Методическая копилка: Игры для младших школьников. Образовательный портал Детские развивающие игры для начальной школе

Направленные на развитие памяти, внимания ребенка, логического и творческого мышления. Предложенные нами игры не требуют дополнительного специального оборудования, игры просты в исполнении, их можно использовать дома, на переменах в школе, есть игры и для улицы.

Можешь ли ты сосредоточиться?

Игра проверяет внимательность человека. Игрокам раздают тексты. Игроки в течение 5 минут зачеркивают заданные буквы.

Подводятся и объявляются результаты.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность

Количество игроков: 2 и более

Необходимы вещи: бумага, карандаш

В сто

С помощью игры можно занять время, кроме того она развивает логику ребенка.

Первый игрок называет число от одного до ста.

Второй игрок называет число, которое больше, чем предыдущее, но не более чем на 10.

Выигрывает тот, кто назвал «100».

Примечание. Выигрывает тот, кто назовет «89». И наверняка выиграет назвавший числа 12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 100. При правильной стратегии всегда выигрывает начинающий.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: логика, мышление

Количество игроков: 2

Морской бой

Одна из самых лучших малоподвижных игр. Хорошо развивает логическое мышление ребенка.

Берутся два листочка в клеточку, на которых размечены поля. По бокам расставляются координаты. Расставляются корабли.

Противники делают «выстрелы» друг в друга, называя координаты.

Попавший игрок «стреляет» до тех пор, пока не промахнется.

Выигрывает тот игрок, который потопит все корабли соперника.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : логика, мышление

Количество игроков: 2

Необходимы вещи: карандаш, бумага

Повтори-ка

Повтори-ка — познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности. Отлично подойдет для всех школьников, но особенно полезна для детей младших классов школы.

Выбирается тема игры, например «Дикие животные». Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва.

Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.

Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок — выбывает из игры.

Примечание . По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т. д.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, память

Количество игроков: 2 и более

Хлопки

Хлопки — веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе в младших классах.

Игроки встают в круг. Каждому игроку присваивается порядковый номер. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а хлопая по коленям, — номер любого другого участника, стоящего в круге. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

Побеждают два последних оставшихся игрока.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, реакция

Количество игроков: 7 и более

Отгадай, чей голосок

Играющие, взявшись за руки, встают в круг. Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг».

Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажем: «Скок-скок-скок», Отгадай, чей голосок?» Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : органы чувств, раскрепощенность

Количество игроков: 6 и более

Необходимы вещи: шарф

Города-реки

Города реки — настольная игра, способствующая развитию логики и мышления ребенка, что особенно полезно для школьников младших классов школы.

Всем раздают листки бумаги и ручки. Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ».

По сигналу ведущий начинает произносить про себя алфавит. Его останавливают, и он называет букву, на которой остановился. Все быстро заполняют колонки словами на выбранную букву. Тот, кто заполнил все колонки, кричит «Стоп», все прекращают писать и начинают подсчитывать очки.

Первый заполнивший все колонки читает свои слова. За каждое название, которое ни у кого не встретилось, ставиться 20 очков. При совпадении слов — очки делятся между этими игроками поровну. Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке.

Выигрывает, набравший по итогам игры наибольшее количество очков.

Примечание. Играть можно до тех пор, пока не будет перебран весь алфавит.

Можно придумать любые другие названия колонок.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : мышление, память

Количество игроков: 2 и более

Место игры: помещение

Три слова

Игра развивает фантазию ребенка. С ее помощью можно интересно провести время в компании друзей.

Ведущий называет три слова. Игрок составляет осмысленное предложение с этими словами.

Примечание. Иногда это бывает трудно сделать.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: фантазия

Количество игроков: 2 и более

Попади в обруч

Чудесная игра, она наверняка понравится вашему ребенку.

Дети бросают небольшой мяч из-за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2 метров).

Возраст: от шести лет

Игра развивает: моторика рук

Количество игроков: 2 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Мяч соседу

Эта игра увлекает детей и они могут играть в нее часами. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом.

Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего — дотронуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок, у кого был мяч, становится ведущим.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Удержи шарик

Дети делятся на пары. Для каждой пары чертиться круг диаметром 1 метр. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик. Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опускался над ними и над границами их круга.

Нельзя «поправлять» траекторию полета шарика руками.

Выигрывает та пара, которая сможет продержаться дольше всех.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : выносливость, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 4 и более

Сардины

Выбирается один игрок, который идет прятаться, в то время, когда остальные закрывают глаза и считают до 30.

Потом игроки по одному идут искать того, кто спрятался, он тоже остается в его убежище.

Цель этой игры: как можно скорее найти игрока, который спрятался.

Тот игрок, который последний находит место, где прячутся все остальные, идет прятаться первым.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : логика

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Защити башню

Интересная коллективная игра.

Все участники игры встают в круг. У одного игрока в руках имеется мяч.

В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных наверху). На ее верхушке лежит мяч.

Защитник находится возле «башни» и охраняет ее от мяча, который кидают игроки в «башню».

