Настольные игры для детей старшего дошкольного возраста. Картотека "настольно-печатные игры" старший дошкольный возраст. Настольные игры по развитию речи для дошкольников

Настольные игры по развитию речи для дошкольников: современные увлекательные настольно — печатные игры и карточки для занятий с детьми в детском саду, детском центре и в семье.

Настольные игры по развитию речи для дошкольников

Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, и разные звуковые дорожки, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия.

Современные настольные речевые игры для детей очень отличаются от своих предшественников и занимательной формой подачи материала, интерактивностью, многофункциональностью, качеством печати и картона. В них сочетаются и четко продуманное содержание игры, и удобный формат карточек, и качество печати. Карточки выполняются из специальной прочной бумаги, выдерживающей напор любопытных детских ручек и устойчивых к истиранию. Карточки плотные и одновременно легкие, не рвутся, не пачкаются, их удобно держать в руках, они имеют безопасную для ребенка форму без острых углов.

В этой статье я хочу представить Вам новинки — современные настольные речевые игры для дошкольников, разработанные специалистами — педагогами и выпущенные «Мерсибо» .

Раздел 1. Настольные игры для развития фонематического восприятия ребенка дошкольного возраста

Речевая игра 1. Звезда с неба

Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.

Чем полезна эта игра: Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.

Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду, а также на занятиях дефектолога — логопеда.

Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.

В набор для игры входят: шнурочки (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).

Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»

Вариант 1.

  • Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
  • Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
  • Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.

Вариант 2.

  • Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
  • Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.

Вариант 3.

  • Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
  • В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.

Речевая игра 2. Тарань или вобла

В этой игре мы пойдем с детьми на рыбалку и будем ловить рыбу. Но рыба у нас будет необычная. На обратной стороне рыб — карточек нарисованы картинки слов со звуками Р или Л.

В набор игры входят: 32 рыбки с картинками на звук Р или на звук Л, 4 шнурка и 4 фиксатора.

Сколько игроков могут играть в игру одновременно: от 1 до 4 детей.

Эта игра построена по тому же принципу, что и игра «Звезда с неба», но направлена на закрепление правильного произношения звуков Р и Л в словах и фразах. В ней развиваются и память, и внимание, и фонематический слух ребенка, и умение составлять предложения.

Варианты игры те же, что и в предыдущей настольной игре для детей:

Вариант 1. Дети ловят рыбку на свои шнурочки. Кто-то ловит «тарань» и другие картинки — рыбки со звуком Р, называет, что нарисовано на пойманной им рыбе. А кто-то ловит «воблу» и другие картинки со звуком Л. Игра заканчивается тогда, когда все рыбки пойманы. Какому рыбаку сегодня выпала удача на рыбалке? 🙂

Вариант 2. Ведущий игры (сначала это взрослый) вылавливает рыбку, но детям картинку не показывает. Он описывает ее, а дети отгадывают, что же за картинку принесла ему рыбка. Кто отгадал — то берет себе эту рыбку и нанизывает на свой шнурочек. Выигрывает тот рыбак, у кого больше «улов» в этой настольной игре.

Вариант 3. Игроки составляют предложения со словами. А в конце игры вспоминают, кто какое предложение придумал.

Раздел 2. Карточки по артикуляционной гимнастике с детьми дошкольного возраста

Комплект «Артикуляционная гимнастика в картинках и стишках» для занятий с детьми

В набор удобного размера (помещается на ладони взрослого) входят 27 качественно выполненных карточек.

Как напечатаны карточки:

  • На одной стороне карточки — картинка для ребенка (блинчик, повар и т.д.).

  • На другой стороне каждой карточки — название упражнения, его описание и стишок.

В комплект вошли 27 базовых логопедических артикуляционных упражнения: змейка, лопата, качели, индюк, заборчик, ветерок, барабанчик, улыбка, хомяк и другие.

Карточки могут использовать логопеды, воспитатели, гувернеры и няни, педагоги детских центров и родители.

Карточки выполнены на очень качественной плотной бумаге и выдержат много лет использования. Они не занимают много места и их удобно хранить или брать с собой.

