Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах. Консультация "методы проведения подвижных игр" Методика проведения подвижных игр

Как организовать подвижную игру. Функции педагога в организации игры. Выбор игры. Подбор инвентаря и определение функций и назначения игры.

Функции педагога, руководителя игры . Важнейшими обязанностями педагога-профессионала, применяющего подвижные игры как средство целенаправленного организованного физического воспитания, являются: выполнение комплекса организационных действий; проведение подвижной игры с реализацией комплекса воздействий общеразви- вающего телесно-двигательного и воспитательного характера. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей, если необходимо. Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.

Выбор игры и условия успешного ее проведения. Содержание избранной подвижной игры определяется фактором цели и основными задачами урока, или другой формой занятий, в рамках которой предполагается ее проведение. Для педагога важно то обстоятельство, что проведение игры только ради игры — это достаточно расточительное времяпрепровождение исходя из стратегической цели физического воспитания — формирования физической культуры личности ребенка . Как отмечалось ранее, подбор игры основывается, прежде всего, на основных задачах занятия и психофизиологических особенностях возраста участников игры, обобщенном уровне их физического развития и двигательной подготовленности, количественного соотношения мальчиков и девочек в командах.

Организационная форма занятий, или мероприятие, в рамках которых предполагается проведение игры, оказывает определяющее влияние на ее подготовку и проведение. Наиболее приемлема в образовательном и воспитательном аспектах форма академического урока, одним из элементов которого планируется подвижная игра. Именно в регламент урока можно планировать и целенаправленно решать поставленные задачи, поскольку урочная форма определяет и возраст, и пол, и время, отводимое на занятие.

Другие формы, к примеру занятия в летнем лагере, в условиях перерыва между занятиями, накладывают на педагога, проводящего игру дополнительную профессиональную ответственность в связи с возможным разным возрастом участников, разной исходной физической подготовленностью, лимитом времени проведения игры и другими привходящими факторами.

Наиболее приемлемым местом проведения подвижных игр является летняя спортивная площадка или спортивный зал, что позволяет в полной мере проявлять детям их двигательную активность. Проведение игр в условиях школьной рекреации требует от проводящего проявления творчества, неординарных организационных решений, в целом — достаточно высокого профессионализма.

Время года и погодные условия, безусловно, влияют на выбор игры и ее содержание. В летнее теплое время и при жаркой погоде необходимо планировать проведение игр с небольшой двигательной активностью во избежание перегрева организма ребенка. И наоборот, в зимних погодных условиях избранная игра должна быть насыщена активными движениями, перемещениями.

В содержание выбранной игры можно вносить изменения в соответствии с возникшими организационными ситуациями (большое и слишком малое количество участников, нехватка инвентаря и др.). Достаточно эмоциональной положительно воспринимаются детьми изменения в игре, правилах по их предложению, тем более если это приводит к лучшей организации игры и качеству ее проведения.

Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами. Процесс игры есть нечто иное как реализация связей между ее составляющими, например взаимодействие педагога и команды, капитана и команды, реализация функций помощников и участие в этом педагога, влияние судей на управление игрой.

В процессе подготовки к игре педагог должен представить игру в структурном аспекте, то есть определить для себя место, роль и значение каждого из компонентов игры в качестве системы. Руководитель игры должен представить себе все возможные ситуации, вызванные ходом игры, продумать возможные решения. Важно предусмотреть вероятные негативные проявления и представлять себе пути их устранения. В системе подвижной игры главными элементами являются игроки и педагог-руководитель. Каждый участник игры есть индивидуальность, по-разному относящийся к игре и проявляющий себя в ней. Задача педагога — создать условия, при которых все игроки, включая пассивных, слабо подготовленных, в конечном счете, активно участвовали бы в ней.

Предварительный анализ игры предполагает выбор педагогом и назначение помощников, наделение их функциями, соответствующими содержанию и условиям игры. При этом помощники должны по возможности подробно ознакомиться с игрой, правилами ее проведения.

Предварительная подготовка места проведения игры является непременным условием ее успешного проведения. Важно знать, что участники игры тонко чувствуют наличие предварительной подготовки, что проявляется в их положительных эмоциях, желании играть, а в ином случае — в безразличии к предстоящей игре.

Примерами подготовки места проведения игры могут быть соответствующая разметка площадки с применением различного рода ориентиров; нанесение ограничительных линий, размещение инвентаря и вспомогательных средств в связи с содержанием игры; расчистка площадки от снега, устранение дождевых луж и др.

При подготовке места проведения игры следует убрать все посторонние предметы, препятствующие ходу игры. Необходимо учесть при играх с мячом в помещении возможные его удары по стеклам, а с этим и травмы, и материальные траты. Окна должны быть защищены упругой или жесткой сеткой. Если условия игры достаточно просты, то подготовительные действия целесообразно проводить вместе с участниками игры, что повышает их организационный и эмоциональный настрой на игровые действия.