Тот, кто попадает мячом в «башню» или в мяч, становится защитником, а бывший защитник присоединяется ко всем игрокам.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, координация, ловкость, меткость, мышление, реакция, сила

Количество игроков: 3 и более

Игра развивает внимательность.

Правила игры. Задаются вопросы. Участник отвечает на них, не говоря «Да» и «Нет». Если участник скажет «Да» или «Нет» с него взимается фант.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность

Количество игроков: 2 и более


Игры в классе

1. Тропинка

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

Ведущему хорошо иметь двух помощников, которые помогут ему обеспечить безопасность играющих.

2. Опаздывающее зеркало

Внимание! Садитесь поудобнее. Первый справа, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и не спеша прихорашиваетесь. Сделали одно движение - задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Другое движение - пауза, третье - снова пауза. Сосед слева, вы повторяете движение первого ведущего только тогда, когда он начнет второе движение, третий слева повторит движение ведущего, когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье.

Таким образом движения ведущего будут повторяться всеми сидящими в полукруге с отставанием на одно движение. Кто копирует движения наиболее тщательно?

3. Иноходец (соревнование-эстафета)

Участники игры разбиваются на две команды и становятся друг другу в затылок. Командам нужно пройти необычным шагом всего несколько метров. Участник проходит дистанцию и возвращается к команде, за ним - следующий и так далее. Шаг такой: правую ногу заносите назад за левую и ставьте как можно дальше вперед. Затем левую ногу заносите за правую и так далее, кто быстрее. Побеждает команда, члены которой пройдут быстрее и с наименьшим числом падений.

4. Телеграф пантомимой

Участники разбиваются на две команды, становятся лицом друг к другу. Ведущий тихо говорит одной команде какое-нибудь существительное, после чего игроки изображают это слово мимикой и жестами для игроков противоположной команды до тех пор, пока партнер из противоположной команды на отгадает ваше слово. Кто интереснее изображал слово?

Кто быстрее догадался?

5. Словесный волейбол

Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, "облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит из игры. Остаются самые сообразительные.

Игры за столом

1. На одну букву

Кто больше назовет предметов, находящихся в комнате, на определенную букву?

2. Кинолента

Ведущий объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться. Первый участник повторяет название фильма и называет следующее слово (обязательно существительное), которое определяет ту картину, что представилась его воображению. Например: "Охотники, лес..."

Второй участник команды повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет. Напрмер: "Охотники, лес, костер..." Так накапливаются слова-кадры. Каждый участник повторяет все слова, сказанные до него и добавляет новое. Через определенное ограниченное число кругов в сценарии должен наступить логический конец (например, через два круга).

Итак, сочиняем фильм. Если участников много, можно разбиться на команды.

3. Групповой рассказ

Один из участников начинает рассказ, например: "Дождь хлестал..." Второй игрок продолжает: "Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своем шалаше...". Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет свою фразу. Так получается интригующий рассказ.

4. Испорченный телефон

Ведущий шепчет сидящему с краю в каждой команде на ушко слово на русском или иностранном языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу, и так в каждой команде. Слово нужно передать крайнему игроку команды как можно быстрее. Побеждает та команда, которая быстрее передала слово без искажений крайнему игроку команды. Как только очередь дошла до последнего игрока, он громко называет это слово. Оценивается скорость передачи сообщения и его качество.

5. Смешалости

Каждый участник берет по полоске бумаги и перегибает каждую полоску на три равные части. В верхней трети по команде начинаем рисовать голову какого-либо зверя. После того, как голова закончена, заворачиваем эту треть так, чтобы было видно только самую нижнюю часть рисунка, и передаем соседу слева. Теперь уже на новых листочках пририсовываем к "неизвестной голове" туловище какого-либо другого зверя и опять загибаем листок так, чтобы было видно только начало рисунка. Передаем рмсунок налево. А затем пририсовываем к следующему туловищу ноги. Разворачиваем полоски - и у нас готов самый смешной зоопарк на свете. Какой зверь самый смешной?

6. Песенный футбол

а) Первый участник поет один куплет из какой-то песни. Второй должен продолжить куплет другой песни без паузы между ними. Условие: все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. И так далее.

б) Участники делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) начинает игру, спев отрывок песни, в котором заключен вопрос (например, "Что же ты ищешь, мальчик-бродяга?") Вторая команда должна за минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: "Три кусочка колбаски..."). Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не сможет придумать песенного ответа или вопроса.

7. Самый ласковый

В игре принимает участие только мужская половина игроков, а представительницы прекрасного пола являются жюри этого конкурса. По команде "Начали!" мужчины будут по очереди (по часовой стрелке) говорить ласковые слова присутствующим здесь прекрасным дамам. Повторяться нельзя! После каждого произнесенного слова дамы оценивают, является ли оно действительно ласковым. Тот, кто не может больше придумать ласковое слово (на размышление дается 2 секунды), или тот, чье слово не принято прекрасным жюри, выбывает, и игра продолжается дальше по кругу до тех пор, пока не останется один победитель конкурса. Кто у нас самый галантный мужчина?

