Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения. Понимание роли игры в жизни детей Как возникает игра в жизни ребенка

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

Игра имеет значение в жизни ребёнка, она имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, — в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он «глазеет». Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит: «Ты не так делаешь, смотри, как надо делать». Если ребёнок вырезает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит: «Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?». Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. Часто у таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае — наиболее частом — без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.

Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное — с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

Подбор игрушек по возрасту является одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка. Для малыша игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Все игры подразделяются на несколько видов:

Игры на развитие внимания и логики (дидактические игры)

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Сюжетно-ролевые игры

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение

Подвижные игры

Педагоги дошкольного учреждения огромное внимание уделяют физическому развитию и оздоровление своих воспитанников. И среди многообразия игр, используемых в детском саду, особое место отводится подвижным играм. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами — и поэтому являются самые универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.

Театрализованные игры

Воспитательные возможности театрализованных игр, используемых в работе с дошколятами огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Они — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Игры с природным материалом

Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.

Самое главное в этой детской игре — добиться следующего:

  • Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
  • Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
  • Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Что же в результате даёт ребёнку игра?

  • Снижает страх, беспокойство, стресс, раздражительность.
  • Создает радость, близость, чувство собственного достоинства и мастерство.
  • Повышение эмоциональной гибкости и открытости.
  • Увеличивает спокойствие, устойчивость, адаптивность и способность справляться с трудностями.
  • Уменьшает тактильную защиту.
  • Усиливает чувство принятия различий.
  • Увеличивает сочувствие, сострадание.
  • Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы.
  • Уменьшает стресс, усталость, травмы и депрессии.

Завирюха С.Б. воспитатель МБДОУ №48 п. Мегет

статья

Игра в жизни ребенка

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда" И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: "Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого".

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка.

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: "игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); "...играть - резвясь, забавляться, развлекаться" (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); "...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит "город" с "улицами", "машинами", "скверами", взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: "Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным "продуктом" игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: "Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры".

Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - "...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга".

В раннем детстве, впервые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П.Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

    определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

    строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

    обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

    развлечения, развивающие, прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

    развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);

    развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности, равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре, воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: "опробывание" себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития "женских" и "мужских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчеств развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Используемая литература при написании статьи:

    Журналы: "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".

    В.П.Шашкина "Роль игры в воспитании личности".

Играющий ребенок. Что может быть более естественным? Игра для детей – это не просто развлечение, а самая настоящая жизненная необходимость. Игра просто необходима ребенку для его полноценного и гармоничного развития, приобретения необходимых навыков – как бытовых, так и навыков социального общения. Кроме того, игры помогают родителям творчески развивать ребенка. Так, например, игры для детей для развития памяти помогают малышу научиться концентрировать свое внимание, выделять из общей массы и запоминать необходимую информацию.

В данной статье вкратце описаны типы игр, а также значение игры в жизни ребенка. Данная информация будет крайне полезна тем родителям, которые воспитывают своего первенца и пока что еще мало знают об играх. Однако очень может быть, что и более опытные мамы и папы смогут почерпнуть для себя что – то новое.

Итак, все игры подразделяются на несколько видов – игры на развитие внимания и логики, подвижные игры и ролевые игры. Первыми мы рассмотрим игры, призванные развивать память и внимание малыша.

Человеческая память представляет собой очень сложный процесс, протекающий в головном мозге. Суть этого процесса заключается в том, что человеческий мозг воспринимает и хранит определенную информацию и, в необходимый момент, извлекает ее на поверхность сознания. Развитие памяти – одна из первоочередных задач родителей. Очень часто можно услышать жалобы родителей, что их ребенок плохо учится в школе, потому что у него плохая память.

Однако практически ни у одного здорового ребенка, который не страдает серьезными неврологическими и психологическими расстройствами, не бывает плохой памяти. Просто чаще всего в таких случаях память элементарно не развита. В результате ребенок не умеет концентрировать внимание на преподносимой ему информации, обрабатывать и систематизировать ее. В результате процесс запоминания усложняется в разы, становясь для ребенка практически недостижимым.

