Рефлексивная игра все в круг. Сборник игр для рефлексии дела. Нормирование действий игроков, ауторефлексия и рефлексивное состояние

Полина Астанакулова
Игры для детей 5–7 лет. Рефлексивные круги «Тайна моего Я»

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КРУГИ

«ТАЙНА МОЕГО Я »

«Я и другие» .

Цель :

1. Развивать уверенность в себе, умение высказывать своё мнение, способность внимательно выслушивать своих товарищей.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Материал : Клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у воспитателя клубок ниток. Воспитатель : Давайте узнаем, что вы больше всего любите. Звучит музыка и воспитатель говорит, что я люблю гулять в лесу. Затем передает клубок ребёнку и каждый высказывает своё мнение, потом клубок возвращается к воспитателю. Получилась вот такая паутинка. Паутинка сплела нас в единое целое. Теперь мы с вами едины. Она очень тонкая и в любой момент может разорваться. Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог поссорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины (паутинку сматывают в клубок) .

«Я глазами других» .

Цель : Дать детям представления об индивидуальности. Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами : «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я” » .

Цель : Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник со свечей, спички, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у педагога клубок ниток. Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример : чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели» .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Содержание : дети сидят в кругу . Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают)

Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . (Дети заканчивают предложения) . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я» »

Цель : создание положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые) ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : игра помогает запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : развитие воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

«Я в будущем»

Цель : развитие групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!

