Психологическая познавательно-развивающая игра «Крестики – нолики» план-конспект занятия на тему. Игра крестики-нолики в начальной школе Сектор «Кто быстрей»

Цели и задачи:

Тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;

Выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;

Снятие эмоционального напряжения.

Возраст детей: 9–12 лет.

Правила игры

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигранного конкурса. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяется игра в следующем конкурсе.

Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три своих знака. В этом суть игры «Крестики-нолики».

Если командам не удается выстроить три своих знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «О» и «X», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Игровое поле

Пусть праздники будут почаще,
А мед - ароматней и слаще!
Каникулы будут подольше,
Бананы и сливы - побольше!
Уроки пусть будут короче,
Светлее осенние ночи!
От скуки - хорошее средство
Счастливое, яркое детство!

Ведущий. Дорогие ребята, поздравляю вас с началом каникул, с прекрасной радостной порой! Предлагаю вам поиграть в интересную познавательно-развлекательную игру «Крестики-нолики». Представляю жюри: директор детского дома, завуч по учебно-воспитательной работе, воспитатель (называются имена). За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Жюри оценивает каждый конкурс и оглашает его результат. Жюри также сегодня по итогам всех конкурсов определит команду-победительницу. Но самое замечательное, мы узнаем, кто из нас…

самый эрудированный участник,

самый сообразительный участник,

самый внимательный участник,

самый артистичный участник,

самый веселый участник,

самый спортивный участник,

самый ловкий участник,

самый сильный участник.

У нас две команды: команда «крестиков» и команда «ноликов». В процессе подготовки к игре мы с вами выбрали капитанов каждой команды. Капитан команды «крестиков» (представить ). Участники команды «крестиков» встают и произносят свой слоган. («Убедитесь вы не раз, мы ребята просто класс!» ). Капитан команды «ноликов» (представить ). Участники команды «нолики» встают и произносят свой слоган («Хватит радости на всех, впереди нас ждет успех!» ).

Участники игры, постарайтесь максимально проявить свои способности, знания, изобретательность и выдумку, будьте сплоченными, дружными, чтобы принести победу команде. На доске изображено игровое поле с названиями конкурсов. Победитель конкурса ставит свой знак на игровом поле. Право открыть название нового конкурса предоставляется команде-победительнице. Начинаем игру. Желаем удачи команде «Крестики» и команде «Нолики» и лично каждому из вас.

Конкурс «Разминка»

Вопросы для команды «Крестики»

Вопросы для команды «Нолики»

1. Кто родится с усами? (Котенок.)

2. Как называется птица, у которой самый большой нос, а клюв как сачок? (Пеликан.)

3. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варятся 6 яиц? (4 минуты.)

4. Какое существо может прыгать на расстояние, в 100 раз большее собственной длины? (Лягушка.)

5. По чему греки в V веке в сандалиях ходили? (По земле.)

6. Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка.)

7. Назовите героя сказки, который один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и поплатился за это? (Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

8. Какому герою сказки очень нравилась обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах.)

9. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои - фрукты и овощи. (Приключения Чиполлино.)

10. Вопрос на сообразительность. Что станет с красивым шелковым красным платком, если его опустить на дно Черного моря? (Намокнет.)

1. У кого усы длиннее ног? (У таракана.)

2. Самец этих птиц выполняет роль матери, сам строит гнездо, сам высиживает яйца, кормит птенцов. Самка только откладывает яйца. (Страус.)

3. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, второе уже будет не натощак.)

4. Какое живое существо может взять груз почти в 100 раз больше себя? (Муравей.)

5. В какие ворота въезжал Петр I? (В открытые.)

6. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? (Теремок.)

7. Назовите птицу из сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов. Как ее звали? (Курочка Ряба.)

8. Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь получить прибыль? (Буратино.)

9. Как звали героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила горшки и убиралась в доме? (Золушка.)

10. Вопрос на сообразительность. Какого цвета стоп-кран в самолете? (Его там нет.)

В этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.

Дополнительные вопросы на сообразительность

1. На что похожа вторая половина апельсина? (На первую.)

2. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

3. Что портится от слов? (Настроение.)

4. Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)

5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)

6. Что принадлежит только вам, но пользуетесь вы им реже других? (Имя.)

7. Кто под проливным дождем не замочит волосы? (Лысый человек.)

8. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

9. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква ц.)

10. На детской игровой площадке лежат пять кусочков угля, одна морковь и шарф. Никто не клал их туда, и тем не менее имеется логическое объяснение, почему они там лежат. А вы можете объяснить? (Дети использовали эти предметы, когда лепили снеговика зимой. С приходом весны снеговик растаял, и пять кусочков угля, морковка и шарф остались лежать.)