Игры на воздухе

1. Бег сороконожек

Участники игры разбиваются на две команды и становятся по росту. (Впереди тот, кто повыше.) Левую руку первый участник просовывает между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет эту руку правой рукой. Остальные продолжают эту цепочку таким же образом. Таким образом получается две команды сороконожек. Каждая команда по сигналу "старт" начинает свое движение к финишу. Побеждает та команда, которая первая приходит к финишу.

2. Терминатор (игра для 4-20 человек)

Выбирается водящий. Игра состоит в том, что по сигналу все игроки разбегаются в разные стороны, а водящий бросается за кем-нибудь из них вдогонку. Его задача: осалить кого-нибудь, но это сделать не так-то просто, потому, что он не имеет права салить игрока, присевшего на корточки (на корточках нельзя сидеть более 15 секунд), а также игрока, застывшего в неподвижной позе. Единственное, что водящий может сделать с "застывшим" игроком - это заставить его зашевелиться или рассмеяться. При этом не разрешается дотрагиваться руками до "застывшего", но зато можно щекотать его травинкой или чем-нибудь подобным. Осаленный или "размороженный" становится водящим.

"ПЯТЕРКИ"

Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

"КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?"

"Почтальон" приносит телеграммы и вручает их ведущему. Ведущий зачитывает текст, а игрокам необходимо узнать, кто отправил телеграммы.

"ОТ БАБУШКИ УШЕЛ, ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ, СКОРО БУДУ У ВАС." (колобок)

"СПАСИТЕ, НАС СЪЕЛ СЕРЫЙ ВОЛК" (семеро козлят)

"ЖИВУ СРЕДИ ДУБРАВЫ У СЕМИ БОГАТЫРЕЙ" (спящая красавица)

"ПРОГУЛКА ПО ЗООПАРКУ"

Участники по очереди называют различных животных. Какой буквой оканчивается одно название, с такой же буквы должно начинаться другое. Например: "ВОЛК-КАБАН-НОСОРОГ-ГАЛКА-..." Назвав животное, играющий громко и быстро считает до пяти. Если за это время его сосед не назовет другое животное, он говорит: "Мы отправились дальше." Опоздавший пропускает очередь и кладет фант. Чтобы выкупить фант, надо выполнить задание отряда.

"ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК"

Каждый игрок в столбик пишет 10-12 животных (любых). Затем ведущий предлагает на обратной стороне листка написать характерные особенности каждого животного. А теперь посмотрите, что у вас получилось.

РИСОВАНИЕ СЛОВА

Ведущий громко читает по списку 12 слов, например: урок, охота, вечер, зима, цирк, каникулы, игра, праздник, поход, встреча, базар, огород. После каждого слова выдерживает паузу, не торопясь считая про себя до пяти. Запомнить слова, которые ведущий произнесет - вот в чем заключается задача играющих. Чтобы ее выполнить, в паузах можно делать рисунки, являющиеся для ребят условными обозначениями, по которым можно вспомнить слова. Скажем, например, вы прочитали "весна". Один играющий рисует цветок, другой - скворечник. Игра проходит как состязание, поэтому каждый должен выполнить задание самостоятельно.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Ребята, в руках у меня сундучок. Этот сундучок непростой. В нем лежат вещи, которые потерялись из разных книжек. Помогите мне, ребята, вернуть вещи на свои места.

1. Какие странные зеленые очки. Сквозь них все кажется изумрудным. Из какой книги эти очки?

2. А вот хрустальная туфелька. Такая крошечная. В руке умещается. Кто ее потерял, помните?

3. Сколько тут орешков! Ух, как много! Да непростые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд. Чьи это орешки? Из какой сказки?

4. Какое красивое яблоко! Все зернышки в нем светятся. Но лучше не трогать его, оно ядовитое. Кто и кому принес его? В каком произведении?

ЗАГАДОЧНЫЙ ПРЕДМЕТ

Выбрав водящего и попросив его выйти из комнаты, участники игры садятся по кругу: по уговору они задумывают какой-нибудь предмет. Водящий возвращается в комнату и подходит по очереди к участникам игры. каждый называет какое-нибудь одно качество задуманного предмета. Один, например, говорит: "круглый". "Овальный" - утверждает другой. "Белый"... "Полосатый"... "Сладкий"... "Сочный" - "Арбуз" - догадывается водящий по этим как будто разноречивым признакам.

ОБИТАТЕЛИ ЗООСАДА

У каждого играющего лист бумаги и карандаш. В течение 1-2 минут нужно написать как можно больше названий зверей, птиц, рыб и других обитателей зоосада. Названия лучше всего записывать столбиком. Затем все по очереди зачитывают свои слова. Если зачитываемое слово есть у кого-либо, он говорит: "Есть!" Все записавшие его зачеркивают это слово. После того, как все прочтут записи, каждый считает количество незачеркнутых слов. Выигрывает тот, у кого их останется больше.

"НЕ СОРОКА, НЕ ВОРОНА"

Игра для двух больших команд, которые собрались, например, на летней эстраде лагеря.

Для игры понадобятся карточки с изображением птиц. Для одной команды такие: снегиря, аиста, удода, воробья, пингвина, чайки и сороки. А для другой - голубя, дятла, совы, кукушки, страуса, чижа и вороны.