Раздел 3. Логопедические игровые задания в картинках

3. 1. Тараторки на пригорке: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей

В комплект вошли 27 заданий в картинках для детей для автоматизации правильного произношения звук Р. Чтобы закрепить в речи ребенка правильное произношение звука необходимо многократное повторение слов и фраз с этим звуком. С интересными заданиями, которые заставляют ребенка не механически отвечать, а размышлять, сравнивать, выбирать, намного интереснее заниматься развитием речи!

Этот набор могут использовать логопеды, воспитатели детских садов, педагоги детских центров. Также с ним могут заниматься и родители по заданиям логопеда.

В комплект входят очень разные речевые задания для детей. Например:

  • произнести слова ласково, громко — тихо,
  • найти ошибку в предложении и ее исправить,
  • заменить первый звук в слове так. чтобы получилось новое слово,
  • повторить скороговорку и чистоговорку,
  • назвать, у кого из животных есть рога, что нужно повару для пиццы, назвать музыкальные инструменты,
  • сказать наоборот (антонимы),
  • назвать, что нарисовано и определить место звука Р в этих словах,
  • выполнить движение,
  • посчитать предметы на картинке.

3.2. Белки — балаболки: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей

Это комплект и той же серии, но посвященный словам со звуком Л. Он состоит из 27 карточек с разными заданиями со словами, в которых есть звук Л. Например:

  • назвать слова и определить, что здесь лишнее,
  • ответить на вопрос по картинке — «На кого лает лайка?» «Кого не встретишь в сказке Колобок?», «Кто на лавке, а кто под лавкой?»
  • произнести чистоговорку и скороговорку,
  • назвать половинки,
  • показать движения,
  • сказать по образцу
  • найти одинаковый слог в цепочке слов и многие другие задания.

Раздел 4. Логопедические наборы карточек для игр и занятий с дошкольниками

Данные карточки предназначены для использования педагогами для обследования и развития речи детей дошкольного возраста.

4. 1. Слушай, называй: набор карточек в картинках для обследования и развития фонематического слуха ребенка

В комплект вошли 27 карточек для обследования фонематического слуха, развития слухового внимания, анализа звукового состава слов, развития фонематического восприятия.

Примеры карточек: мышка — мишка, суп- зуб, лайка — лавка, дудка — будка, нож — нос, жук — сук, удочка — уточка и другие.

4. 2. Что сначала: составление рассказа по сериям сюжетных картинок

В комплект для развития связной речи детей вошли 27 картинок (9 серий картинок). Ребенок рассматривает картинки, раскладывает их в правильной последовательности и составляет рассказ.

Комплект может использоваться в обследовании речи детей, на индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, в игровых речевых упражнениях с сериями картинок.

4. 3. Бежит -лежит: набор картинок для активизации глагольного словаря ребенка

Это набор картинок для активизации глагольного словаря. Он предназначен для индивидуальных занятий логопеда — дефектолога с ребенком, имеющим нарушения слуха и речи различной степени. Также набор могут использовать и воспитатели детских садов, педагоги детских центров для индивидуальных занятий с детьми.

В набор входят 27 картинок. Это:

  • пары картинок: девочка поет — птичка поет, мама сидит- собака сидит, утка плавает- человек плавает, мальчик умывается — кошка умывается, кенгуру прыгает -девочка прыгает, мальчик играет- котенок играет, мальчик спит — кошка спит, мальчик бежит — гепард бежит.
  • картинки с действиями, характерными только для человек а: мама поливает цветы, девочка расчесывается, мама пылесосит, папа пишет и другие.

Где продаются эти настольные игры и карточки для развития речи детей «Мерсибо»?

Приобрести все эти настольные игры и карточки можно на сайте разработчиков игр — команды Мерсибо.

Еще настольные речевые игры для детей дошкольного возраста

Интересные и очень оригинальные и качественные настольные речевые игры выпускает и Центр образования и творческого развития «Ребус» (руководитель центра — Татьяна Барчан). В статье Вы найдете еще три настольных игры, разработанные Татьяной для развития речи детей дошкольного возраста: «Не только кошкин дом», «Где мышонок», «Где мой хвостик».