Послушаем мнение жюри.

Мне понравилось, как вы отвечали, были очень внимательными, проявили смекалку, эрудицию и сообразительность. Активными были...

Конкурс «Сильная рука»

В этом конкурсе участники должны проявить ловкость и силу рук.

Из каждой команды необходимо выбрать самого сильного и ловкого участника. Каждому представителю команды выдается газета. Задание такое: кто быстрее соберет ее в кулак, при этом не помогая другой рукой, тот и принесет победу команде в этом конкурсе. Обязательно будет учитываться размер газетного комка, чем меньше комок, тем лучше выполнено задание. Что скажет нам жюри?

Конкурс «Секретный ящик»

В этом конкурсе надо проявить эрудицию (начитанность) смекалку.

Задание для всех участников команд. Нужно отгадать, что лежит в ящике.

Вопрос для команды «Крестики»

В секретном ящике находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже уничтожить одного страшного злого персонажа русских народных сказок. (Игла.)

Вопрос для команды «Нолики»

В секретном ящике есть то, что указало путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? (Клубок ниток.)

Вопросы для всех участников команд

В секретном ящике находится предмет, послушайте его описание: «Трое вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала: «Какая прелесть!» Баба-яга посмотрела и сказала: «Какое страшилище!». Колобок посмотрел и сказал: «Я себе такое же куплю». Этот предмет находится в нашем секретном ящике. Что это? (Зеркало.)

Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эта полезная вещь есть у каждого в доме, а часто даже в нескольких вариантах. Согласно русской пословице на нее не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь. (Часы.) Пословица: Счастливые часов не наблюдают .

Как жюри оценит этот конкурс?

Конкурс капитанов

Здесь капитаны должны показать свои знания, проявить эрудицию, сообразительность.

Ведущий. Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам дается задание собрать из разрезанных частей пословицу и объяснить ее смысл. Будут учитываться время и точность выполнения задания. Капитаны начинают работу одновременно.

1. Делу время - потехе час . (Вовремя занимайся делами, а в оставшееся время можешь развлечься.)

2. Сделал дело - гуляй смело . (После выполнения серьезной работы можно со спокойной душой отдохнуть, погулять.)

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда . (Всё дается трудом.)

4. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь . (Прежде чем сказать, подумай.)

(Если жюри ставит капитанам одинаковое количество очков, то объявляется аукцион пословиц .) Капитаны команд по очереди называют пословицу. Тот капитан, который последним скажет свою пословицу, получает победу в конкурсе капитанов…

Оценки жюри.

Конкурс «Спорт, спорт, спорт»

В этом конкурсе нужно быть артистичным, наблюдательным, точным и пластичным.

Каждый участник команды получает карточку с заданием. Прочитав и немного подумав, нужно изобразить вид спорта, без слов, только движением, мимикой и жестами. Зрители должны отгадать, что за вид спорта изобразил каждый участник. Жюри оценивает артистичность и точность изображения.

Виды спорта

1. Плавание.

2. Прыжки в высоту.

3. Футбол.

4. Волейбол.

5. Тяжелая атлетика. Поднятие штанги.

6. Фигурное катание.

7. Теннис.

8. Ходьба на лыжах.

9. Метание копья.

10. Стрельба из лука.

Оценки жюри.

Конкурс «Я + ты = мы»

В этом конкурсе нужно быть внимательным и организованным.

Этот веселый конкурс рассчитан на быстроту реакции, ориентации, сплоченность команды.

По хлопку в бубен каждой команде нужно быстро построиться:

1. По росту. Участники каждой команды выстраиваются в «линеечку» от самого высокого участника до самого низкого. Жюри оценивает быстроту и правильность исполнения задания.

2. По цвету глаз (от светлых к темным).

3. По дате рождения. Жюри оценивает быстроту и правильность выполнения задания.

Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. В этом конкурсе будет учитываться умение владеть своим голосом и интонацией.

Задание: назвать одну и ту же фразу «Не бойся, Маша, я Дубровский» с разной интонацией. Каждый участник команды получает задание, с какой интонацией произносить эту фразу. Важно эту фразу произнести в соответствии с образом.

Команде «Крестики»:

Шепотом;

Весело, радостно, восторженно;

Испуганно;

Как робот.

Команде «Нолики»:

Грустно, печально;

Как иностранец;

Со злобой;

Как начальник.

Жюри оценивает артистичность и выразительность исполнения.