Птицы эти легко узнаваемы. И среди них две нелетающие - пингвин и страус. На них ведущий по ходу игры должен остановить внимание вопросом: эта птица летает? (Только не в самом начале игры, а когда попадает карточка с этой птицей.)

Начинается игра с обращения ведущего к игрокам:

Скажи-ка, синица - это птица? (дружный ответ ребят)

А пингвин? Если в ответах разнобой, ведущий с улыбкой корректирует ответ и продолжает:

А сейчас посмотрим, какая команда узнает больше птиц. Вы готовы? Тогда начинаем:

Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отвечай-ка!

В это время ведущий уже подошел к любому из игроков первой команды и показывает ему первую карточку. Ответ игрока должен быть полным - он начинается словами: "Не сорока, не ворона", а дальше называется изображенная на рисунке птица, например:

Не сорока, не ворона, а снегирь!

Не сорока, не ворона, а сова!

Назвал птицу правильно - команде очко.

Не узнал птицу - проси помощи в своей команде: молча возьми за руку того, кто должен ответить за тебя. Если не успеешь взять его за руку- сгорает пол-очка. Если успел и сосед ответил за тебя - команда выигрывает пол-очка.

Для второй команды игроков слова ведущего другие:

Не сорока, не ворона и не чиж. А какая это птица - что молчишь?

Ведущему лучше всего обращаться поочередно то к одной, то к другой команде и вести игру в бодром темпе. И хорошо, если у него будут два помощника: у одного - карточки для одной команды, у другого - для другой. Несмотря на то, что для одной из команд звучат слова:

Не сорока, не ворона и не чайка - в ходе игры все же попадутся им и чайка, и сорока. Проверка внимания и сообразительности! Как они поведут себя в этой ситуации? Ведь нельзя ответить так, например:

Не сорока, не ворона, а сорока...



Игры с детьми

Младший школьный возраст
(7-11 лет)

Ёжик

Начинающий игру говорит слово «Ёжик» максимально тихо, следующий игрок чуть-чуть громче, и дальше по кругу, пока уже не получится крик – так громко, сколько хватит сил. Затем наоборот – «Ёжик» говорится все тише и тише, до едва слышного шепота.

Красная шапочка

Дети ходят, на стульях лежат разные шапки, на одну шапку меньше, чем количество игроков. Фоном звучит музыка. Когда музыка неожиданно выключается, каждый ребенок должен надеть шапку. Тот, кому шапки не хватило, выбывает. Затем одну шапку убирают, и игра продолжается до определения победителя. Вместо музыки можно использовать обычный свисток – тогда дети надевают шапки по его сигналу.

Корабль

Ведущий - «капитан корабля», а дети – «матросы» на этом корабле. «Капитан» дает приказы, а «матросы» должны успевать выполнять их. Ведущему нужно заранее показать, как именно выполняются приказы.

«Нос!» все дети бегут на «нос корабля» (одна часть комнаты)

«Корма!» дети бегут к «корме» (другая часть комнаты)

«Море справа!» «Море слева!» дети бегут направо или налево

«Отдать честь!» вытянутся по струнке «смирно!» и приложить козырьком ладонь к виску, как это делают военные

«Драим палубу!» активно изображаем мытье палубы с воображаемой шваброй в руках

«Шторм!» нужно крутиться вокруг своей оси

«Штиль!» медленно раскачиваться

«Ядро!» всем присесть и закрыть голову руками

«Берег!» беремся за руки по два, улыбаемся и машем руками

«Салют!» «сбрасываем шапки» и кричим «Ура!»

Давать приказы нужно в разном темпе и в разном порядке. Затем кто-то из детей также может стать капитаном.

Медведь

Правила похожи на «Камень-ножницы-бумага». Все делятся на пары. Пара становится спиной друг к другу. На «Раз-два-три!» ведущего игроки поворачиваются друг к другу и произвольно выбирают фигуру:

«Медведь» стать на цыпочки, высоко поднять «лапы» и зареветь «Р-р-р!»

«Охотник» «нацелить ружье» на «противника» и крикнуть тоненьким голоском «Стрелять буду!»

«Ниндзя» с криком «Кийя!» ИЗОБРАЗИТЬ удар ниндзи

По правилам «ниндзя» «убивает» «охотника», «охотник» «убивает» «медведя», а «медведь» - «ниндзя». «Убитые» выбывают из игры, а оставшиеся находят новые пары. Игра продолжается до определения пары-победителя.

Поп-корн

В этой игре дети становятся «поп-корном в микроволновке»! А как ведет себя поп-корн? Подпрыгивает! Поэтому ведущий «включает» микроволновку, и дети начинают прыгать. Когда ведущий говорит «Поп-корн слипся по-трое!» дети быстро берутся за руки по трое. Снова включается микроволновка и т.д. Ведущий может называть разные числа в зависимости от количества игроков. Не успевшие «слипнуться» в нужном количестве выбывают из игры либо на несколько минут садятся на «штрафные» места.