Подготовка инвентаря и вспомогательного оборудования может осуществляться самим педагогом и его помощниками. Но особо ценна та созданная ситуация, при которой в подготовке активно участвуют все игроки. Наиболее востребованным инвентарем в подвижных играх являются мячи, гимнастические палки и скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки и повязки. В качестве вспомогательного оборудования могут использоваться гимнастические снаряды, особенно в эстафетах, кубы из дерева.

Инвентарь и вспомогательное оборудование подбирается, а если необходимо, то и специально создается учащимися- активистами в соответствии с содержанием и условиями игры. Вес и размер инвентаря должен соответствовать физическим возможностям игроков. Хранение инвентаря, как правило, осуществляется в специально отведенном месте. Но перед игрой его целесообразно расположить в местах, удобных для их быстрого размещения в соответствии с условиями игры.

Объяснение сущности игры целесообразно проводить в том построении или ролевом расположении учеников, с которого начинается игра. Успех объяснения и восприятия сути и условий игры зависит от того, насколько сам педагог ясно, точно и профессионально представляет ее себе сам. Объяснение должно быть последовательным, логичным, кратким, за исключением случая с играми детей дошкольников и младших школьников. В этом возрасте требуется подробное, без спешки объяснение в связи со спецификой восприятия информации детьми этого возраста.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей.

Целесообразно использовать каждую возможность для одновременного рассказа и показа двигательных фрагментов игры. Объяснение сущности игры и правил следует осуществлять при достижении максимального внимания учеников к действиям учителя. Объяснение содержания игры и условий должно быть последовательным, логичным, стройным. При этом целесообразно руководствоваться следующим планом рассказа: название игры; роль играющих и места их расположения; последовательность игровых действий; правила и другие условия игры. При объяснении игры следует учитывать общее настроение детей, общий психологический фон коллектива. При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Размещение играющих с определением индивидуальных функций и правил игры . Объяснение сущности игры может осуществляться в организованном построении детей, реже при произвольном, но сгруппированном их размещении. Наиболее рациональным способом объяснения является рассказ, осуществляемый в том расположении играющих, в котором начинается игра. Важно при разных вариантах размещения играющих, чтобы преподаватель видел всех детей, а они, в свою очередь, видели бы преподавателя.

Если игра начинается с перемещения детей бегом врассыпную, то для объяснения игры и стартовых действий дети размещаются в шеренге или группируются возле учителя, но с условием хорошего взаимного обзора. При проведении игры в круге учитель занимает место для объяснения в ряду играющих, что обеспечивает хороший обзор для всех и такое же восприятие рассказа. Учителю не следует располагаться в центре круга и даже в некотором отдалении от него, поскольку для большого числа играющих смысл объяснения сути игры и правил может быть не услышен. Если игра носит командный характер, и стартовое расположение предполагает шеренгу или колонну, то преподаватель должен для объяснения сблизить участников команд, расположиться в середине между играющими, обязательно повернуть их лицом к себе. При объяснении учитель должен без излишних акцентов поочередно обращаться к игрокам одной и другой команды.

При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к учителю при его расположении перед учениками.

Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.

Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам учитель как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.

Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.

Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.

Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.

Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль учителя в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.

Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только учитель, а зачастую одних и тех же учеников, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые учителем, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому учитель должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.

Капитана или водящего может назначить и сам учитель. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении учителем мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.

Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.

Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке учителя. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.

При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.

Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети.

Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов учителю следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого ученика, в формировании организаторских и управленческих умений.

Выделение помощников осуществляется учителем для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.

Учитель объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.

На уроках в 1--2-х классах подвижные игры занимают ведущее место.

Это объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма.

Такие действия, как бег, под лазание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения. Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. В 1-м классе начинаютпроводить игры, которые они играли в детском саду (хороводные, салки с разными вариантами, сюжетные игры с речитативом, с пением, сюжетные игры -- перебежки).

Подвижные игры в начальных классах должны проводиться на каждом уроке. Возможны без игр только контрольные уроки, в которых оценивается выполнение отдельных упражнений. Если эти упражнения можно включить в игру, то лучше провести их игровым методом, плотность урока будет выше. Урок будет, проходит в более эмоциональной обстановке, результаты будут лучше. Нужно правильно организовать занятие, чтобы большинство учащихся действовали одновременно.

Для учета выполнения контрольных упражнений хорошо привлекать и отдельных учащихся в порядке очереди.

В 1-2-х классах можно составлять урок только из одних разнообразных игр. В такие уроки включается 4-5 игр разной подвижности и с разными видами движений с тем, чтобы воздействовать на различные группы мышц учащихся, игр, способствующих воспитанию разнообразных физических и морально-волевых качеств. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включается 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 -- новые.

Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое воспитательное значение, но его образовательная ценность часто бывает недостаточной, так как в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в 1 -м классе), чтобы установить, насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры и отдельные навыки поведения в игровом коллективе. В 1 -м классе не рекомендуется проводить с учащимися командные игры, так как они вызывают большую ранимость у проигравших детей. Дети этого возраста еще не умеют оценивать свои возможности, каждый считает себя лучшим. Начинать проводить соревнования лучше всего в группах: какая группа учащихся лучше и быстрее выполнит задание, например в игре «К своим флажкам» и др. С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включить в уроки учащихся 2-го класса игры с элементами соревнований в парах (в беге, в гонке обручей, в прыжках через скакалку, в катании и метании мяча и др.). Можно проводить игры: «Эстафета зверей» или «Вызов номеров», в которых по очереди соревнуются только двое названных игроков.

Используя короткие состязания, можно подвести к соревнованиям коллективным -- команда против команды. В основном такие командные игры занимают место в уроках учащихся 3-х классов.

Для проведения большинства игр в 1-2-х классах нужны пособия и инвентарь. У детей этого возраста двигательный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь. Важно, чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему. Мячи весом до 1 кг можно использовать только для перекатывания и передач рядом стоящим, но не для бросков и передач на расстояние. Не рекомендуется для учащихся этого возраста и большой баскетбольный мяч, лучше использовать мяч для мини -- баскетбола или маленькие мячи типа теннисных.

Для проведения игр в 1 --2-м классе желательно иметь следующий инвентарь: 20 небольших флажков разного цвета, 40 алых мячей, 4 больших мяча (типа волейбольных), 4-8 обручей, 40 коротких скакалок, «длинные скакалки, 6--10 мешочков с песком или горохом, 6--8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6-8 повязок для глаз. Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное руководителем. Часто, недослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким объяснением игры рекомендуется пользоваться для лучшего ее усвоения, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки. Дети 1--2-х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа: играющие называют какое-либо число до 20, и руководитель, считая, указывает на стоящих перед ним ребят; водящим становится тот, на кого придется указанное число. Можно провести выбор водящего по «считалке», которые дети очень любят.

Водящим можно назначить игрока, победившего в игре, поощряя его этим за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу согласно содержанию игры и т.п. Выбор водящего должен содействовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Желательно сменять водящего почаще, чтобы удовлетворять потребность детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки. Для воспитания «тормозных» функций большое значение имеют подаваемые сигналы в игре.

Учащимся 1--2-х классов рекомендуется, в основном, давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Дети любят речитативы, как сигналы для действий в игре. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх 6--8-летних детей значительно эффективнее коротких сигналов свистков. Быстрый сигнал свистка иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется. Сигналом свистка, короткой командой, взмахом руки и т.п. начинают пользоваться постепенно с развитием у детей быстроты реакции. Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушению поведения в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят, в основном, из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх с бегом, прыжками следует устраивать короткие перерывы. Характерным для этого являются игры -- перебежки: перебежал, остановился и опять перебежал, например, «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Волк во рву». Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не надо слишком отдалять, иначе пропадает интерес к игре, и дети начинают вести себя неорганизованно. Все это связано с их возрастными особенностями. Подвижные игры на уроках в 1 -2-х классах используются для общего физического развития, для воспитания активной сознательности поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая друг другу, действовать быстро по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться указаниям капитана, видеть границы площадки, играть полноценную роль водящего. Важно воспитать у детей уважение к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр и подсказывания со стороны руководителя правильного поведения в процессе игры.

Все уроки учащихся 3-4-х классов включают подвижные игры, кроме контрольных. Они проводятся в основной и заключительной частях урока.

В 3--4-х классах (подростки младшего возраста) используют многие игры, пройденные в предшествующем классе. В них включаются более разнообразные движения, вводятся усложненные препятствия. По времени игры более длительны. Учащиеся уже имеют опыт игры в коллективе и обладают целым рядом игровых навыков. В этот период появляется значительно больше игр командных. Широко привлекаются дети этого возраста к соревнованиям «Веселые старты». Рекомендуются игры с быстрым движением, с бегом на скорость, с прыжками, с подлезанием и перелезанием, с сопротивлением. В связи с ростом физических возможностей: повышением функциональной деятельности, укреплением мышечной системы -- можно использовать игры с кратковременными силовыми напряжениями («Бой петухов», «Перетягивание в парах» и др.). Силовые игры лучше начинать с парных перетягиваний, так как это позволит руководителю легко следить за правильностью выполнения приемов сопротивления. Затем можно предложить учащимся игры с коллективным сопротивлением также с кратковременными силовыми напряжениями («Тяни в круг», «Подвижный ринг» и др.). Для развития быстроты и выносливости используются игры, в которых учащиеся находятся все время в движении («Ловля парами», «Невод»). Проводить подобные игры рекомендуется не более 15 минут, чтобы не переутомлять участников. В этот период дети начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач, умение владеть мячом: передачи, ловля, выбивание, метание («Не давай мяча водящему», «Охотники и утки», «Передал -- садись»).