Ведущий . Посмотрите, ребята, слова были одинаковые, а произнесли вы их по-разному, соответственно менялся и смысл. Это качество очень важно в нашей повседневной жизни. Это навык общения, от которого зависит, понимают и принимают нас окружающие или наоборот.

Конкурс «Чудесный мешочек»

Этот конкурс требует сосредоточенности на своих ощущениях, позволяет проверить, как работает интуиция.

В мешочке лежат разные предметы (пуговица, ключ, монетка, вата, губка, ракушка, камень, маленькая мягкая игрушка, деревянная игрушка матрешка). Задача каждого участника – опустить руку в мешочек, нащупать предмет, попробовать отгадать его (за это жюри ставит один балл) и рассказать о своих ощущениях: из чего сделан этот предмет (за это жюри ставит дополнительный балл).

Оценки жюри.

Конкурс «Капуста»

Это веселый конкурс. В каждой команде нужно выбрать самого проворного и быстрого игрока, он будет капустой. Его задача: ровно за 3 минуты, пока звучит веселая музыка, надеть на себя как можно больше разной одежды. Победит та команда, у которой будет «капуста», надевшая на себя больше одежды. «Капуста» одевается под веселую музыку (дети разуваются, встают на коврик).

Оценки жюри.

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Все конкурсы закончились. Давайте посмотрим на игровое поле. Пересекутся ли у нас три подряд нолика или крестика? Победила команда... Поаплодируем команде-победителю. Поаплодируем другой команде. Соперники были достойные. Но это еще не всё. Все ребята очень старались, были активными, все стремились к победе. Победителем в нашей игре стал каждый из вас, но в разных номинациях. Жюри, огласите, пожалуйста, победителей в разных номинациях. (Вручение медалей и подарков.)

Вот и подошла к концу наша игра. Скажите, пожалуйста, какие конкурсы вам особенно понравились? Что запомнилось?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

  • Укрепление взаимопонимания, взаимоуважения и любви взрослых и детей.
  • Развитие логического мышления, внимания и творческих способностей детей
  • Расширение кругозора.
  • Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.
  • Участники: учащиеся 1-5-х классов и их родители.

    Форма мероприятия: игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из детей и их родителей. Ведущий – классный руководитель.

    Подготовительная работа.

    • Разработка сценария.
    • Изготовление игрового поля.
    • Подбор вопросов, соответствующих тематике заданий на игровом поле.
    • Подготовка призов.

    Виды заданий (клетки игрового поля):

    1. “Сказки дедушки Корнея”
    2. “Музыкальный ринг”
    3. “Разгадай кроссворд”
    4. “Чей это портрет?”
    5. “Я рисую сказку…”

    Оформление, оборудование, инвентарь.

    • Класс можно украсить шарами.
    • Для игры потребуется два игровых поля, состоящих из 9 ячеек.
    • Жетончики - жребий.
    • Магнитофон.
    • Ручки или карандаши.
    • Карточки с вопросами по русским народным сказкам.

    Правила игры:

    В игре участвуют 2 команды по 6 человек, жюри;

    На 1игровом поле с количеством клеток 3х3 зашифрованы задания, в клетках поля записаны названия 9 конкурсов; на 2 игровом поле - пустые клеточки для выставления значков “Х” или “О”;

    Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со значками “X и “О”;

    Команда, вытянувшая “X”, называется командой “крестиков” и начинает игру;

    В игре участвуют обе команды, получая одинаковое количество заданий;

    Члены жюри определяют победителя, поднимают сигнальную карточку со знаками “Х” или “О” и закрывают соответствующую клетку игрового поля заставками “Х” или “О”;

    Следующий выбор клетки делает команда, проигравшая в предыдущем туре игры;

    В итоге побеждают те, кому удастся своими знаками заполнить клетки игрового поля по горизонтали, вертикали или диагонали;

    Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время или дополнительное задание, тогда в игре побеждает та команда, которой удалось поставить больше своих знаков на игровом поле.

    Ход мероприятия

    1. Организационный момент

    Как много сегодня в классе
    И родителей, и детей!
    Целый год ребята ждали
    Таких важных, почетных гостей.
    Так хочется, чтобы чаще
    Были вместе родители и дети.
    Тогда будет лучше всем
    Жить на белом свете!

    Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на интеллектуально-развлекательную игру “Крестики-Нолики”. Очень приятно, что сегодня к нам в гости пришли мамы и папы. Мы часто видим игры детей, но, к сожалению, не всегда взрослые принимают в них участие. А ведь в игре можно увидеть ребенка с другой стороны, узнать, на что он способен, раскрыть его новые качества. Сегодня у нас родители будут играть вместе с детьми.