Для того чтобы понять, каким же образом необходимо развивать детскую память, необходимо знать, какой вообще она может быть:

  • Зрительная память. Данный тип памяти характеризуется тем, что в механизме обработки и запоминания информации у человека преобладают зрительные образы. Например, человек гораздо быстрее запомнит какую – либо информацию, если прочтет ее сам, а не просто услышит. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают места, лица – они остаются у них в памяти на долгие годы. Как показывают многочисленные наблюдения, гораздо чаще зрительная память преобладает у женской половины человечества.
  • Слуховая память. Слуховая память также относится к типу образной памяти и характеризуется тем, что человек, обладающий подобным типом памяти, гораздо лучше и быстрее усваивает именно слуховые образы. Так, например, информация, зачитанная такому человеку вслух, воспринимается, усваивается и запоминается гораздо легче, чем прочитанная им самим. Данный тип памяти встречается примерно у 20% всех людей.
  • Двигательная память. Один из самых интересны и пока еще мало изученных типов памяти. Люди, обладающие данным видом памяти, замечательно запоминают мышечные движения, амплитуды вращения, скорости и расстояния. Данный тип памяти обычно очень хорошо развит у профессиональных спортсменов.

Определить, какой именно тип памяти преобладает у малыша, достаточно сложно. Более достоверно это можно установить примерно в возрасте 5 – 6 лет и позднее. А до этого возраста родители должны направлять усилия на развитие всех видов памяти.

Начнем с описания игр для самых маленьких деток


  1. Игра «жесты». Начинать развивать детскую память можно еще до года. Наиболее эффективно для этого использовать различные жесты. Вы поете своему крохе песенку? Сопровождайте их жестами. Однако обязательно следите, чтобы каждой песенке постоянно соответствовали одни и те же жесты. Многие детские песенки просто подразумевают под собой жесты взрослых, например «Жили – были у бабуси» или «Ладушки». Очень скоро малыш начнет узнавать песни и повторять за вами жесты. Если же малыш по каким – либо причинам не начинает этого делать самостоятельно, вам необходимо побуждать его к совершению действий.
  2. Игра подражание. Подражательное поведение ребенка также крайне важно для его полноценного развития. Именно поэтому и в играх родители должны стимулировать именно подражание. Например, все детки просто обожают игру в прятки. Возьмите большую книжку или пеленку, спрячьтесь за нее и скажите крохе – «ку-ку». Вы обязательно увидите на лице крохи неописуемый восторг. Очень скоро он начнет повторять за вам ваши действие. По мере роста ребенка игры – подражания будут усложняться, постепенно плавно перетекая в ролевые игры. О ролевых играх речь пойдет немного ниже.
  3. Игры – копирование. Для них вам понадобятся карточки с изображением различных животных или же их резиновые фигурки. Сначала покажите ребенку, какие звуки издает то или иное животное. После того, как малыш начнет повторять за вами эти звуки, начните показывать ему, как эти животные двигаются. Поверьте, очень скоро у вас по дому начнет ходить очаровательный мяукающий котенок или рычащий тигр.
Следующие игры предназначены для детишек постарше:
  1. Игра «найди отличия». В каждом доме найдется тысяча мелочей, с которыми ребенок постоянно сталкивается – это и ложки, и подушки, чашки и прочее. Предложите ребенку два похожих предмета – например, две подушки, и предложите найти различия. Будьте готовы к тому, что очень долго эти различия придется искать именно вам, а не ребенку. Будьте терпеливы – в итоге кроха обязательно научится видит отличия и показывать их вам. После того, как малыш научится уверенно находить отличия, можно немного усложнить задачу, и среди 5 – 6 предметов поместить два совершенно одинаковых. После этого попросите малыша найти два одинаковых предмета. Не расстраивайтесь, если это у него не получится с первого раза.
  2. Очень многим родителям приходится ездить куда – либо с малышом. И все знают, как выматывает длительная дорога и маму, и малыша. Однако и часы в дороге, можно провести очень и очень интересно. Считайте проезжающие за окном машинки, просите ребенка находить машины определенного цвета – все это помогает развивать память и внимание.
После того, как кроха устанет смотреть в окно, на помощь маме придет «волшебный» мешочек, который необходимо подготовить заранее. Для этих целей подойдет любой небольшой пакетик, который необходимо завязать таким образом, чтобы туда пролазила только ручка малыша. Внутрь поместите заранее припасенные приятные мелочи, которые способны порадовать вашего малыша. Это могут быть маленькие машинки, куколки, резинки или сладости. Думаем, каждая мама точно знает, что понравится именно ее крохе.