Дети начинают проявлять большой интерес к спорту, к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры включаются элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.

В некоторых играх в этот период водящие выполняют свои обязанности с начала до конца игры («Невод» и др.). Для таких игр надо подбирать учеников, наиболее физически подготовленных. При выборе водящих хорошо пользоваться советами учащихся, которые уже знают силы своих товарищей и умеют быть самокритичными. Руководитель может предложить учащимся выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Используются и другие способы выбора водящего. При объяснении игры в конце рассказа рекомендуется особое внимание обратить на правила игры, которые и способствуют честной и интересной игре и с которыми играющие в этом периоде могут хорошо справиться.Образность рассказа в этом возрасте уже неуместна, но сюжетность в некоторых играх еще сохраняется. Дети лучше воспроизводят знакомые понятия, чем подражают образам, а творческая фантазия у них сочетается с пониманием того, что все условно.

В играх детей этого возраста особое место занимают командные игры (особенно в 4-м классе), поэтому необходимо научить учащихся делиться на равносильные команды.В связи с тем, что учащиеся очень эмоциональны, им трудно дожидаться своей очереди в эстафетах, гонках, лучше делить их на небольшие команды по 6-7 человек. У учащихся 3--4-х классов повышается интерес к самим действиям. Их интересует не только окончательный результат, но и качество выполнения того или иного действия.

Программные требования обязывают учителя физической культуры строже подходить к двигательным действиям, сходным с движениями, изучаемыми во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой и т.д. Неоднократные повторения двигательных действий помогают развивать у учащихся способность экономно, быстро и целесообразно выполнять их в игровой обстановке. Особое внимание надо обратить на воспитание согласованности действий в командных играх и приучать учащихся действовать, сообразуясь с действиями товарищей, обучать их, уметь разгадывать замыслы соперников.

Необходимо очень серьезно относиться к судейству. Учащиеся в этом возрастном периоде очень строго оценивают объективность судьи. Для воспитания судейских и организаторских навыков хорошо привлекать в качестве помощников судей самих учащихся и к концу учебного года учащиеся должны научиться судить игру самостоятельно.

Подвижные игры на уроках используются в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой и т.д. В этих классах игровой урок может быть как исключение. Для закрепления и совершенствования гимнастических и легкоатлетических движений в целом игры могут составлять содержание всей основной части урока. Они должны состоять из разнохарактерных движений, способствующих решению задач урока. Подвижные игры занимают вторую половину основной части урока, после разучивания отдельных элементов гимнастики или легкой атлетики.

Иногда знакомая игра используется в качестве разминки в подготовительной части урока (после контрольных уроков в классе, на последнем уроке, когда уучащиеся рассеяно внимание, и он утомлены, особенно в конце недели). В отдельных случаях малоподвижные игры проводятся в заключительной части урока («Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Кто подходил?» и др.).

В подвижных играхв 3--4-х классов решаются следующие задачи: закрепление и совершенствование в игровой обстановке гимнастических, легкоатлетических движений, развитие быстроты; совершенствование навыков метания, передач и ловли малого и большого мяча; развития силы в сочетании с ловкостью и быстротой; согласованность действий для достижения цели; воспитание товарищеской взаимопомощи, творческой активности, умения правильно ориентироваться в пространстве и времени. Полезны игры, в которых имеются элементы баскетбола, волейбола, футбола. Рекомендуется широко проводить игры, где оценивается качество выполнения заданий, а не только скорость.

Например, в эстафетах с элементами спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики учитывается не только быстрота, но и качество выполнения задания, что и определяет победу (правильное выполнение передач мяча, бросков в корзину, ведения мяча, передача эстафеты, прыжки в высоту и длину, акробатические элементы, приемы сопротивления и т.п.).

В этом возрасте учащиеся широко приобщаются к спорту, любят играть в спортивные игры, и поэтому многие подвижные игры приобретают подчиненное значение.Дистанции бега в играх, высота прыжков, трудность разных движений в играх должны быть в пределах контрольных нормативов для учащихся 3--4-х классов. В игры необходимо включать упражнения с элементами полосы препятствий с разными заданиями.

По заданию преподавателя учащиеся должны уметь самостоятельно подготавливать для игр инвентарь и, если надо, форму для различных команд. При разделении на команды используются все способы, в том числе и выбор капитанами, но его не следует доводить до конца: оставшихся 6--8 человек надо рассчитать на первый-второй или распределить самому преподавателю, чтобы не задевать самолюбия подростков. Водящих выбирают сами играющие. Надо следить только за тем, чтобы водящие чередовались и эту роль сыграли бы все игроки. На роли водящих, капитанов можно рекомендовать отдельных учеников, но в основном водящих выбирают сами учащиеся.