    2. Ход игры

    Ведущий: В нашей игре примут участие 2 команды, состоящие из учащихся и родителей. Когда вы заходили в класс, на входе каждый из вас получил жетончик. Если вы посмотрите внимательно, увидите, что на некоторых из них изображены “Х” или “О”. Прошу выйти ко мне обладателей этих значков. (Выходят игроки)

    Ведущий: У нас теперь образовались две команды и в каждой команде получается по 3 ученика и по 3 взрослых. А теперь попросим команды выбрать капитанов… (Команды совещаются и выбирают капитана)

    Ведущий: Итак, за 1 столом играет команда “Крестиков” во главе с капитаном… (Имя). За 2 столом играет команда “Ноликов” во главе с капитаном… (Имя). Разрешите представить вам жюри. (Представление членов жюри)

    Ведущий: На доске перед вами – игровое поле из 9 квадратов. Каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название:

    • “Сказки дедушки Корнея”
    • “Музыкальный ринг”
    • “Золотой ключик, или приключения Буратино”
    • “Старая пословица ввек не сломится”
    • “Что за прелесть эти сказки!..”
    • “Разгадай кроссворд”
    • “По дорогам русских народных сказок…”
    • “Чей это портрет?”
    • “Я рисую сказку…”

    Игровое поле

    Ведущий: Все вы знаете правила игры в крестики-нолики. Победителем сегодняшней игры станет команда, которая поставит три своих знака в ряд по любому направлению (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). Если ни одна из команд не выигрывает, то объявляется ничья. Итак, призы готовы, зрители так же приготовились за вас поболеть. А начинает нашу игру команда “крестиков”. Выбирайте задание на игровом поле.

    Задание "Сказки дедушки Корнея"

    Вопрос: В каких стихах и сказках К.И. Чуковского вам встречается крокодил? Прочтите наизусть отрывки с упоминанием этого животного. Приложение 1 .

    Задание "Музыкальный ринг"

    Ведущий: Сейчас вашему вниманию будет представлена музыкальная композиция из 10 фрагментов песен героев мультфильмов и популярных детских фильмов. Все они являются литературными персонажами. Ваша задача – отгадать, кто поет песенку. (Звучит попурри из песен героев м\ф и к\ф.) Приложение 2 .

    Задание "Золотой ключик".

    Ведущий: Из трех предложенных вариантов ответа вам нужно выбрать правильный. Приложение 3 .

    Задание “Старая пословица ввек не сломится”.

    Ведущий: Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей.

    Ведущий: Вот сейчас я буду называть первую часть пословицы, а вы должны ее закончить. Приложение 4 .

    Задание “Что за прелесть эти сказки!..”

    Ведущий: Все без исключения знают и очень любят сказки А.С. Пушкина. Александра Сергеевича признают великим или даже величайшим русским поэтом, его сочинения рассматривают как эталонный образец русского литературного языка. Я предлагаю вам небольшую викторину. Приложение 5 .

    Задание “Я рисую сказку…”

    Ведущий: Следующий конкурс для капитанов команд. Каждый получает цветные карандаши и набор фигур, которые нужно превратить в сказочных героев. Приложение 6 .

    Игра со зрителями.

    Ведущий: Остальные участники пока немножко отдохнут, а мы поиграем со зрителями.Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, чтобы горшочек без огня кашу варил…Шло время. И то, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Во что превратились эти чудеса? Приложение 7 .

    Задание “Разгадай кроссворд”.

    Ведущий: Сказки – самый любимый и самый читаемый вид литературных произведений. А знаете ли вы зарубежные сказки? Попробуйте разгадать кроссворд по сказкам Г.Х Андерсена. Приложение 8 .

    Задание “Чей это портрет?”

    Ведущий: Следующее задание - узнать по описанию сказочных героев. Назвать сказку и ее автора. Приложение 9 .

    Задание “По дорогам русских народных сказок…”

    Ведущий: Напоследок мы устроим мини-экзамен по русским народным сказкам. Теперь каждый член команды будет отвечать на вопрос, вытянув билетик с вопросом. (Все вытягивают из общего числа карточки с вопросами и тут же отвечают на поставленные вопросы). Приложение 10 .

    3. Подведение итогов

    Нам по нраву ваш характер боевой,
    Темперамент ваш веселый, огневой.
    Мы по праву призовые места достойным отдадим,
    И призами их наградим.

    Ведущий: Итак, закончена игра! И победителей приветствовать пора! А теперь попросим жюри подвести итоги и объявить результаты сегодняшней игры.