Как сделать настольные речевые игры для детей своими руками Вы узнаете из статей сайта «Родная тропинка»:

Американцы привели неоспоримые доказательства того, что настольные игры в дошкольном возрасте улучшают математические способности и помогают добиться успехов в математике. Они спрашивали детей в возрасте 5-ти лет, в какие настольные игры они играли. И установили прямую закономерность: чем больше игр называли дети, в которые они когда-либо играли, тем лучше были их математические способности.

Правда об этом мы догадывались и без американцев. Сегодня наблюдается бум в развитии настольных игр, в том числе и для самых маленьких. Люди, мало знакомые с огромным миром настольных игр, с ходу вспоминают лишь традиционные - шахматы, шашки, домино и лото. Но мир настольных игр так велик, что стоит познакомиться с ним поближе.

Настольные игры для малышей от отечественных производителей

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых - научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Так что американцы не открыли ничего нового, а лишь подтвердили положительное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Настольные игры обязательно должны быть в каждой семье, где подрастает малыш. Играть в них можно вдвоём, втроём и даже компанией - так ещё веселее. Что может быть лучше, чем проведенный вечер в игре с мамой и папой? Общаясь и играя, мы становимся ближе друг другу, искренней и внимательней.

Самые первые настольные игры (они же фактически и «напольные») появляются у малышей старше года. Это различные планшеты, мозаики, вкладыши, лото, домино, паззлы и другие игры. В простой игровой форме дети могут познакомиться с цветами и формами, животными и растениями, техникой и профессиями, буквами и цифрами. Настольные игры для малышей дают представление о форме, количестве, обучают систематизации и классификации.

В настоящее время такие игры выпускаются в трёх исполнениях: деревянные, картонные (печатные) и пластмассовые.

Игры и игрушки, изготовленные из натурального экологически чистого дерева, несут в себе особую положительную энергетику и способствуют гармонизации состояния ребенка, соприкасающегося с деревянными поверхностями. Они более долговечны, но и стоят значительно дороже. Если есть возможность - покупайте лучше деревянные игры. У нас было лото от фирмы ЛЭМ, которое прошло через несколько рук и вернулось к нам спустя годы в том же состоянии. Что касается деревянных настольных игр, то их выпускают многие фирмы. Уже упомянутая белорусская компания ЛЭМ предлагает богатый и разнообразный выбор. Все выпускаемые игры удачные, кроме звукового лото - некачественная подборка звуков, детям скучно и непонятно. (Можете себе представить звук ножа, которым намазывают масло на хлеб?!). Удивительно, что при таком высоком качестве игр, в коробках, кроме маленького информационного листочка о производителе ничего нет. Ни правил игр, ни рекомендаций, ни пояснений…

Хорошие деревянные игры выпускают и другие фирмы: «Оксва», «Томик», «Step», «Климо» и т.д. При покупке внимательно смотрите на качество обработки деревянных поверхностей и наличие инструкций к игре. Казалось бы, играть в лото умеет каждый родитель, но к хорошей игре всегда прилагаются несколько вариантов игровых заданий и упражнений. Так как обычно игры рассчитаны на относительно продолжительный период использования (от года до трех, от двух до четырех, от трех до пяти и т.д.), то и вариантов игр должно быть несколько. Как-то раз случайно я нашла в интернете методические рекомендации к простой игре «Тактильные ладошки» (игра рассчитана на детей от 2 до 7 лет). Так вот, рекомендации были разбиты на четыре возрастные группы и в каждой группе по 5 вариантов игр. Способен ли столько придумать родитель, если он не педагог-методист?

Что касается пластмассовых настольных игр, то через наши руки прошли хорошие и качественные игры от фирмы «Корвет» и «Stellar». Пластмасса не прогибается, ярких цветов, к каждой игре - подробная инструкция. Эти же фирмы выпускают и настольно-печатные игры, не уступающие по качеству пластмассовым.