Ролевые игры

Если говорить о таком явлении, как развитие ребенка после года, игры не вызывают особых затруднений. А вот к вопросу игр детей более старшего возраста необходимо подходить чуть более тщательно. Одними из самых полезных игр являются так называемые ролевые игры, в которых ребенок исполняет определенную роль.

Казалось бы, игра в «дочки – матери», обожаемая всеми девочками мира, в которую играют уже, наверное, не одно столетие, совершенно простая по своей сути и не несет особой педагогической нагрузки. Однако, на самом деле, это первое впечатление обманчиво и является огромнейшим заблуждением.

Именно в подобных ролевых играх происходит социальная адаптация ребенка, его знакомство с укладом этого мира, поиск своего собственного я. Подобные игры для ребенка просто необходимы, без них развитие ребенка будет значительно отставать от развития его сверстников.

Кроме того, понаблюдав за ролевыми играми вашего сына или дочки, вы сможете узнать много нового о себе и других окружающих ребенка взрослых. Дети очень точно копируют в играх поведение взрослых, и даже их интонации. Возможно, понаблюдав за разговором дочки со своей куклой, вы узнаете себя.

Уже долгое время детские психологи используют ролевые игры как мощное средство психокоррекции и диагностики. Если ребенок имеет какие – либо психологические проблемы, именно ролевая игра позволит специалисту определить, что тревожит ребенка. И все та же ролевая игра способна исправить ситуацию.

Например, если ваш малыш не хочет ходить в садик: плачет и наотрез отказывается оставаться там, ролевая игра в садик поможет обнаружить, что тревожит малыша. Может быть, у ребенка возникли сложности в общении со сверстниками или же даже с воспитателями. Как уже говорилось немного выше, дети в ролевых играх очень точно копируют все жизненные ситуации, в которые они попадают.

Также ролевые игры способны помочь родителям справиться со многими детскими страхами. Ваш кроха боится темноты? А может быть, он волнуется перед первым походом в садик? Обыграйте пугающую ребенка ситуацию – очень скоро малыш сам будет смеяться над своими страхами.

Не меньшее значение ролевые игры играют и в подготовке ребенка к изменениям в его жизни или нестандартным ситуациям. Например, малышу предстоит первый раз в жизни посетить стоматолога, и он испытывает опасения. Обыграйте визит стоматолога с куклой. Ни в коем случае не стоит забывать даже про самые мелкие детали, например, носовой платочек. Дети очень наблюдательны в таких мелочах.

Также при помощи ролевых игр родители могут в значительной мере поднять самооценку своего ребенка. Ваш сын или дочка стесняются находиться в обществе сверстников, застенчивы и нерешительны? Играйте с ним! Играйте много и часто, обыгрывая все те ситуации, в которых ваш ребенок тушуется. Позвольте ему побыть и одной действующей стороной, и другой. В 90% такие игры помогают малышам научиться вести себя в различных ситуациях, обрести уверенность в себе.

Игры, развивающие способности ребенка



Роль игры в обучении невозможно переоценить. Обучение ребенка в процессе игры проходит гораздо интереснее и продуктивнее, ребенок занимается намного охотнее. В процессе игры ребенок не только знакомиться с геометрическими формами, цветами и размерами, но и обучается читать и считать. Родителям не стоит немедленно кидаться и покупать самые дорогие дидактические пособия.

Для знакомства малыша с цифрами и буквами вы можете использовать обыкновенные картонные карточки, которые не сложно сделать самостоятельно. Для их изготовления вам понадобится плотный картон, цветные маркеры и прозрачный скотч. Разрежьте картон на равные карточки, напишите на нем буквы и цифры. Можно также из картона склеить кубики. Сверху оклейте картон скотчем – это придаст карточкам долговечность и позволит ребенку играть с ними даже в ванной.