    (Жюри объявляет результаты игры. Награждение)

    Ведущий: Думаю, что вы не только повеселились, но и узнали много полезного и нужного, с пользой провели время, а главное, поняли, что надо много читать, чтобы много знать. До новых встреч!

    Сценарий игры «Крестики - нолики» для детей начальных классов

    Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования. Может быть использовано как внеклассное мероприятие, для детей 7 - 10 лет.

    Цель: организация досуга детей, развитие творческих способностей, кругозора и логики мышления, формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры.

    Правила игры . Игровое поле разбито на девять секторов. Каждый из которых имеет свое символическое обозначение.

    Каждый сектор закрыт. Команды по очереди выбирают игровую клетку. В открытом квадрате находится задание. Ведущий объясняет правила выполнения задания. Победившая команда в этом секторе ставит свой знак - «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.

    Оборудование: запись с мелодией «Танец маленьких утят»; конверты с заданиями для секторов «Пойми меня» и «Старая пословица - век не сломится». Мяч, коробка со шнурками, черный ящик, ручки и бумага.

    Ведущий приветствует детей. Состав игроков можно сделать с помощью считалки. Показывая свою готовность члены команды «Крестики» скрещивают руки, а команда «Нолики» образуют руками цифру «0».

    Ход игры. Проводится жеребьёвка, с целью узнать, кто первый будет открывать игровое поле. Игра начинается.

    Сектор «Вопрос - ответ»

    Командам по очереди задаются вопросы, на которые нужно ответить, как можно быстрее. Если команда ответа не знает, право ответа передаётся соперникам. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

    1. Каких камней нет ни в одном море? (сухих)

    2. Чем заканчивается как день, так и ночь? («ь»)

    3. Какой жук носит название месяца, в котором появился? (майский)

    4. Сын моего отца, а мне не брат? (я сам)

    5. Когда руки бывают тремя местоимениями? (когда они вымыты)

    6. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (кукушки)

    7. Несла бабка на базар в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (ни одного)

    8. На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (когда ты спишь)

    9. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр? (одна)

    Сектор «Собери букет»

    Здесь необходимо каждой команде на листе бумаги написать за 1 минуту как можно больше названий цветов. Победившая команда ставит свой знак на игровом поле.

    Сектор «Пойми меня»

    Команда выбирает карточку с заданием. Задание следующее: мимикой, жестами изобразить сценки «В зоопарке», «Всем на прививку!». Выигрывает тот, кто угадал, что показал соперник. На это задание даётся 3 минуты.

    Сектор «Музыкальный конкурс»

    Ведущий зачитывает подсказку каждой команде по очереди. Задача игроков - угадать песню за 15 секунд и пропеть несколько строчек из неё. Если одна команда не угадала, то право ответа переходит ко второй команде.

    1. Песня, где облака сравнивают с лошадками. («Облака»)

    2. Песня об использовании улыбки в качестве электричества. («Улыбка»)

    3. Песня об обиженном людьми одиноком дереве. («Во поле берёза стояла»)

    4. Песня о странной игрушке, у которой сначала даже не было имени. («Чебурашка»)

    5. Песня о безобидном зелёном насекомом. («В траве сидел кузнечик»)

    6. Песня, где учат быть воспитанными, образованными и добрыми. («Учат в школе»)

    7. Песня, в которой гадают на короля. («Песня атаманши из бременских музыкантов»)

    8. Песня о домашнем животном, которого ненавидел весь дом. («Чёрный кот»)

    9. Песня о мальчишке, который ни чего не проходил и ему ни чего не задавали. («Антошка»)

    Сектор «Кто быстрей»

    В коробке лежат шнурки (их можно заменить верёвочками) одинаковой длины. Надо за 30 секунд связать между собой шнурки. Чья команда связала наиболее длинную верёвку, та и выиграла в этом конкурсе.

    Сектор «Чёрный ящик»

    Ведущий вносит ящик. В нём лежит предмет. Команды по очереди задают вопросы ведущему, их задача, анализируя ответы ведущего угадать, что находится в ящике.

    Сектор «Танец - шутка»

    Всем известен «Танец маленьких утят». Командам предлагается на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных, например «Танец маленьких щенят» или «Танец маленьких обезьянок».

    Сектор «Старая пословица - век не сломиться»

    Ведущий раздаёт командам конверты, в них по слогам разрезанные пословицы. Например «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» и «Одна голова хорошо, а две лучше». В течение 30 секунд нужно правильно сложить и зачитать пословицу. Победа в данном конкурсе, того, кто первым это сделает.