Кроме вышеперечисленных фирм, картонные настольные игры выпускает огромное количество компаний: «Дрофа-Медиа», «Русский стиль», «Простые правила», «Детская логика», «Звезда», «Astrel», «Step», «Смешарики», «ИгрИко», «Bondibon», «Эгри», «Эльф-маркет»и другие. У каждой из них огромный ассортимент игр. Как выбрать?

Например, издательство «Дрофа» на своем сайте разместило очень полезную таблицу, в которой есть оптимальное соотношение возраста и рекомендуемых игр. К каждой игре даётся подробное пояснение, - на формирование и развитие каких знаний, умений и навыков направлена та или иная игра. Это помогает быстро выбрать нужную игру.

Можно выбирать и по автору игр. Например, многие компании выпускают настольные игры от практикующего педагога Олеси Емельяновой. На её персональном сайте можно познакомиться со всей продукцией, а заодно сделать несколько игр своими руками вместе с автором.

С каких игр всё-таки стоит начинать?

В полтора-два года малыш уже может находить различия между похожими предметами, начинает различать и называть цвета, формы и объемы (большой-маленький, толстый-худой и т.д.). А значит, приходит время вводить игры на логическое мышление. К таким играм относятся игры на классификацию и на сериацию, игры на выделение части и целого.

С трёх лет добавляются игры на развитие внимания, памяти, интеллекта и образного мышления. Нужны игры, которые знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о происходящем вокруг. С четырех лет нужны игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (бродилки, ходилки, лабиринты и т.д.).

У детей 3-4-х лет присутствует сильная внутренняя мотивация на познание, и поддержать её можно при помощи интересных развивающих игр, в том числе и настольных. Это незаменимые игры, если родители хотят, чтобы их ребенок тянулся к знаниям.

Сознательно не привожу конкретных названий игр отечественных производителей, так как только «Лото для малышей» по моим примерным подсчетам есть более чем в двадцати вариантах. Выбор конкретной игры - дело вкуса каждого родителя.

Настольные игры для малышей от западных компаний

На каждой игре обычно указан рекомендуемый возраст, однако он весьма условен. Некоторые игры для детей, например «от 6 лет» легко осваиваются четырехлетками. Поэтому приведенная ниже классификация ориентирована скорее не на рекомендации производителей, а на родительский опыт.

Игры от трёх лет

Вот что пишет производитель: «Катамино - это строительная игра, которая позволяет детям понять основы геометрии. Катамино - это множество головоломок с решениями, которые могут быть как очень простыми, так и экстремально сложными. Катамино - это головоломка для одного человека или стратегическая игра с короткими раундами для двоих… и т.д.». Мы начали играть с фигурками из игры уже в полтора года. Сначала просто строили замысловатые «домики с окошками», затем просто укладывали фигурки спать на игровое поле. Через год уже начали играть по правилам - для детей от трех лет. Любимая игра. Чем старше становятся дети, тем более сложные задания предлагает эта игра.

Тантрикс, или Запутанные дорожки. Простые, сложные и очень сложные головоломки разных типов, развивающие пространственное мышление. Рекомендуется производителем от трех лет.
В настольную игру Тантрикс можно играть в одиночку, собирая один из видов головоломок, средним количеством игроков, разыгрывая на столе нешуточные стратегические баталии или большим числом участников просто, играя в вариант на скорость и реакцию. Но вот что-то пока не встречала трёх-четырёхлеток, сильно увлечённых тантриксом…

Колорама. Замечательная настольная игра, подойдет как малышам, познающим мир формы и цвета, так и более взрослым деткам (от 3 до 8 лет), для которых найдется более увлекательная, соревновательная, форма игры. Качественная и увлекательная игра по вполне демократичной цене.