Российская Академия Наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Д.А. НОВИКОВ, А.Г. ЧХАРТИШВИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ИГРЫ СИНТЕГ Москва – 2003 УДК 519 ББК 22.18 Н 73 Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные Н 73 игры. М.: СИНТЕГ, 2003. – 149 с. ISBN 5-89638-63-1 Монография посвящена обсуждению современных подходов к матема- тическому моделированию рефлексии. Авторы вводят в рассмотрение новый класс теоретико-игровых моделей – рефлексивные игры, описываю- щие взаимодействие субъектов (агентов), принимающих решения на осно- вании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д. Анализ поведения фантомных агентов, существующих в представле- ниях других реальных или фантомных агентов, и свойств информационной структуры, отражающей взаимную информированность реальных и фан- томных агентов, позволяет предложить в качестве решения рефлексивной игры информационное равновесие, которое является обобщением ряда известных концепций равновесия в некооперативных играх. Рефлексивные игры дают возможность: - моделировать поведение рефлексирующих субъектов; - исследовать зависимость выигрышей агентов от рангов их рефлексии; - ставить и решать задачи рефлексивного управления; - единообразно описывать многие явления, связанные с рефлексией: скрытое управление, информационное управление через СМИ, рефлексию в психологии, художественных произведениях и др. Книга адресована специалистам в области математического моделиро- вания и управления социально-экономическими системами, а также студен- там вузов и аспирантам. Рецензенты: д.т.н., проф. В.Н. Бурков, д.т.н., проф. А.В. Щепкин УДК 519 ББК 22.18 Н 73 ISBN 5-89638-63-1 У Д.А.Новиков, А.Г. Чхартишвили, 2003 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4 ГЛАВА 1. Информация в принятии решений........................................... 21 1.1. Индивидуальное принятие решений: модель рационального поведения............................................................................................................................ 21 1.2. Интерактивное принятие решений: игры и равновесия......................... 24 1.3. Общие подходы к описанию информированности................................. 31 ГЛАВА 2. Стратегическая рефлексия........................................................ 34 2.1. Стратегическая рефлексия в играх двух лиц........................................... 34 2.2. Рефлексия в биматричных играх.............................................................. 41 2.3. Ограниченность ранга рефлексии............................................................ 57 ГЛАВА 3. Информационная рефлексия..................................................... 60 3.1. Информационная рефлексия в играх двух лиц....................................... 60 3.2. Информационная структура игры............................................................ 64 3.3. Информационное равновесие................................................................... 71 3.4. Граф рефлексивной игры.......................................................................... 76 3.5. Регулярные структуры информированности........................................... 82 3.6. Ранг рефлексии и информационное равновесие..................................... 91 3.7. Рефлексивное управление....................................................................... 102 ГЛАВА 4. Прикладные модели рефлексивных игр............................... 106 4.1. Скрытое управление................................................................................ 106 4.2. СМИ и информационное управление.................................................... 117 4.3. Рефлексия в психологии.......................................................................... 121 4.3.1. Психология шахматного творчества............................................. 121 4.3.2. Трансакционный анализ................................................................. 124 4.3.3. Окно Джохари.................................................................................. 126 4.3.4. Модель этического выбора............................................................. 128 4.4. Рефлексия в художественных произведениях....................................... 129 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 137 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 142 3 – Пескари привольно резвятся, в этом их радость! – Ты же не рыба, откуда тебе знать, в чем ее ра- дость? – Ты же не я, откуда тебе знать, что я знаю, а чего не знаю? Из даосской притчи – Дело, разумеется, в том, достопочтенный архи- епископ, что Вы верите в то, во что Вы верите, по- тому что Вы были так воспитаны. – Может быть, и так. Но остается фактом, что и Вы верите в то, что я верю в то, во что я верю, потому что я был так воспитан, по той причине, что Вы бы- ли так воспитаны. Из книги Д. Майерса «Социальная психология» ВВЕДЕНИЕ Настоящая работа посвящена обсуждению современных подхо- дов к математическому моделированию рефлексии и, в первую очередь, введению в рассмотрение нового класса теоретико-игровых моделей – рефлексивных игр, описывающих взаимодействие субъек- тов, принимающих решения на основании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д. Рефлексия. Одним из фундаментальных свойств бытия челове- ка является то, что наряду с природной («объективной») реально- стью существует ее отражение в сознании. При этом между природ- ной реальностью и ее образом в сознании (будем считать этот образ частью особой – рефлексивной реальности) существует неизбежный зазор, несовпадение. Целенаправленное изучение этого феномена традиционно свя- зано с термином «рефлексия», которому «Философский словарь» дает следующее определение: «РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio – обращение назад). Термин, означающий отражение, а также иссле- дование познавательного акта». Термин «рефлексия» введен Дж. Локком; в различных философ- ских системах (у Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, Г. Гегеля и др.) он имел различное содержание. Систематическое описание рефлек- сии с точки зрения психологии началось в 60-е годы XX века (школа 4 В.