    Сектор «Бросай - ка»

    В данном конкурсе члены команды по очереди загадывают соперникам загадки, бросая мяч тому, от кого хотят услышать ответ. Не повторятся. Каждый игрок должен один раз задать вопрос и один раз ответить (если знает ответ на загадку). Выигрывает та команда, которая дала больше правильных ответов.

    Поздравление победителей!

    В игре участвуют две команды: одна команда «крестики», другая – «нолики». Для её проведения нужно поле 4?4. Команда, которая начинает игру, выбирает квадрат, называя его, например, 2В. Если, посовещавшись, отвечают на вопрос ведущего правильно, то соответствующий квадрат вписывают знак этой команды; если неправильно – знак команды соперника. При верном ответе право хода остаётся у команды, в противном случае – переход хода. Выигрывает та команда, которая полностью заполнила какую-то диагональ, вертикаль, горизонталь или имеет большее количество своих знаков на поле.

    А Б С Д
    1 0
    2 Х 0
    3 Х Х Х Х
    4 0 0

    Вопросы для игры:

    1А. Один из виднейших итальянских математиков 16 века – Николо Тарталья. Настоящая его фамилия была Фонтана. А что означает прозвище Тарталья?

    а) заика
    б) неразговорчивый
    в) горбун

    2А. Кого на Руси называли «пудовщиками» или «весцами»?

    а) купцы
    б) должностные лица, проверяющие весы
    в) ремесленники, изготовляющие гири и весы

    3А. Кого греки, посещавшие Египет, называли «гарпедонаптами»?

    а) натягиватели веревок
    б) строители пирамид
    в) мореходы

    4А. Может ли быть рост человека 3 аршина?

    а) да
    б) нет
    в) это не единица измерения длины

    (В Древней Руси: 1 аршин – около 71,12 см, 3 аршина – 213,36 см)

    1Б. «У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим…»

    (И.А.Крылов, басня «Волк и Ягненок»)

    Так сколько же это «тьма»?

    а) 1000
    б) 10000
    в) 1000000

    2Б. Какую операцию при решении уравнения означало слово «алмукабала» в книге известного арабского математика древности Мухаммеда ибн Муссы ал-Хорезми?

    а) перенос слагаемых из одной части в другую
    б) раскрытие скобок
    в) приведение подобных слагаемых

    3Б. Когда Дон Кихот был ранен в одном из поединков, его верный оруженосец Санчо Панса привел из соседнего городка алгебриста. Так кого в Испании называли «алгебристами»?

    а) священник
    б) врач-костоправ
    в) знахарь

    4Б. В Японии устраивают состязания школьников по счету на соробане. Победители этих соревнований вступают в поединок с вычислительными машинами. Что такое соробан?

    а) счетные палочки
    б) калькулятор
    в) счеты

    1С. Что в древности измеряли эстонские моряки трубками, испанцы – сигарами, японцы – лошадиными башмаками?

    а) время
    б) расстояние
    в) площадь

    2С. Тетрагонон переводится как…

    а) четырехугольник
    б) шестиугольник
    в) пятиугольник

    3С. В одной легенде говорится, что в честь открытия своей знаменитой теоремы он принес в жертву сто быков. Кто он?

    а) Пифагор
    б) Фалес
    в) Герон

    4С. Одно из математических понятий происходит от латинского слова, которое означает несущий или ведущий, влекущий, переносящий. Что это за понятие?

    а) прогрессия
    б) вектор
    в) луч

    1Д. В первой книге «Измерение полей» древнекитайского трактата «Математика в 9 книгах» терминология была еще крайне примитивна. Как вы считаете, для какой геометрической фигуры употребляли слова «косое поле» или «поле в виде совка»?

    а) ромб
    б) трапеция
    в) параллелограмм

    2Д. В некоторых старинных русских рукописях по математике площадь трапеции выражается произведением полусуммы оснований на «хобот». Верно ли это?

    а) да
    б) нет («хобот» – это боковая сторона)

    3Д. «Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
    Чем с презренным сидеть за обильным столом.
    Лучше черствую корку глодать в одиночку,
    Чем халвой угощаться с вельможным ослом».

    Какой поэт-ученый написал это стихотворение – одно из многих, которые известны всему миру под названием «четверостишия» – рубаи.

    а) Бируни
    б) аль-Коши
    в) Омар Хайям

    4Д. В алгебре есть формула, которая носит название «формула Кордано», несмотря на то, что ее следовало бы назвать по крайней мере так: «формула Ферро – Тарталья – Кардано». О какой формуле идет речь?