Производитель рекомендует детям от 6 лет, но многие родители, начав играть с трёхлетками, остались довольны результатом. Простая и красивая игра, в которой надо поочередно опускать фигурки рыбок, крабов и других морских обитателей в прозрачную рамку так, чтобы соперник в следующем ходе не смог подселить нового «жильца».Для малышей последнее условие неважно, они просто с удовольствием «отправляют в плаванье» морских звезд и рыб, не подозревая, что тем самым тренируют свои пальчики, координацию рук и глазомер (фигурку надо аккуратно «ронять» в рамку).

Мемо. Классическая игра на запоминание. Есть много вариантов со зверями и растениями, транспортом и принцессами. Не могу сказать, что у нас игра пользуется большой популярностью, но играем с двух лет в качестве тренировки памяти.

УНО Томас и друзья. Или Мое первое УНО. Рекомендуется производителем с трех лет. Упрощенныедетские варианты всемирно известной карточной игры УНО. Игра поможет малышу закрепить названия цветов, освоить азы устного счета вместе его любимыми героями. А так же разовьет внимательность и быструю реакцию.

Маленькие ведьмочки. Настольная игра для детей от трех лет на развитие памяти. Пять маленьких ведьм скрываются под большими шляпами. Если ты помнишь, под какой из шляп спряталась Ведьмочка выпавшего цвета, то она может ещё немного приблизиться к Ведьминой Горе. Первый кто достигнет горы - победитель.

Игры от четырёх лет

Этот вариант Активити отличается другим оформлением и более простыми правилами. Мы делали первые «заходы» в игру в возрасте трёх лет, к четырем - «разыгрались». Игра на развитие речи, слоник двигается только тогда, когда верно угадано слово. Большое разнообразие карточек, можно начинать с простых и понятных, постепенно переходя к сложным.

Алиас для малышей. Одна из популярных командных речевых игр. Рекомендована с 5 лет, но можно начинать и раньше. Цель игры - объяснять друг другу слова, описывая их, при этом не называя самих слов, а лишь пробуя натолкнуть к разгадке своего партнера по команде. Можно использовать синонимы или антонимы, намеки, имитировать звуки или изображать, главное - угадать слово.

Угадай кто? Это одна из самых популярных и полезных игр. Производитель рекомендуем от 6 лет. Но игра подходит вполне и для детей с 4 лет. Цель игры - угадать то, что изображено на карточке вашего соседа. «Угадай кто» развивает наблюдательность и системное мышление, а также очень помогает при освоении детьми логического мышления. По сути, похожа на речевую игру, когда надо отвечать только «да» или «нет». Нужно максимально быстро и точно формулировать вопросы и ответы. Недавно вышла версия этой игры в электронном виде, она дороже, но зато благодаря подсветке, звуку и яркому оформлению, дети проявляют куда больше внимание по отношению к игре: она увлекает их и позволяет получать важные знания с удовольствием.

Зигомар. Лёгкая семейная игра, в которой игрокам предстоит соревноваться в скорости, ловкости, пантомиме, наблюдательности и скорости реакции, составляя рожицы забавного клоуна Зигомара. Подвижная и каламбурная игра на быструю реакцию и правильную оценку ситуации и проворность пальцев. Мудреные правила рассчитаны на детей постарше. Но строить гримасы с клоуном можно уже с трех-четырех лет, начиная играть в Зигомара, как в простые и веселые пазлы.

Банда Пятачок. Игра-ходилка с забавными персонажами. Разноцветные поросята прыгают друг другу на спины, стремясь первыми прибежать к финишу. Хитрость и сноровка - главные преимущества в этой забавной детской игре, в которую могут играть даже малыши. Автор этой игры очень постарался, чтобы в процессе игру никому из детей не было обидно. Например, дети расстраиваются, если на кубике выпала единичка? У них есть возможность кинуть кубик ещё раз. Дети огорчаются, если к финишу первым приближается не их поросёнок? Они могут переставить кусок дорожки из начала в конец и удлинить дистанцию - хороший шанс догнать и обогнать других поросят! И продлить игру. В результате - много радости и позитива.