Однако родители должны помнить о том, что обучение в процессе игры в первую очередь должно оставаться игрой. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что – либо против его воли. Подобное насильное обучение может привести к совершенно противоположному эффекту – можно отбить желание учиться на долгие годы.

В продаже на сегодняшний день можно найти игры способствующие развитию творчества детей. Практически в любом детском магазине игрушек родителям предоставлен очень широкий выбор:

  • Всевозможные конструкторы. Конструкторы замечательно развивают логику, ловкость, образное мышление и мелкую моторику. Также в процессе собирания дети учатся принимать свои первые самостоятельные решения. Существует огромный выбор конструкторов для детишек всех возрастов – от годовалых крох и до школьников.
  • Кубики. Дети очень любят всевозможные кубики: пластмассовые, деревянные, тряпочные, всех цветов и размеров. Кубики также развивают у ребенка творческие способности.
  • Раскраски и цветные карандаши, как впрочем и гуашь, помогут вашему ребенка самовыражаться, не ограничивая себя. Кроме того, рисование способно занять внимание ребенка на долгое время.
Это лишь немногое из того, что может быть интересно и полезно вашему малышу. Главное, что необходимо помнить родителям, это то, что участие родителей в любой игре крайне желательно, если не прямое, то хотя бы косвенное. Ведь ваше внимание необходимо малышу больше всего на свете!

Юлия Шарнина
Игра в жизни ребенка

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

группа раннего возраста

Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре , таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

А. С. Макаренко

Цель : изучение значение игры как ведущей деятельности ребенка .

Задачи :

Развивать игровой деятельности;

Изучать методической литературы по данной теме;

Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Разработать консультации (анкеты) для родителей.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра . Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Экологические (дмдактические) игры :

«Угадай, что в руке»

«Найди, что назову»

«Чудесный мешочек»

«Что в корзинку мы берем»

Русские народные (подвижные) игры :

«Подними ладошки»

«Зайка»

«Огуречик»

«У медведя во бору»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?

Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.

Анкеты для родителей.

«Как играть с ребенком »

ЦЕЛЬ : заинтересовать родителей игрой ребенка , показать ее значение в жизни детей , в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.

1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка ? ___

2. С кем любит играть ваш ребенок ? ___

3. Какие у него есть любимые роли и игры? ___

4. Есть ли у вас дома уголок игр? ___

5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ___

6. Часто ли вы говорите ребенку , что заняты, когда он просит вас поиграть с ним ? ___

7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ___

8. Есть ли постоянные роли у ребенка ? Положительные они или отрицательные? ___

9. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры ? ___

10. Играете ли вы вместе с ребенком ? В какие игры? ___

11. Понаблюдайте за играми своих детей .

Во что и как они играют , какие стороны жизни отражают ? ___

Консультация для родителей : «Поиграй со мной »

«Поиграй со мной - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом » . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка ? Или просто не хотим и не умеем играть ?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир , в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире все правда, а не выдумка….

….Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Публикации по теме:

Музыка в жизни ребенка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 275 г. Уфа «Музыка в жизни ребенка» Прайс Юлия Фанилевна Вступления.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка. Играем вместе с ребенком» «Не мешай! Иди, поиграй!» - как часто родители произносят эту фразу. Современные родители знают, что у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребенка» Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов, развитие.


ПОИСК ПО САЙТУ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

Но даже в первую свою работу по обслуживанию себя ребенок вносит много игры. Постепенно ему поручаются всё более сложные работы, которые имеют значение для всей семьи. Все же игра в это время является главным занятием ребёнка, и наиболее его интересует.

В школьном возрасте работа выходит на первое место, появляется ответственность, она связана с ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, близко стоит к его будущей общественной деятельности. Но и в это время игра кажется ребенку интереснее работы, ему хочется отложить работу и поиграть.

Есть много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это категория людей, гоняющихся за удовольствиями, меняющих работу на приятное времяпровождение. Они принесли из детства игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это явилось результатом неправильно организованной игры. Но это не значит, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить к работе Это скорее вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Надо не устранять игру, а правильно организовывать ее. Надо руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо понимать, что такое игра и чем ее отличие от работы.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа.

Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая работа похожа на плохую игру.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это верно: в игре не меньше ответственности чем в работе. Отличие игры от работы лишь в том, что работа является участие человека в общественном производстве, в создании общественных ценностей. У игры нет подобных целей, но она имеет к ним косвенное отношение: она готовит человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

В любой хорошей игре обязательное есть рабочее усилие и усилие мысли.

Игры маленького ребенка - в основном, комнатные игры, в которых основное место занимают игрушки. Ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками, чужие игрушки ему не нравятся. В это время развиваются личные способности ребёнка. Не пугайтесь, что, ребёнок играет один, сейчас ему нужны игры в одиночестве, но важно не упустить время когда ребенок должен перейти к играм, где большее значение имеет общение со сверстниками.

На этой стадии центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, лошадки, куклы, мягкие игрушки и пр.

Готовая игрушка хороша тем, что она постепенно знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она развивает ребёнка к технике и сложного человеческого хозяйства. Поэтому готовая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения.

Игрушечный автомобиль в руках ребенка настраивает его воображение на определённые ассоциации с транспортом, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и уходу. Родители должны наблюдать, чтобы развивающие стороны этой игрушки были замечены ребенком, чтобы он не увлекался только ее механичностью и удобством.

Очень важно, чтобы ребёнок не гордился тем, что у других детей нет таких хороших игрушек, а у него их много, Вообще такие игрушки полезны только тогда, когда ребёнок не бережет для того, чтобы похвалиться перед друзьями, а с ними играет, и играет при не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном процессе. Машины должны что-нибудь перевозить, Маленькие фигурки должны куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны спать, кушать, менять наряды, ходить в гости. В мире детской игры есть большой простор для фантазии, и чем шире и серьёзнее используется этот простор с такими игрушками, тем лучше. Если медвежонка место, только тормошат и потрошат и кидают, это очень плохо. Но если у мишки есть свое место, своя определенная роль в игровом царстве, это уже хорошо.

Другой тип игрушек это игрушка полу-готовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Этот тип игрушки хорош тем, что перед ребёнком ставится задача - обычно такая, которую можно решить с известным напряжением и усилием, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, логика, понятие о правильном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти почти всегда одни и те же, однотипны и быстро надоедают ребенку.

Игрушка-материал: глина, пластилин, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. и т.д.

Различные материалы - представляют самый дешёвый и самый эффективный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к человеческой деятельности: из материалов человек создаёт материальные и культурные ценности. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже зародилась культура игры и зарождается культура деятельности. В игрушке-материале есть много от реальной жизни, но в то же время есть место для фантазии, не простого мечтания, а творческой фантазии. Если есть кусочки стекла, из них нужно сделать окна, а для окон нужно придумать рамы, следовательно, для рам нужен дом. И наоборот.

Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у вашего ребенка есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше.

Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы ребёнок терялся в обилии игрушек. Пусть он из небольшого количества организует игру.

Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он хочет на не что - то перевозить, ему понадобится тележка. Не торопитесь покупать ему ее, нужно чтобы он сам её сделал из подручных. Если он ее сделает, прекрасно - цель игры достигнута. Но если ему требуется много тележек, вторую можно и купить.

Самое главное добиться следующего:

Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

Чтобы он доводил свою деятельность до конца, а не бросался от одной задачи к другой.

Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особое внимание нужно уделить отношению ребёнка к игрушке. Он не должен ломать игрушку, должен любить её, но, в тоже время, не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась.

Надо прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Надо попытаться починить поломанную игрушку и никогда не выбрасывать её раньше времени.

Есть и другие типы игрушек, которые предназначены для детей которые, уже умеют играть с простыми развивающими игрушками, и они хотят решать более сложные творческие задачи.

В этом им могут помочь металлические, пластмассовые и другие конструкторы, комплекты для сборки различных моделей, в том числе и действующих, научно - познавательные наборы, как например набор выращивание кристаллов – который сочетает в себе интересную, игру приобщение к загадочному миру природы и получения навыков научного опыта. В наборе имеются все необходимые приспособления и компоненты для проведения этих опытов самим ребенком. Выращивание кристаллов- это очень увлекательный и красивый процесс, и если у ребенка хватит выдержки дождаться результатов, он будет очень рад, что своими руками создал такое многообразие форм и оттенков цветов. Набор содержит подробную инструкцию, информацию о минералах и процессе выращивания минералов. Существуют и другие научно - познавательные наборы для детей из области физики, химии, оптики.