    а) одна из формул сокращенного умножения
    б) алгебраическое решение уравнений 2-й степени
    в) алгебраическое решение уравнений 3-й степени

    Список используемой литературы :

    1. Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.
    2. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы. – М.: Просвещение, 1982. – 243 с. : ил.
    3. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Я.виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 280 с. : ил.
    4. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Я.виленкин и др. – 21-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 288 с. : ил.

    Участники игры делятся на две команды, одна – «крестики, другая – «нолики». На большом плакате изображается игровое поле. Чтобы в клетке поставить свой знак (крестик или нолик), надо выполнить задание, которое скрыто на желаемом поле. Если команда выполняет задание неправильно, то свой знак на этом поле имеет поставить другая команда. Выигрывает та команда, которая первая, как в обычных «Крестиках – ноликах», поставит свои три знака в одну линию.

    Капитаны команд разыгрывают право первого хода. Команда сама выбирает себе задание в желаемом поле.

    Тематика и сложность вопросов подбираются в зависимости от возраста детей.

    Примеры игрового поля:

      Общеразвлекательная игра.

    Конкурс №1 «Я, ты, он, она…»

    По сигналу ведущего команда должна построиться по:

    Цвету волос (от светлых к более темным);

    Длине волос (от коротких к более длинным);

    По росту (в порядке возрастания).

    Кто быстрее?

    Конкурс №2 «Черный ящик»

    Участвует одна команда. Вносят ящик, в котором лежит определенный предмет (например, телефон). Команда получает право задать лишь 10 вопросов. Ведущий отвечает только «да» или «нет». После заданных 10 вопросов команда должна сказать, что находится в черном ящике.

    Конкурс №3 «Вспомнить все!»

    Участвуют две команды. Командам даются лист бумаги и ручка. Ведущий показывает предметы, приготовленные заранее, и просит команды запомнить все, что лежит на столе. (К примеру, поднимает газету со стола, а под ней находятся: часы, зубная щетка, пуговица, теннисный шарик, ручка, пакет с соком, блокнот, заколка, бинт и т. д., всего 15 предметов). На запоминание отводится 30–40 секунд. Затем ведущий закрывает предметы и просит команды вспомнить все увиденные предметы и записать на лист то, что они смогли вспомнить.

    Конкурс № 4 «Музыкальный калейдоскоп»

    Ведущий выносит два надутых воздушных шарика, внутрь которых помещены записки с названиями песен, которые необходимо исполнить и инсценировать.

    Конкурс № 5 «Танцуют все!»

    Под хорошо известную мелодию «Танец маленьких утят» надо придумать и исполнить танец других животных (например, танец маленьких обезьян, слонят, пингвинов и т.п.).

    Конкурс № 6 «Кто больше?»

    Командам дается одно слово, например, «дискотека», из букв, входящих в это слово, необходимо составить как можно больше слов за 2 минуты

    Конкурс № 7 «Сказочный марафон»




















    Конкурс № 8 «Перевертыши»

    Командам дается лист с заданием, в котором зашифрованы названия кинофильмов, необходимо разгадать «перевертыш», записать правильные названия. Кто быстрее?

    Бедные всегда смеются” - “Богатые тоже плачут”.
    “Пункт разлуки оставить можно” - “Место встречи изменить нельзя”.
    “Деревянная нога” - “Бриллиантовая рука”.
    “Хозяин в прошлое” - “Гостья из будущего”.
    “Обычные будни русских в Италии” - “Невероятные приключения итальянцев в России”.
    “Трезвенники” - “Самогонщики”.
    “Хамы невезения” - “Джентльмены удачи”.
    “Чёрная Луна моря” - “Белое солнце пустыни”.
    “Белый карась” - “Чёрная акула”.
    “Европейская вольница” - “Кавказская пленница”.

    Конкурс № 9 «Змейка»

    По команде ведущего все участники снимают свою обувь и ставят ее в прямую линию носками к пяткам. Выигрывает та команда, у которой змейка длиннее.

      Игра ко «Дню книги»

    Конкурс № 1 «Кто больше?»

    Командам необходимо записать на лист фамилии русских писателей и поэтов в течение 2 минут.

    Конкурс №2 «Черный ящик»

    Участвует одна команда. Вносят ящик, в котором лежит определенная вещь (например, шариковая ручка, записная книжка, читательский билет и т.п.). Команда получает право задать лишь 10 вопросов. Ведущий отвечает только «да» или «нет». После заданных 10 вопросов команда должна сказать, что находится в черном ящике.