А. Лефевра). Кроме того, следует отметить, что существует пони- мание рефлексии в другом значении, имеющем отношение к рефлек- су – «реакции организма на возбуждение рецепторов» . В настоящей работе используется первое (философское) определе- ние рефлексии. Для прояснения понимания сути рефлексии рассмотрим сначала ситуацию с одним субъектом. У него есть представления о природ- ной реальности, но он может и осознавать (отражать, рефлексиро- вать) эти представления, а также осознавать осознание этих пред- ставлений и т.д. Так формируется рефлексивная реальность. Рефлексия субъекта относительно своих собственных представле- ний о реальности, принципах своей деятельности и т.д. называется авторефлексией или рефлексией первого рода. Отметим, что в большинстве гуманитарных исследований речь идет, в первую оче- редь, об авторефлексии, под которой в философии понимается про- цесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия второго рода имеет место относительно представле- ний о реальности, принципах принятия решений, авторефлексии и т.д. других субъектов. Приведем примеры рефлексии второго рода, иллюстрирующие, что во многих случаях правильные собственные умозаключения можно сделать, лишь если занять позицию других субъектов и про- анализировать их возможные рассуждения. Первым примером является классическая «задача о грязных ли- цах» (Dirty Face Game) , иногда ее называют «задачей о мудре- цах и колпаках» или «о мужьях и неверных женах» . Опи- шем ее, следуя . «Представим себе, что в купе вагона Викторианской эпохи на- ходятся Боб и его племянница Алиса. У каждого испачкано лицо. Однако никто не краснеет от стыда, хотя любой Викторианский пассажир покраснел бы, зная, что другой человек видит его грязным. Отсюда мы делаем вывод, что никто из пассажиров не знает, что его лицо грязное, хотя каждый видит грязное лицо своего компаньона. В это время в купе заглядывает Проводник и объявляет, что в купе находится человек с грязным лицом. После этого Алиса по- краснела. Она поняла, что лицо у нее испачкано. Но почему она поняла это? Разве Проводник не сообщил то, что она уже знала? 5 Проследим цепочку рассуждений Алисы. Алиса: Предположим, мое лицо чистое. Тогда Боб, зная, что кто-то из нас грязный, должен сделать вывод, что грязный он, и покраснеть. Раз он не краснеет, значит, моя посылка про мое чистое лицо ложная, мое лицо грязное и я должна покраснеть. Проводник добавил к информации, известной Алисе, информа- цию о знаниях Боба. До этого она не знала, что Боб знает, что кто-то из них испачкан. Короче, сообщение проводника превратило знание о том, что в купе есть человек с грязным лицом, в общее знание». Второй хрестоматийный пример – «задача о скоординированной атаке» (Coordinated Attack Problem) ; существуют близкие к ней задачи об оптимальном протоколе обмена информацией – Elec- tronic Mail Game и др. (см. обзоры в ). Ситуация выглядит следующим образом. На вершинах двух холмов расположены две дивизии, а в долине расположился против- ник. Одержать победу можно, только если обе дивизии нападут на противника одновременно. Генерал – командир первой дивизии – посылает генералу – командиру второй дивизии – гонца с сообщени- ем: «Атакуем на рассвете». Так как гонец может быть перехвачен противником, то первому генералу необходимо дождаться от второ- го генерала сообщения о том, что первое сообщение получено. Но так как второе сообщение также может быть перехвачено противни- ком, то второму генералу необходимо получить от первого подтвер- ждение, что тот получил подтверждение. И так далее до бесконечно- сти. Задача заключается в том, чтобы определить, после какого числа сообщений (подтверждений) генералам имеет смысл атаковать противника. Вывод следующий – в описанных условиях скоордини- рованная атака невозможна, а выходом является использование вероятностных моделей . Третья классическая задача – «задача о двух брокерах» (см. также модели спекуляций в ). Предположим, что у двух броке- ров, играющих на фондовой бирже, имеются собственные эксперт- ные системы, которые используются для поддержки принятия реше- ний. Случается так, что сетевой администратор нелегально копирует обе экспертные системы и продает каждому брокеру экспертную систему своего оппонента. После этого администратор пытается продать каждому из них следующую информацию – «Ваш оппонент имеет Вашу экспертную систему». Потом администратор пытается 6 продать информацию – «Ваш оппонент знает, что Вы имеете его экспертную систему», и т.д. Вопрос заключается в том, как брокерам следует использовать информацию, получаемую от администратора, а также какая информация на какой итерации является существен- ной? Завершив рассмотрение примеров рефлексии второго рода, об- судим в каких ситуациях рефлексия является существенной. Если единственный рефлексирующий субъект является экономическим агентом, который стремится максимизировать свою целевую функ- цию, выбирая одно из этически допустимых действий, то природная реальность входит в целевую функцию как некий параметр, а ре- зультаты рефлексии (представления о представлениях и пр.) аргу- ментами целевой функции не являются. Тогда можно сказать, что авторефлексия «не нужна», так как она не изменяет действия, выби- раемого агентом. Заметим, что зависимость действий субъекта от рефлексии мо- жет иметь место в ситуации, когда действия этически неравноценны, то есть наряду с утилитарным аспектом существует деонтологиче- ский (этический) – см. . Однако экономические реше- ния, как правило, этически нейтральны, поэтому рассмотрим взаи- модействие нескольких субъектов. Если субъектов несколько (ситуация принятия решения являет- ся интерактивной), то в целевую функцию каждого субъекта входят действия других субъектов, то есть эти действия являются частью природной реальности (хотя сами они, разумеется, обусловлены рефлексивной реальностью). При этом рефлексия (и, следовательно, исследование рефлексивной реальности) становится необходимой. Рассмотрим основные подходы к математическому моделированию эффектов рефлексии. Теория игр. Формальные (математические) модели поведения человека создаются и изучаются уже более полутора веков (см. обзор в ) и находят все большее применение как в теории управ- ления, экономике, психологии, социологии и т.д., так и при решении конкретных прикладных задач. Наиболее интенсивное развитие наблюдается начиная с 40-х годов XX века – момента появления теории игр, который обычно датируют 1944 годом (выход первого издания книги Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Тео- рия игр и экономическое поведение» ). 