Веселый бобер. Настольная игра на развитие мышления, моторики и ловкости рук для детей от четырех лет. Правила очень просты: сначала игрокам нужно построить плотину (в инструкции все сказано). Бобер Вилли будет охранять плотину, а бобрята-дети пытаться утащить бревно. Надо вытолкнуть из плотины брёвна специальной палочкой так, чтобы не разозлить умиротворённого и радостного бобра. Внутри фигурки бобра находится датчик, который мгновенно заставляет зверушку «ругаться» в тот момент, когда плотина расшатывается слишком сильно. Короче, бревна нужно вынуть так, чтобы бобер не заметил и продолжил спать на вершине своей плотины.

Лото «Обучай-ка». Начинать играть можно с трех лет. Захватывающая игра для развития ассоциативного мышления, внимательности, моторики и сообразительности. Подходит для детей, которые не умеют читать, так как в игре используются и картинки, и слова. (Слова на русском языке). Принцип тот, же что и в обычном лото - постараться максимально первым закрыть свои карточки соответствующими фишками. Самое необычное - это конструкция-контейнер для карточек. В игре существует два уровня сложности и не менее трёх вариантов и комбинаций.

Лестница привидений. Очень веселая игра, в которой финал невозможно предсказать. В самом начале игры все фишки накрываются одинаковыми привидениями, затем эти привидения туда-сюда ходят, меняются местами и, в конце концов, путаются (похоже на «наперстки»). Когда вы в полной уверенности приводите свое привидение к финишу и снимаете белый наряд, то там вполне может оказаться фишка другого игрока. Мы начали играть с трех лет, упростив правила. Самый большой восторг был… у родителей. Дети тоже веселились, пытаясь подглядеть, чья же фишка под привидением. Игра отлично подходит для компании из четырех человек.

Выдерни морковку. Для детей от четырех лет. Цель игры - достать сочную морковку на вершине холма. Но дорога туда полна неожиданностей, глубокие ямы могут ждать вас на пути к цели. Только самые ловкие зайцы смогут добраться до заветной морковки. Игра учит различать цвета и считать, развивает мышление и внимательность.

Цыплячьи бега. Вариант классической игры «мемо» в оригинальном исполнении. Одна карточка всегда лежит вверх картинкой, а её пара - всегда вверх рубашкой. Для того, чтобы успешно передвигаться по полю, вам надо будет запомнить, где же прячется нужная картинка.

Один из первых лабиринтов жизни детей. Мы начали играть с трех лет по упрощенному варианту. В игре 4 мышки и 4 кусочка сыра. Цель - добраться до своего кусочка сыра. Игроки выбирают дорогу для своего мышонка, но соперник ставит блоки, отрезая путь, ведь ему тоже нужен сыр. Так мышатам приходится петлять по полю в поисках заветной цели. Исход игры непредсказуем, как и вероятный победитель. Кстати, для взрослых существует усложненный вариант этой игры.

Дети Каркассона. Детский вариант известной взрослой игры. Вот что написано в описании игры: «14-го июля каждого года народ Франции отмечает национальный праздник. В Каркассоне в этот день ребятня из окрестных деревень с шумом и задором носится по округе, сгоняя к своим домам выпущенных на волю домашних животных. В эту предельно упрощенную версию Каркассона наконец-то смогут сыграть и ваши маленькие дети, причем наравне со взрослыми. Здесь нет подсчета очков: победит тот, кто первым израсходует все фигурки».

Квазулу. Это игра на наблюдательность и реакцию для малышей. На пальцы надевают резиночки с изображениями разных животных. После броска кубиков игроки должны растопырить свои пальцы и дотянуться либо до детёнышей «своих» животных, либо до их еды, либо до изображения их жилища. Помимо визга и смеха за столом, родители получат и более полезные результаты: дети начнут с полувзгляда сопоставлять изображения на кубиках и улучшат координацию движений.