    Конкурс № 3 «Музыкальный калейдоскоп»

    Команды по очереди называют песни, в которых упоминаются книги, чтение, буквы и все, что связано с книгами, литературой.

    Конкурс № 4 «Мир пословиц»

    Кто последним назовет пословицу? Команды по очереди говорят известные им пословицы.

    Конкурс № 5 «Сказочный марафон»

    Вопросы задаются по очереди каждой команде, за правильный ответ присуждается 1 балл.

    1. На какое слово Незнайка не мог придумать рифму? (пакля)
    2. Где Винни Пух нашел хвост Иа-Иа? (на двери у Совы)
    3. Экзамен по какому предмету сдавал Волька и провалился? (география)
    4. Какое лекарство предпочитал Карлсон? (варенье)
    5. Сколько золотых заплатил Буратино в харчевне "Три пескаря"? (нисколько)
    6. Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (буйвол)
    7. Как звали самого мудрого жителя джунглей? (слон Хатхи)
    8. За кем побежала Алиса в страну чудес? (за Кроликом)
    9. Кого подарили в чайнике? (мышь Соню)
    10. Кого маленькая разбойница подарила Герде? (оленя)
    11. Кто помог Чипполино бежать из тюрьмы? (крот)
    12. За что отца Чипполино посадили в тюрьму? (наступил на любимую мозоль Лимона)
    13. За чем отправился кузнец к Царице Русской? (за черевичками)
    14. В доме домовой, а на сеновале? (сенник)
    15. Волшебная Щука подарила заклинание, какое? («по щучьему велению, по моему хотению...»)
    16. Маленькая лошадка, да с двумя горбами? (Конек-Горбунок)
    17. Кто пролежал на печи 33 года 3 месяца и 3 дня? (Илья Муромец)
    18. Кто не смог бы дать за жизнь Буратино и ломаного гроша? (сверчок)
    19. Что постоянно напевал Винни Пух? (пыхтелки, сопелки)
    20. Название волшебного растения, открывающего горы? (сим-сим)

    Конкурс № 6 «Слова – слова»

    За 2 минуты участника должны составить как можно больше слов, из букв, входящих в слово «писательница»

    Конкурс № 7 «Отгадай-ка!»

    Её поэты сочиняют,

    Царям, героям посвящают. (Ода)

    Составитель словарей

    Для больших и для детей. (В. Даль)

    Мой первый слог растёт в дубраве,

    Второй - глубокая канава,

    Добавьте букву иль предлог.

    Затем найдите третий слог:

    Его отлично знает,

    Кто в бильярд играет.

    А в целом - повесть это

    Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

    Восклицанье, утвержденье,

    Всё - поэта сочиненье. (О + Да = Ода.)

    Кто части мотоцикла знает,

    Тот слово это отгадает.

    А если букву «Д» прибавить,

    На сцене можно будет ставить. (Рама - д рама.)

    Ты меня, наверно, знаешь,

    Я сказки Пушкина герой.

    Но если «Л» на «Н» заменишь,

    Сибирской стану я рекой. л исей - Е н исей.)

    С буквой « Я » - это шторм, изверженье,

    Наводненье, паденье кометы,

    А без « Я » - то плоды вдохновенья,

    Что нам дарят любовно поэты. (Стихи я - стихи.)

    Означает слово это

    То, что ищут все поэты.

    Букв порядок изменяем -

    Предприятье получаем. (Рифма - фирма.)

    Первое - это же имя мальчишки,

    Ну а второе - читаете в книжке. (Роман.)

    На церкви первая блестит,

    И крест резной на ней стоит.

    У государства есть вторая ,

    Народ её весь выбирает.

    А третью в книжке вы найдёте

    И за полчасика прочтёте. (Глава.)

    Конкурс № 8 «Перевертыши»

    Командам дается лист с заданием, в котором зашифрованы названия произведений, необходимо разгадать «перевертыш», записать правильные названия. Кто быстрее?

    «Счастье от глупости» - «Горе от ума»

    «Отец» - «Мать»

    «Большая добрая волшебница» - «Маленькая Баба Яга»

    «0110 день» - « Тысяча и одна ночь»

    «Жизнь прозаика» - «Смерть поэта»

    «Червовый валет» - «Пиковая дама»

    «Большие радости» - «Маленькие трагедии»

    Конкурс № 9 «Пеппи – длинный чулок»

    Каждая команда выбирает одного участника на роль Пеппи и наряжает его тем, что имеется у остальных участников (одежда, украшения, заколки и т.п.). Чья Пеппи получится ярче и веселее?