Птицы – гнезда - перелет

Пожалуй, эта игра подойдет для всех, кому больше семи лет. Чем больше участников, тем веселее. Все игроки делятся по трое: двое становятся друг напротив друга и берутся за руки («птицы»), а один становится между ними («птенец» в «гнезде»). Когда ведущий говорит «Птицы!» - те, кто «птицы» как можно быстрее находят себе нового «птенца». Когда ведущий говорит «Гнезда!» - «птенцы» должны найти себе новое «гнездо». Ведущий говорит «Перелет!» - и те, кто были «птицами», должны стать «птенцами», и наоборот, причем обязательно тройка должна быть в новом составе!

Я!

Каждый по кругу говорит «Я!». Каждому, кто засмеется или запутается, придумывается «имя». Например, «жучок». Теперь всякий раз, когда до него доходит очередь, он говорит: «Я, жучок». Имен может даваться бесконечное множество, как только кто-либо из игроков начинает хихикать, или собьется: «Я, жучок, зелёный, прыгающий на листочке…»

Найди место

В ряд ставят стулья, сиденьями поочередно в разные стороны. Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это теперь не так просто, потому что стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не осталось места.

Дядя Игорь говорит

Дядя Игорь (имя ведущего) говорит: присесть!... хлопать в ладоши!...прыгать на месте! И показывает движения. Дети должны повторять за ним, но только если перед движениями ведущий сказал «дядя Игорь говорит». Ошибающийся выходит из игры, либо становится ведущим.

Земля-Вода-Воздух

Ведущий называет одну из сфер, а ребенок называет живущее там животное. Например, «вода-щука».

Верблюд

Дети становятся в круг или в шеренгу. Каждому на ушко ведущий говорит слово. Если ребенок во время рассказа слышит это слово, он должен быстро присесть, а стоящие рядом дети должны помешать ему. Шутка в том, что всем детям говорится одно и то же слово, которое ведущий скажет в конце рассказа. Неожиданно все присядут!

Курочки и петушки

3 пары в течении одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал – дважды по три пары.

Эстафета «Одеть маму и папу»

Две команды до 10 детей в каждой. В 2-ух мешках находится одежда и др. предметы. Побеждает та команда, которая быстрее оденет маму и папу в отпуск.

Репка

Две команды по 7 человек: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка. «Репки» садятся каждая на свой стул. Остальные 6 участников стоят на линии старта. По сигналу «дедки» оббегают каждый свою «репку», возвращаются к команде. За талию «дедки» цепляется «бабка» и они бегут вокруг «репки». И так повторяется до тех пор, пока все не оббегут «репку». Вырвать «репку» имеет право только «мышка». Побеждает команда, первая вырвавшая репку и вернувшаяся на старт.

Смешинки

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему какое-то смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

И Я!

Ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, лучше небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные внимательно слушают и когда ведущий поднимает руку вверх, должны крикнуть «И Я!» - если действие, о котором говорится в рассказе может выполнить человек, или промолчать, если действие не подходит. Победителей в этой игре нет. Главное – хорошее настроение.

Имитация действий

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете ложкой суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковородку, передаете по кругу горячую картофелину.

Лес-болото-озеро

Начертить круг, в котором смогут поместится все играющие, и еще три круга, на равном расстоянии от первого. В первом стоят все игроки, остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу и быстро считает до 10ти. Каждый бежит в круг, соответствующий месту обитания названного животного. Слово «Лягушка» позволяет стать в любой круг. Кто ошибается – выбывает.

Поймай Хрюнделя

Дети сидят в кругу. У ведущего мягкая игрушка в руках. Он бросает игрушку ребенку, называя любое утверждение. Если оно правильное, ребенок ловит Хрюнделя, если неправильное – не ловит. Например: Иисус говорил, что нужно любить людей – ребенок ловит игрушку. Эту игру можно использовать для закрепления материала.

Мандарины

Играют две команды. В одном конце комнаты стоят кастрюли с плавающими в воде мандаринами (по одной на команду), в другом – пустые кастрюли. Задача команд перенести свои мандарины в пустую кастрюлю без помощи рук. Побеждает более быстрая команда.

Куда идти?

В комнате висят надписи: Иисус, Ной, Давид. Ведущий говорит что-либо, связанное с одной из этих личностей. Например: «Потоп». Все дети бегут к имени того, о ком говорит ведущий (Ной).

Задувалки

Дети делятся на две команды и садятся за столом одна команда напротив другой. Между командами посредине стола мелом (или ниткой, прикрепленной скотчем) проводят контрольную линию. На эту линию кладут перо (кусочек ваты и т.п.). По команде дети начинают дуть на перышко, пытаясь передвинуть его на территорию команды-соперницы.

Варианты игры:

  • Можно считать «голы».
  • Можно, используя несколько перышек, играть до команды «стоп» и выявлять победителя, пересчитывая количество перышек на обеих территориях.

Стройка

Дети делятся на две команды. Каждый получает по одному (можно больше) кубику. Вы можете использовать одноразовые стаканчики, пустые коробки или любой другой «строительный» материал. По сигналу команды начинают строить башни, замки и т.п. Каждому игроку нужно лично принять участие в строительстве, стараясь не сломать командного сооружения.