Гобблет для детей. Рекомендована производителем для детей от 5 лет, но можно начать и раньше. Увлекательная настольная игра для юных логиков и отличная тренировка для игры в «крестики-нолики». Правила похожи, но есть нюанс: фигурку противника можно сделать «своей» одним лёгким движением руки - накрыв её колпачком своего цвета. Правда, с колпачками такая же проблема, как и в «Лабиринте привидений»: надо запоминать, что скрывается внутри каждой фигуры, либо, в конце концов, может оказаться, что вы играете фигурой противника. Есть взрослый вариант этой игры.

Беги домой! (GoGoGo!). Простая, яркая и веселая игра для детей от 4 лет на внимательность и реакцию. Слон, рыбка, червячок, мышь и собака торопятся попасть к себе домой. Им нужна ваша помощь, потому что слону на роликах, рыбке на велосипеде и мышке на ходулях самостоятельно добраться до дома не так-то просто. Выигрывает тот, кто первым собрал четырёх разных зверей или четыре карты с одним животным. Обаятельные персонажи и их милые домики не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых, а заодно и помогут потренироваться в быстроте реакции.

Пингвины на льдине. Увлекательная настольная игра на равновесие. Эта игра про сложную, но весёлую жизнь целой колонии пингвинов на айсберге. Оказалось, что птички не очень любят купаться в Северном Ледовитом Океане, а больше любят греться и загорать прямо на своём айсберге, подставляя голову неяркому северному солнцу. Есть вот только одна проблема — на этом «ледяном пляже» места совсем-совсем мало: стоит одному из пингвинов повернуться, как кто-то обязательно падает…Настольная игра «Пингвины на льдине» развивает мелкую моторику, координацию движений и ловкость. Рекомендована детям с пяти лет, но можно начинать играть и раньше…

Как видите, игровой репертуар богат. Это означает, что в наших руках сделать жизнь ребенка познавательной, интересной и веселой. Играя вместе с родителями, дети получают новые знания, навыки и умения. Семейные настольные игры являются важным моментом для развития личности ребенка, и, что важнее, служат объединяющим и развивающим инструментом для всех членов семьи.

…И когда вечером, закончив все дела, вы решите включить телевизор - остановитесь. Сыграйте с ребёнком, впустите волшебство игры в его и в свою жизнь…

Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.

  • Возраст 4-6 лет — самое лучшее время для игр. Ребенок уже хорошо разговаривает, различные психологические процессы у него стабилизировались
  • Школа со своим режимом и нагрузками еще впереди, поэтому малыш может быть вовлечен в игровой процесс практически с утра до вечера
  • При этом, грамотный взрослый посредством игры может подготовить его к этой самой школе

Значение игр для детей дошкольного возраста

Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.

Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:

  1. Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
  2. Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
  3. Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
  4. Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
  5. Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры

Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

  • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
  • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
  • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом

Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами

ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

Режиссерская игра

Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.

ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным

У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:

  1. Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
  2. Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
  3. Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
  4. Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку

Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:

  • время
  • игровое пространство
  • куклы и пупсы
  • кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
  • машинки, дорожная техника
  • железная дорога
  • фигурки животных, динозавров
  • роботы
  • солдатики
  • фигурки персонажей из сказок и мультиков

Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.
Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.

Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:

  • сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
  • более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие

Как сделать кукольный театр для детей 4-6 лет своими руками

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.

По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:

  • процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
  • во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
  • в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
  • игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
  • играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
  • в такой игре дошкольник становится любознательным

ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать

Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»

Предметы для игры «Что из чего сделано».

Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:

  • размер
  • форма
  • теплый-холодный
  • гладкий – шершавый

В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.

НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»

Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».

Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.

Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.

СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»

Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».

Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:

  • зима – холодно, снег, санки, Новый год
  • яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
  • жираф – животное, с копытами, с длинной шеей

Настольные игры

Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:

  • имеют цель и четкие правила
  • развивают речь, воображение, сенсорное восприятие, память, логическое и образное мышление
  • требуют коммуникации с другими детьми и со взрослыми
  • подходят ребенку по возрасту
  • подходят ребенку по полу (большинство игр предназначены для мальчиков и девочек, но некоторые все-таки предусматривают дифференциацию)
  • имеют яркий дизайн

ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним

С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:

  1. Настольно-печатные: лото и развивающие карточки. Темы могут быть самые разные: «Моя семья», «Кто что ест», «Профессии», «Транспорт», «Спорт», «Время», прочие

    Лото «Транспорт».

