провожу сюжетные подвижные игры. Хотя несюжетные подвижные игры («Подбрось – поймай», «Мяч через сетку», «Кто ушел?») и игры с элементами соревнования («Найди, где спрятано», «Найди и промолчи») так же использую в работе с детьми средней группы. Проводя сюжетную игру, использую образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываю детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк»), о медведе («У медведя во бору»), о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике»), стараюсь вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям.

Объясняю, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием за мной повторяют показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы, или кур. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение.

Часто, в играх мы используем атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль – маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и др.), дополнительные предметы для исполнения ролей (корзинки, муляжи ягод, грибов для игры «У медведя во бору», шляпу и кнут для пастуха в игре «Пастух и стадо»). Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре , большее желание играть.

Проводя игру, стараюсь, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как у них велика потребность в движениях и играх.

У многих детей в моей группе развито стремление к лидерству, доминированию. Каждый ребенок в моей группе стремится побывать в роли ведущего (водящего), поэтому роли распределять довольно трудно. При распределении ролей я стараюсь:


  1. Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; недисциплинированным – стать организованными; неактивным – проявить активность; необщительным – сдружиться со всеми.

  2. Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

  3. Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.
Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Цветные автомобили», или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Городки», «Сбей булаву», «Водонос». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения.

Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки-мышки», «Перелет птиц»), от концентрации внимания («Птичка и кошка», «Найди себе пару»). Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.

Для детей вялых пассивных и астеничных я выбираю игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений (Котята и щенята», «Зайка серый умывается»).

Для развития бега использую игры: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». В ходе проведения данных игр я добиваюсь закрепления и развития умения бегать легко, согласовывая движения рук и ног. Развиваю у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

В моей группе много детей гиперактивных, неусидчивых со сниженным самоконтролем и вниманием, для которых трудно согласовывать движения рук и ног, соблюдать дистанцию в игре но, с повышенной потребностью в движениях. Поэтому я стараюсь, прежде всего, приучить их к выполнению действий по сигналу, а так же обучаю детей соблюдать дистанции во время передвижения, не наталкиваться друг на друга вовремя ходьбы или бега.

Для развития прыжков мы играем в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте.

Для развития ползанья и лазанья я использую подвижные игры: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).

В играх на бросание и ловлю: «Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, в бросании и ловле мяча кистями рук, не прижимая их к груди.

В играх: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки» развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка.

В работе с детьми использую следующие народные игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Салки».

Разучивание игры с детьми отличается от проведения знакомой тем, что

оно начинается с образного рассказа. Например: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, осо­бенно злому волку: «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку : «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приго­варивает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопри­тесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отвори­тесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козля­та дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».

В ходе объяснения игры перед детьми ставлю игровую цель, способствующую активиза­ции мысли, осознанию игровых правил, формированию и совер­шенствованию двигательных навыков. При объяснении игры ис­пользую краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, разви­тия выразительности, красоты, грациозности движений; фанта­зии и воображения.

Объясняя несюжетную игру, я раскрываю по­следовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указываю местоположения играющих и игровые атрибуты, исполь­зую пространственную терминологию с ори­ентиром на предмет. С помо­щью вопросов проверяю, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования, уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Я стараюсь выразить уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее до­бежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»).

Приведу пример усложнения игры «Бездомный заяц»:

Цель игры: Совершенствование у детей бега, прыжков, развитие внимания и ловкости.

Ход игры: Дети разделяются на группы по 3-4 человека, берутся за руки и изображают заячьи «домики». В каждом «домике» прячется по одному «зайцу». Один из детей изображает «бездомного зайца», один из детей – «охотника». Воспитатель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» ловит его. «Заяц» может забежать в любой домик, тогда уже другой «заяц» убегает от «охотника». «Охотник» может ловить «зайца» только вне «домика».

Первое усложнение к игре: наличие двух «бездомных зайцев» или двух «охотников» в игре. В таком случае детям понадобиться больше скорости в беге, двигательной ловкости и быстроты реакции, а так же большей концентрации внимания.

Второе усложнение к игре: «охотник» может забежать в «домик», так же, как в игре «Кошки-мышки», при этом дети, исполняющие роль «домиков», должны помогать убежать «зайцам» из домика – поднять руки вверх, а так же остановить «охотника», задержав его в «домике» – опустить руки.

Я стараюсь воспитывать у детей самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучаю к самостоятельному выполнению правил. Развиваю творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Выводы по работе:


  1. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.

  2. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

  3. В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы, по которой работает ДОУ.

  4. В разучивании игры с детьми средней возрастной группы целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.

  5. При проведении подвижных игр нужно учитывать:
- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

Направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

Сферу интересов и потребностей ребенка;

Постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Список литературы


  1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

  2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  3. Горохова М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.

  4. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

  6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.

  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. – 368 с.