При проведении подвижных игр используются в основном спортивный инвентарь и оборудование. При хорошей организации игры можно использовать набивные мячи не только для передач, но и для перебрасывания. Причем у девочек и мальчиков вес набивных мячей должен быть разный, соответственно указаниям в программе.

В связи с тем, что процессы возбуждения и торможения у детей этого возраста еще не установились и часто возбуждение преобладает над торможением, общий эмоциональный тонус в игре очень высок, особенно у мальчиков. Азарт, свойственный подросткам, связан со стремлением быстрее достичь конечной цели. В этих случаях надо переключать их внимание на сам процесс игры, требуя качественного выполнения задания. Чтобы не допускать перевозбуждение, рекомендуется останавливать игры, разъяснять технику и тактику, пресекать неправильное поведение играющих соответствующим внушением, штрафом, а в отдельных случаях и удалять нарушителей из игры. Слишком эмоциональным игрокам можно поручить роль помощников руководителя, судьи или непосредственно руководство самой игрой. Дети в 3--4-м классе очень самолюбивы, поэтому руководителю не следует фиксировать общее внимание на неудачах отдельных игроков. Лучше незаметно для других помочь им исправить недочеты, освоить технику и тактику игры. Особенно болезненно воспринимают критические замечания девочки в присутствии мальчиков.

Подростки любят действовать самостоятельно, инициативно. Это стремление к самостоятельности следует использовать в играх: поручать, учащимся самостоятельно составить план действий в игре, вариант задания в игре и т.д. Особенно ценны в этом отношении игры на местности, в которых можно широко использовать творческую инициативу подростков. Игра на местности может быть проведена в сельских школах на последнем уроке в расписании дня и особенно интересно провести игру на местности на последнем уроке в четверти, а также в день здоровья.Чувства меры в играх у подростков еще нет. Они часто переоценивают свои возможности, поэтому важно следить за нагрузкой и распределением сил в игре. Учитывая разницу в физических возможностях мальчиков и девочек, надо давать им разные посильные задания в одной и той же игре. Наиболее просто это сделать в эстафетах, но можно и в других играх увеличивать или уменьшать нагрузку отдельным участникам.

Так, например, в игре «Скакуны» следить, чтобы девочки-скакуны были в поле на ловле играющих меньше времени, чем мальчики.

В 3--4-х классахрекомендуется проводить соревнования по играм как внутри школы, так и между школами во внеклассное время. На уроках проводятся намеченные игры для соревнования с целью отбора участников соревнований между классами, а в дальнейшем между школами.

Судейство в подвижных играх подростков должно быть более строгим, чем раньше. К судейству следует широко привлекать учащихся. Подвижные игры используются в основной части урока, а иногда и в заключительной.

В уроки, спортивной гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижные игры включаются редко и чаще в заключительной части урока. Иногда они проводятся в конце основной части для закрепления приобретенных навыков и увеличения нагрузки на организм занимающихся.

Много уроков отводится спортивной гимнастике (особенно во 2-й четверти учебного года). В эти уроки подвижные игры почти не включаются.

Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависят от правильного руководства ею.Необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает предигровое состояние участников, уменьшает готовность детей к игре. Задержать начало игры можно лишь в том случае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания. Руководитель заранее сообщает детям о намеченном сигнале. Сигнал подается только после того, как руководитель убедиться в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места. Руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия соответственно той задаче, которая поставлена руководителем перед проведением игры (добиваться согласованных действий, честно отстаивать интересы своей команды, проявлять смелость в игре, выручать товарища, попавшего в «плен», и др.).

Обучая детей играм, надо в первую очередь приучать их сознательно соблюдать правила игры. Участники узнают правила во время объяснения игры, но часто в процессе игры нужно напоминать им о них и дополнять, если предыдущие правила хорошо усвоены. Руководитель, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Но если большинство участников допускают одинаковую ошибку, он останавливает игру и вносит поправку.Не следует останавливать игру криком, резкой командой, надо приучать детей останавливаться по условному сигналу «Внимание», по свистку. В случае опасного поведения участников в игре, необходима резкая остановка игры. В процессе игры следует способствовать развитию творческой инициативы играющих.

Чаще всего играющие проявляют свое творчество в тех игра, которые им нравятся. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. В то же время руководитель, увлекаясь, не должен забывать о своих педагогических функциях. Участвуя в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как можно лучше использовать отдельные приемы, отдельные тактические комбинации. Проводя игру, необходимо добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей возложенных на игроков. Сознательная дисциплина способствует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. В результате игра становиться более увлекательной. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помоги отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда.