Кто то раньше, кто то позже, но всех детей игра в одиночку перестает интересовать как раньше и они переходят к групповой игре. Родители должны помочь ребёнку в этот довольно трудный период. Расширение круга друзей должно происходить в обстановке наиболее благоприятной. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе.

Лучшим в это время будет такое положение, когда в группе ребят во дворе есть немного постарше, который пользуется у них авторитетом и будет организатором более молодых.

Трудность здесь в том, что дети уже не играют на глазах у родителей, а в своем детском сообществе. Этот период продолжается до 11-12 лет, ребенок уже в это время учится в школе.

Здесь родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, и подружился со сверстниками. Вы должны внимательно изучить, что это за дети. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, есть ли чего нибудь плохого в их играх.

Зачастую бывает, что инициатива одного родителя во дворе помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой катаются с обледеневшей мусорной кучи. Договоритесь с другими родителями или одни помогите ребятам насыпать настоящую горку. Сделайте своему сыну простые деревянные санки, и вскоре и у других ребят появится что-либо подобное.

В этот период очень важно общение родителей между собой, что к сожалению происходит не часто. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители вместе так же организованно будут руководить ими.

Часто дети ссорятся, дерутся и жалуются друг на друга. Большая ошибка родителей, если они сразу же принимают сторону своего ребенка и сами ввязываются в ссору с родителями обидчика, даже если ваш ребёнок пришёл в слезах. Спокойно расспросите спокойно вашего сына или дочь, представьте себе картину пришествия. В основном виновата бывает не одна сторона. Объясните своему ребенку, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно искать мирные выходы из конфликтов. Обязательно найдите достойный способ помирить вашего ребёнка с противником, пригласите обидчика в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его родителями, выясните все до конца.

Вы должны уже видеть перед собой не только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой детский коллектив и воспитывать его вместе с другими родителями. Только в тогда вы принесёте пользу и вашему ребёнку. Он увидит, что вы проводите общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего хуже агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает плохие качества характера у ребёнка, подозрительность и слепой эгоизм.

Школьная пора

Школа привносит в жизнь ребенка более широкий круг друзей, новые сферы интересов и новые виды игровой деятельности, строгий режим и чёткую организацию. Если во дворе ребенок тоже уже член детского общества, в котором нет ни строгой дисциплины, ни общественного контроля. В школе появляется и то и другое.

Ребенок начинает участвовать не только в игровых мероприятиях, но и деловых и учебных. Поэтому и игра в этот период принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с целями физического развития, правилами, а самое важное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. Но и здесь у родителей остаются рычаги для влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности.

Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личными успехами, главным же образом, гордость успехом команды или коллектива. Будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери. Нужно пресекать хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Необходимо выработать у ребенка спокойное отношение к удачам и неудачам.

Ошибки родителей по отношению к детским играм.

Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру.

Часто родители слишком много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, игровые задачи часто решают раньше, чем их решит ребёнок.

В этом случае играют больше родители, чем ребёнок. У таких родителей дети не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё могут делать хорошо. У них развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Если вы подарите ребёнку заводную игрушку и будете сами заводить её и пускать, а ребенок смотреть и радоваться, - эта игра никуда не годится. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, в игре нет его участия. Если ребёнок будет играть только в такие игры, он вырастет пассивным, привыкшим смотреть на чужую работу, не умеющим вносить в работу творческий момент, боящийся трудностей. Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра.

Игра не должна занимать всю духовную жизнь ребёнка, необходимо развивать и трудовые навыки. Родители должны воспитывать стремление к полному удовлетворению, преодолению трудностей, развивать воображение.

Игра должна быть такой, чтобы в ней воспитывались те психические и физические навыки, которые будут необходимы для будущей работы.

Многие родители считают что дело в в количестве игрушек. Они тратят большие деньги на игрушки, заваливают детей разнообразными игрушками и гордятся этим. Дети таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.