Варианты игры:

  • Оценивается высота сооружения.
  • Оценивается оригинальность сооружения.
  • Можно играть на время – кто сколько «строительных» материалов успеет задействовать.
  • Попросите всех строителей заложить правую руку за спину и строить сооружение только левой рукой.
  • Можно строить на полу или на столе.
  • Тем игрокам из обеих команд, из-за которых сооружение сломается, можно дать дополнительные смешные задания.
  • В процессе строительства можно по сигналу менять команды местами, чтобы они продолжали строить сооружение другой команды. Чем чаще вы будете давать такие сигналы, тем веселее вы проведете время.

Угадай имя!

Игроки делятся на две команды. Каждая команда придумывает по одному движению на каждого игрока противоположной команды. Это движение должно рассказывать что-то об этом человеке, например, можно показать, во что человек одет (очки или пояс), как он выглядит (длинные волосы или сережки), как себя ведет (типичный для человека жест) и т.д.

Потом команды выстраиваются в линию друг напротив друга спиной друг к другу. Ведущий выбирает по одному из игроков от каждой команды и ставит их между командами спиной друг к другу. На счет команды поворачиваются, видя, кто из игроков противоположной команды стоит за спиной их игрока. Команды не имеют права говорить имя того человека, только показывать его условленным движением. Видя движения своей команды, игрок, должен как можно быстрее угадать своего соперника и громко выкрикнуть его имя. Игра на победителя.

Подушка, как дела?

Все сидят в кругу. Ведущему, стоящему в центре круга, завязывают глаза, дают в руки подушку, и раскручивают. Все должны молчать, чтобы было непонятно, кто где сидит. Он подушкой нащупывает коленки одного из игроков и садится на подушку. Игрок, к которому он сел, должен спросить у него «Как дела?» Разрешается изменять голос. У ведущего 3 попытки угадать игрока. Если угадал – садится на его место. Если не угадал – продолжает водить.

Левиафан

Организация игры:

  • Вам необходима достаточно большая площадка или комната, чтобы дети могли свободно бегать.
  • Две противоположные стороны площадки/комнаты обозначаются как «Лодка» и «Берег».
  • Одного из детей выбирают быть ведущим, - Левиафаном.

Как играть:

Когда Левиафан кричит «Лодка!», все дети бегут к той стороне площадки/комнаты, которая обозначена как «Лодка».

Когда Левиафан кричит «Берег!», все дети быстро меняют направление и бегут к противоположной стороне площадки/комнаты.

По команде «Левиафан!» детям необходимо быстро упасть/лечь/присесть на землю или на пол, но при этом рукой, ногой или телом обязательно касаться хотя бы одного ребенка, и замереть без движения.

Изображая руками рот, который то открывается, то закрывается, Левиафан обходит площадку/комнату. Он наклоняется над застывшими детьми, но ему не разрешается их трогать. Если дети держатся друг за друга - они «в безопасности».

Если Левиафан видит, что кто-то из игроков не держится за остальных детей, то забирает их в свою стаю. В следующий раз по команде «Левиафан!» они помогают ему ловить тех, кто не успел ухватиться за других детей.

Игра заканчивается, когда остается один или несколько победителей, правильно выполнявших команды.

Игру можно разнообразить другими командами. Например:

  • «Селедка!» (все собираются в центре площадки/комнаты, формируя очень плотный круг).
  • «Крабы!» (каждый находит себе пару, они становятся спиной друг к другу, наклоняются и берутся за руки между ногами).
  • «Рыбаки!», «Сети!» (придумайте движения сами или вместе с детьми).

Кто я? (для детей от 8-9 лет и выше)

На карточках пишете слова - по одному слову на одной карточке - в зависимости от темы встречи. Прикрепляете карточку на спину игроку так, чтобы человек не знал, что у него написано. Цель игры - угадать, что написано на карточке, задавая только "закрытые" вопросы (т.е. те. на которые можно ответить "Да" или "Нет").

Эту игру можно использовать в качестве Введения - пишете различные профессии/род занятий, и на одной из карточек указываете "пророк" или "пастор". Можно в качестве повторения библейских героев. Выбираете те имена, которые нужно повторить: более сильным/знающим детям вешаете более сложные имена, тем, кто пришел впервые или редко ходит, - что-то попроще.

Можно также играть в эту игру и на молодежке, и на женском служении (кстати, на женском нужно было угадывать имена женщин из Библии).

Игры на развитие памяти, внимания у младших школьников

«Зрительная память»

Ключ, ведро, птица, игрушка,

чашка, дерево, пуговица, азбука

1. Сколько букв в последнем слове?

2. Какие два слова начинались с гласной буквы?

3. Напишите два слова, заканчивающихся на «о».

4. Назовите третье с начала слово.

5. Напишите два слова, заканчивающихся на согласную.

6. Сколько слов заканчивалось на «а»?

7. Встретилась ли в словах буква «ц»?

8. Было ли среди слов название ягоды?

«Запрещенная буква»

Участники игры садятся по кругу. Ведущий объявляет, какая буква считается запрещенной, например «м». Нужно отвечать на вопросы так, чтобы не встретилась запрещенная буква.