В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Если игра не понравилась -- надо выяснить, по какой причине: очень проста или, наоборот, очень сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае сократить длительность игры. Руководителю необходимо учитывать наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены или других предметов, которые в игре могут помешать бегающим и увертывающимся игрокам), быть готовыми к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре. Надо избегать проявления в играх отрицательных эмоций (обида, озлобление, страх), способствующих воспитанию нежелательных качеств. Иногда дисциплина в игре нарушается из-за того, что руководитель непонятно объяснил игру. В данном случае надо сразу же дополнительно разъяснить правила игры. Часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. С ними надо вести индивидуальную, воспитательную работу; можно поручать им ответственную роль водящего, судьи, а иногда, наоборот, отстранять от игры.В процессе игры важно объединить участников в единой коллектив, имеющий общие интересы, стремящийся достигнуть поставленной цели, добиться победы (если играют две-три команды). Взаимодействия играющих должны быть построены на чувстве дружбы и товарищества.

Методика решения педагогической задачи в игре

Каждый руководитель игры должен помнить, что он проводит подвижную игру для решения совершенно определенных педагогических задач. Даже в тех ситуациях, когда прибегают к игре из соображений эмоциональной разрядки или повышения интереса школьников кзанятиям, руководитель не может допустить стихийных моментов в ее организации и проведении. В противном случае отсутствие совершенно определенной педагогической цели отрицательно сказывается на использовании основной структуры игры, искажает ее результаты. Более того, это может привести к отрицательным воспитательным эффектам. Поэтому постановка, формулировка и методика решения педагогической задачи в каждом конкретном случае, в том числе и при применении игр в спортивных занятиях, имеют совершенно определенный смысл. Если проанализировать задачи, которые «способна решать та или иная игра, становится ясна их многоплановость.

Чтобы добиться непременного решения поставленной в игре задачи, необходима определенная этапность педагогических процедур (действий).

Первый этап решения педагогической задачи включает рассказ и показ правильной техники выполнения изучаемого элемента, а также обязательное предостережение от характерных ошибок, возможность которых наиболее вероятна на данном отрезке процесса обучения.

Второй этап решения педагогической задачи совпадает с процессом непосредственного течения игры. Здесь у руководителя, казалось бы, простая работа -- исправлять те ошибки, о которых предупреждал детей на первом этапе. Но это нелегко сделать, поэтому с обучением переплетается судейство, воспитательные акции в виде замечаний по поведению играющих, подсказки по тактике действий и т.д. Тем не менее не исправлять ошибки нельзя. Пассивность руководителя приводит здесь не только к отсутствию прогресса обучения, к стабилизации старых, но и к рождению новых ошибок, поэтому можно ожидать обратного эффекта.

В эстафетах и в ряде других видов игр имеются естественные перерывы: для смены водящих, между таймами и этапами и т.д. Их необходимо использовать для срочной информации в связи с появившимися ошибками.

Третий этап проводится по окончании игры, то есть сразу после объявления победителей и тех кто лучше (хуже) других проявил себя в игре. Здесь, как и на первом этапе, необходимо провести анализ результатов игрового процесса и анализ допущенных ошибок, они не должны пересекаться и мешать друг другу, тем более что одни играющие могут стать фактическими победителями, а другие -- лучшими исполнителями.

Действие руководителя на третьем этапе включает объявление лучших (и худших) исполнителей (допустивших ошибки, о которых сообщалось на первом этапе), анализ самих ошибок и их причин: Дается рекомендация для исправления ошибок: Целесообразно заранее разработать домашнее задание, исходя из предполагаемых ошибок. Преподаватель, должен знать и предвидеть их появление иначе процессам обучения невозможно управлять.

Если руководитель решает обучающую задачу, необходимо помнить, что для различных стадий обучения существует определенная специфика. Ознакомление с изучаемым элементом, как правило, включает подробный рассказ, показ и его апробирование. В этом случае время, затраченное на первый этап решения задачи, нельзя считать потерянным. Без его затрат невозможно составить у детей представление о технике изучаемого элемента, а именно это и составляет цель ознакомления. Разучивание, которое проводится как правило расчлененным методом, не требует временных затрат, особенно на первом и третьем этапе решения педагогической задачи. Цель разучивания -- избавиться от ошибок, сначала более грубых, затем мелких. Когда видимых ошибок нет, можно приступать к выработке автоматизированного навыка. Здесь цель достигается большим количеством повторений вплоть до достижения динамического стереотипа. Поэтому этапы решения педагогической задачи в этом случае проходят быстрее, а в игровом сюжете создаются условия для повторений. В случае, если педагогическая задача имеет не обучающий, а воспитательный характер или связана с развитием физических (или иных) качеств занимающихся, схема решения педагогической задачи не меняется. Например, в игре «Бой петухов» может быть поставлена задача воспитания настойчивости. Тогда на первом этапе после рассказа игры руководитель показывает, как смело и активно надо атаковать соперников. Ошибкой выполнения игрового задания является пассивность и уклонение от борьбы. На втором этапе в процессе игры руководитель словом стимулирует активность играющих, а на третьем -- подробно разбирает причины вялой борьбы (страх перед столкновением, нежелание быть активным и т.д.) и пути устранения этих причин (развитие смелости с помощью упражнений, повышение уровня притязаний и самооценки).