7 Под игрой в данной работе будем понимать взаимодействие сторон, интересы которых не совпадают (отметим, что возможно и другое понимание игры – как «вида непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» – см. также , где понятие игры трактуется гораздо более широко). Теория игр – раздел прикладной математики, исследующий мо- дели принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на разви- тие ситуации в собственных интересах . Далее для обозначения субъекта, принимающего решения (игрока), используется термин «агент». В настоящей работе рассматриваются некооперативные статические игры в нормальной форме, то есть игры, в которых агенты однократно, одновременно и независимо выбирают свои действия. Таким образом, основная задача теории игр заключается в опи- сании взаимодействия нескольких агентов, интересы которых не совпадают, а результаты деятельности (выигрыш, полезность и т.д.) каждого зависят в общем случае от действий всех . Итогом подобного описания является прогноз разумного исхода игры – так называемого решения игры (равновесия). Описание игры заключается в задании следующих параметров: - множества агентов; - предпочтений агентов (зависимостей выигрышей от дейст- вий): при этом предполагается (и этим отражается целенаправлен- ность поведения), что каждый агент заинтересован в максимизации своего выигрыша; - множеств допустимых действий агентов; - информированности агентов (той информации, которой они обладают на момент принятия решений о выбираемых действиях); - порядка функционирования (порядок ходов – последователь- ность выбора действий). Условно говоря, множество агентов определяет, кто участвует в игре. Предпочтения отражают, что хотят агенты, множества допус- тимых действий – что они могут, информированность – что они знают, а порядок функционирования – когда они выбирают дейст- вия. 8 Перечисленные параметры задают игру, но они недостаточны для того, чтобы предсказать ее исход – решение игры (или равнове- сие игры), то есть множество рациональных и устойчивых с той или иной точки зрения действий агентов . На сегодняшний день в теории игр не существует универсальной концепции равнове- сия – принимая те или иные предположения о принципах принятия агентами решений, можно получать различные решения. Поэтому основной задачей любого теоретико-игрового исследования (вклю- чая настоящую работу) является построение равновесия. Так как рефлексивные игры определяются как такое интерактивное взаимо- действие агентов, в котором они принимают решения на основе иерархии своих представлений, то существенной является информи- рованность агентов. Поэтому остановимся на ее качественном обсу- ждении более подробно. Роль информированности. Общее знание. В теории игр, фи- лософии, психологии, распределенных системах и других областях науки (см. обзор в ) существенны не только представления (beliefs) агентов о существенных параметрах, но и их представления о представлениях других агентов и т.д. Совокупность этих представ- лений называется иерархией представлений (hierarchy of beliefs) и в настоящей работе моделируется деревом информационной структу- ры рефлексивной игры (см. раздел 3.2). Другими словами, в ситуа- циях интерактивного принятия решений (моделируемых в теории игр) каждый агент перед выбором своего действия должен предска- зать поведение оппонентов. Для этого у него должны быть опреде- ленные представления о видении игры оппонентами. Но оппоненты должны проделать то же самое, поэтому неопределенность относи- тельно той игры, которая будет разыграна, порождает бесконечную иерархию представлений участников игры. Приведем пример иерархии представлений. Предположим, что имеются два агента – А и Б. Каждый из них может иметь собствен- ные нерефлексивные представления о неопределенном параметре q, который мы будем в дальнейшем называть состоянием природы (state of nature, state of the world). Обозначим эти представления qА и qБ соответственно. Но каждый из агентов в рамках процесса рефлек- сии первого ранга может задуматься о представлениях оппонента. Эти представления (представления второго порядка) обозначим qАБ и qБА, где qАБ – представления агента А о представлениях агента Б, 9 qБА – представления агента Б о представлениях агента А. Но этим дело не ограничивается – каждый из агентов в рамках процесса дальнейшей рефлексии (рефлексии второго ранга) может задуматься над тем, каковы представления оппонента о его представлениях. Так порождаются представления третьего порядка – qАБА и qБАБ. Про- цесс порождения представлений более высоких порядков может продолжаться до бесконечности (никаких логических ограничений увеличению ранга рефлексии не существует). Совокупность всех представлений – qА, qБ, qАБ, qБА, qАБА, qБАБ и т.д. – образует иерархию представлений. Частным случаем информированности – когда все представле- ния, представления о представлениях и т.д. до бесконечности совпа- дают – является общее знание. Более корректно, термин «общее знание» (common knowledge), введен в для обозначения факта, удовлетворяющего следующим требованиям: 1) о нем известно всем агентам; 2) всем агентам известно 1; 3) всем агентам известно 2 и т.д. до бесконечности Формальная модель общего знания предложена в и получи- ла развитие во множестве работ – см. . Моделям информированности агентов – иерархии представле- ний и общему знанию – в теории игр посвящена, фактически цели- ком, настоящая работа, поэтому приведем примеры, иллюстрирую- щие роль общего знания в других областях науки – философии, психологии и др. (см. также обзор ). С точки зрения философии общее знание анализировалось при изучении соглашений . Рассмотрим следующий пример. В Правилах Дорожного Движения записано, что каждый участник дорожного движения должен соблюдать эти правила, а также вправе рассчитывать на то, что их соблюдают другие участники дорожного движения. Но другие участники дорожного движения также должны быть уверены в том, что остальные соблюдают правила, и т.д. до бесконечности. Следовательно, соглашение «соблюдать ПДД» должно быть общим знанием. В психологии существует понятие дискурса – «(от лат. discursus – рассуждение, довод) – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека; выступает как процесс связанного логического 10

Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г.
Рефлексивные игры
М.: СИНТЕГ, 2003.- 160 с.

Материалы предоставлены сайтом "Теория управления организационными системами "

Аннотация

Монография посвящена обсуждению современных подходов к математическому моделированию рефлексии. Авторы вводят в рассмотрение новый класс теоретико-игровых моделей - рефлексивные игры, описывающие взаимодействие субъектов (агентов), принимающих решения на основании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д.

Анализ поведения фантомных агентов, существующих в представлениях других реальных или фантомных агентов, и свойств информационной структуры, отражающей взаимную информированность реальных и фантомных агентов, позволяет предложить в качестве решения рефлексивной игры информационное равновесие, которое является обобщением ряда известных концепций равновесия в некооперативных играх.

Рефлексивные игры дают возможность:

Моделировать поведение рефлексирующих субъектов;
- исследовать зависимость выигрышей агентов от рангов их рефлексии;
- ставить и решать задачи рефлексивного управления;
- единообразно описывать многие явления, связанные с рефлексией: скрытое управление, информационное управление через СМИ, рефлексию в психологии, художественных произведениях и др.

Книга адресована специалистам в области математического моделирования и управления социально-экономическими системами, а также студентам вузов и аспирантам.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Информация в принятии решений
1.1. Индивидуальное принятие решений: модель рационального поведения
1.2. Интерактивное принятие решений: игры и равновесия
1.3. Общие подходы к описанию информированности
ГЛАВА 2. Стратегическая рефлексия
2.1. Стратегическая рефлексия в играх двух лиц
2.2. Рефлексия в биматричных играх
2.3. Ограниченность ранга рефлексии
ГЛАВА 3. Информационная рефлексия
3.1. Информационная рефлексия в играх двух лиц
3.2. Информационная структура игры
3.3. Информационное равновесие
3.4. Граф рефлексивной игры
3.5. Регулярные структуры информированности
3.6. Ранг рефлексии и информационное равновесие
3.7. Рефлексивное управление
ГЛАВА 4. Прикладные модели рефлексивных игр
4.1. Скрытое управление
4.2. СМИ и информационное управление
4.3. Рефлексия в психологии
4.3.1. Психология шахматного творчества
4.3.2. Трансакционный анализ
4.3.3. Окно Джохари
4.3.4. Модель этического выбора
4.4. Рефлексия в художественных произведениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Электронная версия книги: [Скачать, PDF, 29 стр., 250 Кбайт ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

«Я глазами других»

Цель : Создать условия для представления об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами :

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я” » .

Цель : Создать условия в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на подсвечник. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Создать условия для детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим,

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример Затем взрослый передает клубок ребёнку и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Содержание : дети сидят в кругу . Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают) Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я»

Цель : Создание условий для положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : Создание условий для развития детей в процессе игры запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : Создание условий для развития воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

«Я в будущем »

Цель : Создание условий для развития групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для рефлексивного круга.

«Я глазами других»

Цель : Создать условия для представления об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами : «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

« Тайна моего “я” » .

Цель : Создать условия в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на подсвечник. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Создать условия для детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример : чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели» .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают) Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . (Дети заканчивают предложения) . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я»

Цель : Создание условий для положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые) ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : Создание условий для развития детей в процессе игры запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : Создание условий для развития воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

Содержание : каждому ребенку дается задание с помощью выразительных движений показать то или иное действие, состояние, а остальные должны догадаться, о чем идет речь. Даются следующие задания : «Отгадай!» ; «Не покажу» , «Я не знаю» , «Это мое!» .

«Я в будущем »

Цель : Создание условий для развития групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Итоговый отчёт о проделанной работе по реализации плана «Рефлексивный круг» в рамках социализации

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. (ФОТОГРАФИЯ С КОСМОСА)

«Рефлексивный круг» – это технология, которая позволяет развивать речь дошкольников, мысли детей. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы.

На ежедневных рефлексивных кругах в группах дошкольного возраста, воспитатель задает вопросы, на которые дети активно отвечают.

(ФОТО)

За время проведения ежедневных рефлексивных кругов в течение года, дети научились внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, не перебивать друг друга.