— Что ты сегодня ел? (Игроки по очереди отвечают, кто ошибся, выходит из игры.)

— Как тебя зовут?

— Кем работает твоя мама?

— Что лежит в портфеле? И т. д.

Незатейливые групповые игры в помещении школы

Русская народная игра «Колечко-колечко»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («колечко»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «колечко». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «колечко».

Конкурс актерского мастерства

Количество конкурсов определяется вашей фантазией, количеством участников (отрядов) и отпущенным на игру временем.

Конкурсная программа.

1. Представьте ситуации.

1) Вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по моему сигналу нужно показать действия человека, который, опаздывая, запрыгнул в отправляющийся поезд и через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.

2) Вот уже пятый час вы ищите свободное место в зале ожидания. Наконец вы его нашли.

3) Вы спешите в школу. В руках ранец, сумка со сменной обувью, пакет со спортивной формой. Вдруг пакет рвется, все вещи падают.

4) Вы пришли домой и вдруг обнаружили, что ранец не ваш.

5) Вы вышли из дома, сели в маршрутку. Доехали до места. Вдруг выясняется, что это не ваша остановка, а маршрутка уехала, и в кармане вашей куртки нет ни копейки денег.

Ваши действия.

2. Нужно показать звуками, мимикой, жестами:

Кипящий чайник;

Вентилятор;

Звенящий будильник;

Кипящий чайник со свистком;

Листание книги;

Как жарится котлета;

Как лыжник идет по снегу;

Как бьется стекло.

3. Нужно сесть так, как садится:

Обезьяна;

Пчела на цветок;

Космонавт в скафандре;

Наказанный Буратино;

Один из трех толстяков;

Наседка на яйца;

Очень непоседливый человек.

4. Дается фраза, которую надо произнести как:

а) командир роты в армии;

б) диктор телевидения;

в) одноклассники. Фразы:

Прекратите улыбаться, за вами следят;

Спокойно, вас снимают скрытой камерой;

В субботу ожидается новый циклон;

Приходите сниматься в киножурнале «Ералаш»;

Люся, у тебя пропала домашняя работа;

Ваша мама в кабинете завуча отчитывается за ваши двойки по пению.

5. Представьте себе, что вы крепко спите. Вдруг звонит телефон, вы поднимаете трубку и слышите:

Это зоопарк?

Это библиотека?

Скажите, что мне делать с зубом?

Почему не пришла машина на базу?

Говорят, вы хорошо танцуете? Как вы ответите на вопросы?

6. Придумайте рассказ про:

Собаку, которая жила в холодильнике;

Ворону, любящую кататься на велосипеде;

Щуку, играющую на гитаре;

Березу, которая хотела научиться плавать;

Майского жука, который боялся высоты.

7. Изобразите скульптуры — «жертвы спорта»:

Штангиста, не успевшего вовремя отпрыгнуть от штанги;

Вратаря, поймавшего шайбу зубами;

Парашютиста, забывшего, за что нужно дернуть;

Горнолыжника, не убежавшего от лавины.

8. Создайте прическу:

. «чудо-хвостики»;

. «у меня пропала расческа»;

. «графиня Вишенка»;

. «фонтан косичек воображалы»;

. «на перемене мы играли».

Незатейливые игры «эрудитов»

Игра «На опушке леса»

Придумайте рассказ «На опушке леса», ведя повествование от имени дерева, пенечка, травинки, муравья, белки.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Зашита фантастических проектов»

Выявлению среди ребят организаторов и исполнителей способствуют также коллективно-творческие дела, например: «Защита фантастических проектов», «Конкурс актерского мастерства» и т. д. Класс делится на творческие группы, которые получают интересные задания.

Каждой группе дается задание подготовить и защитить проект на определенную тему, например: «Школа будущего», «Наш город через 100 лет», «Звездолет XXI века», «Игровая площадка для младших школьников». На подготовку проектов дается 20—30 мин. Выбирается жюри, которое определяет лучший проект.

ИГРЫ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком». Игра проводится по колонкам. Начинает игру ведущий. В руках – игрушка. Ведущий называет свое имя и передает игрушку дальше. Второй называет имя ведущего и свое имя. Третий – имя ведущего, имя предыдущего и свое имя и т.д. В конце игры можно всех поздравить со знакомствои и поапплодировать друг другу .

«Эстафета имен ».Для игры понадобятся 3 мяча (для трех колонок). Дети стоя передают мяч с первой парты первого ряда колонки над головами, произнеся свое имя. Доведя мяч до последней парты, он передается соседу и возвращается с последней парты на первую. Игра проводится на скорость.

«Узнай меня ». Водящий стоит спиной к классу. К нему подходит один игрок и становится спиной к водящему и лицом к классу. Водящий должен угадать, кто стоит у него за спиной, задавая наводящие вопросы игроку (девочка-мальчик, цвет волос, глаз, одежда, первая буква имени). Если водящему никак не удается угадать игрока, он может попросить его произнести фразу «Узнай меня!». Если и это не помогает, поворачивается и смотрит на игрока

« Союзы тезок ». Дети объединяются в «союзы тезок» - людей с одинаковыми именами. Если таких немного, можно предложить объединиться по принципу «имя начинается на одну букву». Тех участников, кто не попал ни в одну группу можно объединить в союз людей с редким именем. После того, как «союзы» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого в отдельности.