В игре «Скакуны» может стоять задача развития силы ног. Тогда обуславливаются параметры прыжка на одной ноге (длина, высота, частота), способ передвижения бегунов (может усложняться), время, размеры игровой площадки и количества скакунов, одновременно атакующих соперников.

Осознанный подход к организации игры, максимальное использование ее педагогических возможностей путем рациональной методики проведения и предполагает ту полезную отдачу, на которую проводимая игра рассчитана.

Образные задачидетей младшего школьного возраста

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,-говорит воспитатель.- Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом - снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами - стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов - это отдых после интенсивных движений.

4. Конспект

4.1 Проведения подвижных игр в младшей группе

Название игры: Самолеты;

Цель игра: воспитывать физические качества – внимательность и быстроту;

Правила игры:

Дети - летчики стоят за линией, нарисованной на земле.

На слова воспитателя: "Самолеты полетели" дети отводят руки в стороны и бегают в разных направлениях.

На слова: "Самолеты присели" дети приседают, руки опускают вниз.

На слова "Самолеты на места!" дети возвращаются за линию и стоят ровно.

Выигрывает тот, кто первый прибежал на свое место.

Предшествующая работа:

Воспитатель задает интригующий вопрос: «Ребята, хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!»

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!»

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников, в этом случи, воспитатель сам исполняет главную роль команлира.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей обязательно надо похвалить.

4.2 Проведение подвижных игр в средней группе

Название игры: Уйди от погони;

Оборудование для игры: физкультурный зал, открытая площадка;

Правила игры:

В начале игры только один игрок имеет на голове "Колпак Петрушки". Его не разрешается удерживать руками.

Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера, пытаются снять эту шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше.

Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак, а также большее количество раз овладеет им.

Предшествующая работа:

Воспитатель одевает колпак петрушки:

- «Смотрите дети какой веселый и смешной петрушка пришел к вам поиграть.»

В начале игры только у один игрока на голове "Колпак Петрушки".У того на ком «колпак Петрушки» не разрешается у удерживать руками. Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера с колпаком на голове, пытаются снять колпак и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше. Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак или большее количество раз овладеет им.

После того, как воспитатель объяснил правила, он назначает того на ком будет этот колпак:

- «Дети пусть первый будет Алеша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок, согласны?»

Не стоит упрекать детей за нарушение правил, а тем более исключать. Лучше хвалить тех, кто действовал правильно.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

4.3 Проведение подвижных игр в подготовительной группе

Название игры: Волк и овцы;

Цель игра: воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;

Оборудование для игры: физкультурный зал, открытая площадка;

Правила игры: Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

Предшествующая работа:

Воспитатель детям:

- «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру»

Ход игры:

Все играющие - овны, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!»

Волк отвечает:

«Гуляйте, гуляйте, да только траву не шипите, а то мне спать будет не на чем».

Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

«Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, ■ Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик. Серому волку - Грязи на лопату!»

Волк бежит по поляне и ловит овец; пойманный становится волком; игра возобновляется.

Роли можно распределить с помощью считалки:

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пришел мальчик,

Обжег пальчик;

Пошел на базар,

Никому не сказал.

Педагог следит за ходом игры, а также принимать участие в игре.

Не стоит упрекать детей за нарушение правил, а тем более исключать. Лучше хвалить тех, кто действовал правильно.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретны

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и другие.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Дети младшего дошкольного возраста Дети старшего дошкольного возраста
Дети подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер. Детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Подражательность и имитация продолжают играть важную роль.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр , по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность.

  1. Играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.
  1. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу , побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.
  1. Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
  1. требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре.
  1. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах . Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.
  1. В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры классифицируют:

  • По возрасту;
  • По степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью);
  • По видам движений (игры с бегом, метание и т.д.);
  • По содержанию (п/и с правилами и спортивные игры).

Подвижные игры с правилами:

  • Сюжетные игры;
  • Несюжетные игры.

Спортивные игры:

  • Баскетбол;
  • Городки;
  • Настольный теннис;
  • Хоккей;
  • Футбол и другие.

Сюжетные подвижные игры:

  • Игры типа перебежек, ловишек;
  • Игры с элементами соревнования;
  • Игры-эстафеты;
  • Игры с предметы (мячи, обручи, кегли и т.п.);
  • Игры-забавы (используются в работе с самыми маленькими детьми).

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы.

Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 минуты.