(ФОТО)

Дети научились пользоваться правилами, которые изображены на пиктограммах и находятся в каждой группе на уровне глаз детей.

(ФОТОГРАФИИ пиктограмм)

Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.

Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя, в данном случае круги проводились в группе на ковре. Для эффективности обсуждения во время кругов используем свечу, которая ставится в центр круга, и любой предмет, которую дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.

Так же рефлексивные круги проводятся после клубных часов. На этих кругах можно узнать и понять, что детям понравилось, и что не понравилось во время проведения клубного часа.

(ФОТО С КОСМОСА И ФОТО КРУГОВ)

Помимо запланированных, темы «Кругов рефлексии» определялись воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло какое-то событие.

В итоге к концу учебного года многие дети овладели навыками связной речи, умение излагать свои мысли. Сформированы навыки слушать друг друга. Большинство детей желает выразить свои чувства и переживания.

Сентябрь

Ситуация месяца «Мой детский сад»

п/п

Участники

Дата

проведения

4.09.2017

Кого мы называем друзьями? О каком друге ты мечтаешь?

18.09.2017

Какого цвета дружба?

Средние группы

11.09.2017

С кем я хотел бы дружить в группе? Как мы делим игрушки?

25.09.2017

Кто такой воспитатель?

Октябрь

Ситуация месяца «Моя Родина»

Старшие и подготовительные группы

4.10.2017

Насколько хорошо я знаю свой город? За что я люблю свой город?

18.10.2017

31.10.2017

Детская площадка в моем городе. Чем заняться в выходные? Любимое место в Москве моих родителей. И почему?

Средние группы

11.10.2017

А у нас во дворе? Детская площадка в моем городе.

25.10.2017

Куда я хожу с родителями?

Ноябрь

Ситуация месяца «Я – житель Земного шара»

п/п

Участники

Дата

Проведения

Старшие и подготовительные группы

8.11.2017

Какие страны я знаю? В какой стране хотел бы побывать?

22.11.2017

Как себя вести при встрече с иностранцем?

Средние группы

15.11.2017

Страна, где я живу.

29.11.2017

Мои любимые песни, игры, мультфильмы. Сказочная страна.

2017-18 уч. года)

Ситуация месяца «Новый год. Волшебные подарки»

Старшие и подготовительные группы

6.12.2017

Как и чем можно украсить елочку в Новый год? Моё новогоднее желание. Что такое чудо?

20.12.2017

Как нужно вести себя на утренниках? Как организовать свой досуг?

10.01.2018

Как помочь птицам зимой?

Младшие и

средние группы

6.12.2017

Как и чем можно украсить елочку в Новый год?

Моё новогоднее желание.

20.12.2017

Как нужно вести себя на утренниках?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Мальчики и девочки»

п/п

Участники

Дата

проведения

Старшие и подготовительные группы

24.01.2018

Кто такая девочка? Кто такой мальчик? Различие признаков.

7.02.2018

Что влияет на наше настроение?

Средние группы

31.01.2018

Зачем мы питаемся?

14.01.2018

Какие добрые поступки можно сделать по отношению к мальчикам?

Какие добрые поступки можно сделать по отношению к девочкам?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Моя семья. Мои корни»

Старшие и подготовительные группы

21.02.2018

Что такое семья?

28.02.2018

За что я люблю свою семью?

7.03.2018

Кем работают родители?

Средние группы

28.02.2018

Что значит дружная семья?

14.03.2018

Кто живёт с тобой дома?

2018 уч. года)

Ситуация месяца «Весна красна»

п/п

Участники

Дата

проведения

Старшие и подготовительные группы

21.03.2018

Какие происходят изменения в природе весной?

4.04.2018

Что происходит весной с деревьями?

Средние группы

Старшие и подготовительные группы

10.04.2018

Что мы знаем о космосе?

18.04.2018

Что мы знаем о планете Земля?

Средние группы

11.04.2018

Кто первый космонавт?

25.04.2018

Планета, на которой мы живём. 8.05.2018

Великий праздник «День Победы».Какая наша Родина – Россия?

23.05.2018

Какая наша Родина – Россия?

Средние группы

2.05.2018

Что ты знаешь о празднике «Великой победы»?

16.05.2018

Кто мы жители страны России?

Итог «Рефлексивных кругов» за год:

Дети умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Умеют вести диалог, при этом используют различные средства выразительности. Дети внимательно слушают друг друга и понимают.