  2. Игры на выделение части и целого: пазлы, мозаики, соты. Эти игры присутствовали и у младших детей. У дошкольников они усложняются: в возрасте 4-6 лет ребенок свободно собирает пазлы из 6 – 24 деталей, а иногда и более сложные

    Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».

  3. Игры – бродилки. Суть таких игр – фишкой пройти по пронумерованной дорожке от старта к финишу, выполняя при этом определенные задания. Иногда вместо фишек – маленькие фигурки, а само поле интерактивное, с подсветкой или музыкальным сопровождением
  4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления. Яркий пример такой игры – домино, которое может быть картонным, пластиковым, деревянным или из мягкого материала

Пример игры-бродилки 2в1

Подвижные игры

В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:

  • наслаждается движение
  • становится ловчее и сильнее
  • учится соблюдать правила
  • общается и взаимодействует
  • совершенствует речь и коммуникативные способности

У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:

  • с сюжетом
  • без сюжета
  • с соревновательным элементом (обязательно групповая)
  • спортивную

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»

Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».

Ход игры: Игру лучше проводить в просторной комнате или на улице. Чем больше игроков, тем лучше. С помощью считалки, а их дошкольники любят и учат с удовольствием, выбирают ведущего.
Он произноси знакомые всем с детства слова:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!»
В это время остальные участники кружатся, бегают, танцуют, но после слова «замри» принимают статичную позу, изображая что-либо, связанное с морем. Ведущий должен отгадать, кого же изображают участники. Игра будет разнообразнее, если вместо «морская фигура» говорить «любая фигура».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»

Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».

Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.

Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»

Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.

По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»

Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.

Видео: Место сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка 4-6 лет: мнение психолога

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью - дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа 3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма» <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель.
Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото» <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах.
Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду - в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Настольная игра – ходилка «В поисках кленового листа» для детей старшего дошкольного возраста

Назначение : игра, изготовленная своими руками по теме "Осень", пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителям для совместной игры с детьми
Цель: систематизация знаний детей по теме «Осень»
Задачи : формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами; уточнять знания детей об осенних признаках;
развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; развивать мелкую моторику;
упражнять в количественном счёте;
прививать детям любовь к художественному слову;
воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)

Немного из истории …
Игра-ходилка - одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: "Русский крейсер", "Кругосветное путешествие", "Настольный планетарий". После октябрьской революции игры наполнились идеологическим содержанием: "Красная Армия", "Вперед, пионер!", "Электрификация". Шестидесятые годы возродили добрые игры со сказочными сюжетами: "Дюймовочка", "Гуси-Лебеди", "Старик Хоттабыч". В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов.
Многие скажут, что «бродилками» можно лишь скоротать досуг, но это вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки: во-первых, это социальные навыки;
во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
третий плюс – развитие концентрации и внимания;
в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами);
в-пятых, большинство детских игр-бродилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса.
Описание:
Предлагаемая настольная игра - ходилка на осеннюю тематику приглашает детей пройти вместе с желудями – фишками по осенней тропинке из кленовых листочков, которые оставил за собой большой кленовый лист.

Для того, чтобы до него добраться нужно будет выполнить различные задания (« С какого дерева листок?», загадки, осенние ребусы, « Расскажи как звери к зиме готовятся», фанты ).







Все игровое поле содержат яркие осенние иллюстрации, по которым дети закрепляют знания об осенних признаках.
Правила настольной игры-ходилки:
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Нужно поставить фишки на «Старт» . Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Если фишка остановилась на листочке оранжевого цвета - игрок двигается дальше по указанному направлению. Фишка, попавшая на листочек красного цвета означает пропуск одного хода. Если фишка попадает на листочек зеленого цвета , игрок бросает кубик ещё раз.
Если фишка останавливается на желтом листочке это дает право для дополнительного хода сопернику, идущему самым последним.