Сюжетные подвижные игры Несюжетные подвижные игры Игры с элементами соревнования
При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания сюжета педагог проводит предварительную работу. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии в зависимости от возраста). При объяснении игры используется краткий сюжетный образный рассказ. Педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывает местоположение играющих и игровые атрибуты. Педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит так же в распределении ролей . Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

Игры для детей первой младшей группы

Июнь Июль Август
1 неделя «Догони мяч» (игра с ходьбой и бегом) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 16 «По тропинке» (игра с ходьбой и бегом) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 16 «Самолеты» (игра с ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 3
2 неделя «Попади в «воротики» (игра с бросанием и ловлей мяча) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 35 «Лови мяч» (игра с бросанием и ловлей мяча) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 33
3 неделя «Мой веселый звонкий мяч» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 38 «Зайка беленький сидит» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.8, комплекс 5 «Поезд» (игра с ходьбой) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 24
4 неделя «Найди флажок» (игра на ориентировку в пространстве) Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей», стр. 42 «Воробышки а автомобиль» (игра ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.7, комплекс 4

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Июнь Июль Август
1 неделя
«Пузырь» (игра с разнообразными движениями) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 2
2 неделя «Пузырь» (игра с разнообразными движениями) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.6, комплекс 2
«Поезд» (игра с ходьбой и бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 2 «Прокати и сбей» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 11, комплекс 8
3 неделя
«У медведя во бору» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.12 «Самолеты» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 45, комплекс 2 «Змейка» (народная игра) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.6
4 неделя «Найди себе пару» (игра на ориентировку в пространстве) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148 «Зайцы и волк» (игры с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.146 «Подбрось – поймай» (игра с бросанием и ловлей) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр.53, комплекс 12
«С кочки на кочку» (игра с подпрыгиванием и прыжками) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 13, комплекс 11 «Найди свой домик» (игра на ориентировку в пространстве) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 6, комплекс 1 «Лохматый пес» (игра с бегом) Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет», стр. 25, комплекс 7

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Июнь Июль Август
1 неделя «Мы веселые ребята» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148 «Ловишки, бери ленту» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.154 «Догони свою пару» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.149
«Сбей кеглю» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152 «Мяч вдогонку» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.155 «Охотники и зайцы» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152
«Упражнения с короткой скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 41
2 неделя «Лиса в курятнике» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150 «Удочка» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.151
«Принеси предмет» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.156 «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153
«Совушка» (игра с бегом) Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 22
3 неделя «Ловишки парами» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.154 «Мышеловка» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.148 «Птички и клетка» (игра с бегом) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153
«Мяч кверху» (народная игра с мячом) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.53 «Попади в обруч» (игра с метанием) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.152 «Кто сделает меньше шагов» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150
«Упражнения с длинной скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 42 «Упражнения с длинной скакалкой» Громова О.Е. «Спортивные игры для детей», стр. 42 «Телефон» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.61
4 неделя «Попрыгунчики» (народная игра с прыжками) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.53 «Волк во рву» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.150 «Не оставайся на земле» (игра с прыжками) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.151
«Через ручей» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.156 «Эстафета парами» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.153 «Посади и собери картофель» (игра-эстафета) «Эстафета с палочкой» (игра-эстафета) Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке», стр.157
«Обыкновенные жмурки» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.69 «Краски» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.59 «Веревочка» (народная игра малой подвижности) Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», стр.61

Методическая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  2. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр».
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Подвижные игры для малышей».
  4. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет».
  5. Фролов В.Г. «Физкультурные игры и упражнения на прогулке».
  6. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры».
  7. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей».

Теоретический доклад

по теории и методики физического воспитания дошкольников

Тема: «Методика проведения подвижных игр c детьми старшего дошкольного возраста»

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

  • Выбор игры;
  • Сбор детей на игру;
  • Создание интереса;
  • Объяснение правил игры;
  • Распределение ролей;
  • Руководство ходом игры;
  • Подведение итога.

Выбор игры.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и д.р.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеёк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.

Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу.

Сбор детей на игру.

Для сбора детей на игру и создания интереса можно договорится о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой. Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём. Подвести к игре нередко удаётся путём вопросов, загадывания загадок.

Объяснение правил игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей данной возрастной группы воспитатель может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя стайкой. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу или полукругом; рядом с ними если дети собраны в круг).

Предварительное объяснение правил игры происходит с учётом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и её замысел, кратко изложить её содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила игры. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным.

Распределение ролей.

Роли определяют поведение детей в игре. Важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли.

Существует несколько способов выбора водящего:

Назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор

С помощью считалки (предупреждают конфликты)

При помощи «волшебной палочки»

С помощью жеребьёвки

Водящий может выбрать себе замену.

Все названные приёмы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой.

Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме.

Подведение итога.

При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной. Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (пойманных можно выручать). В старшей группе к составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.