«Паровоз ». Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенькогО

«Карусель ». Игроки образуют два равных круга – внешний и внутренний. По команде ведущего, внутренний круг начинает движение. Задача игроков – поздороваться за руку со всеми, назвав свое имя. Так же проводится игра «Комплимент». Задача игроков в данном случае – обменяться комплиментами.

ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

«Счет» . Игра похожа на игру «Дюжина». Участники сидят в кругу. Ведующий называет число, и именно столько игроков должно одновременно поднятся с места. Договариваться нельзя. После успешного выполнения задания, можно обсудить с ребятами, от чего зависит успех в этой игре.

«Дюжина». Игра проходит в классе. Ведущий поясняет, что слово «Дюжина» означает число 12 и предлагает ребятам сосчитать от 1 до 12 по порядку. Считать нужно особым способом. Каждое следующее число может назвать только один участник и он не может назвать два и более чисел подряд. Если число называется несколькими игроками, то игра начинается сначала.

«Прыжки ». Дети хором считают до трех, на счет «три» хлопают в ладоши и в прыжке поворачиваются в любую сторону. Задача игры – повернуться всем в одном направлении не договариваясь. После игры идет обсуждение, от чего зависит успех в этой игре.

«Молекула-хаос» . Ведущий объясняет правила игры: надо образовать соединение «молекул», количество которых соответствует числу, названному им. По команде «молекула-хаос» все игроки хаотично двигаются по комнате. Далее идет команда «Молекула – 2 (3, 4,5 и т.д.)». Игроки должны быстро встать в пары (тройки, четверки и т.д.). По команде «молекула-группа» нужно быстро встать в круг.

«Оп-паньки». Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку,прыгаем).

Арам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим, Арамия-гусия,

А рам-шим-шим. Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Тот на кого покажет рука водящего и встает спиной к нему. Все хором произносят «И раз, и два, и три». На счет три стоящие в центе одновременно поворачивают головы. Если они повернули в одну сторону, то выполняют задание. Если в разные, то первый водящий уходит, остается второй.

СТИХОТВОРНЫЕ ПРАВИЛА

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой идем гулять.

Будем весело играть,

Никого не обижать

( произносится, как речевка, можно маршировать)

На прогулку собираюсь

(можно: На физ-ру я собираюсь)

Быстро очень одеваюсь,

Не звеваю, ведь меня

Ждут давно уже друзья

Полюбуйтеся на нас,

Мы самый дружный в школе класс!

Колокольчик звенит (похожее движение руки),

Быть внимательным велит (руки к груди, потом ладошками вверх вперед )

Мы в столовой не шумим (указательный палец у губ)

Аккуратно мы едим, (движения ложкой )

Все тарелки ( руки «держат тарелку »)

и стаканы ( ладошки сближаются )

Чисто убираем сами (ладошки вверх )

В нашем классе тишина (руки наверх, через стороны вниз ) –

Прозвенел звонок (руки к ушам – прислушиваемся).

Перестали мы шуметь (сесть),

Начался урок ( руки сложить на парте).

физкультминутки

Утром бабочка проснулась, (трем глаза)
Улыбнулась, потянулась, (потягиваемся)
Раз - росой она умылась, («умываем» лицо)
Два - изящно покружилась, (кружимся)
Три - нагнулась и присела, (нагибаемся, приседаем)
На четыре - улетела. (взмахи руками)

Буратино потянулся, (потягиваемся)
Раз - нагнулся, два нагнулся, (нагибаемся)
Руки в стороны развел, (руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл. (повороты головой)
Чтобы ключик нам достать, (руки вверх)
Нужно на носочки встать. (встаем на носочки)

Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной)
Поскользнулся, в речку бух! (круговые движения руками)
Будет знать петух, что впредь (грозим пальцем)
Надо под ноги смотреть. (наклоны вперед)

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише. (руки медленно вниз)
Деревцо все выше, выше. (руки вверх, на носочки)

Прибежали, прибежали («бежим»)

Ежики-ежики. (пальцы в стороны)

Наточили, наточили («точим ножи»)

Ножики, ножики,

Берегите, берегите (указат.пальцами друг о друга)

Пальчики, пальчики

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Девочки! Мальчики! (кричим)

Мы капусту рубим - рубим,
(ударяем ребрами долоней об стол)
Мы капусту солим - солим,
("солим" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем - трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем - жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)

У оленя дом большой, (руки домиком)

Он глядит в свое окошко, (одна рука горизонтально, другая вертикально)

Мимо заинька бежит, (руками «бежим»)

В дверь к нему стучит.(стучим)

Эй-эй, скорей открой, (стучим)

Там в лесу охотник злой! (большим пальцем назад показываем)

Зайка-зайка, забегай, (ладонью приглашаем)

Лапу мне давай! (одна рука на другую).

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

(летит- махи, по небу – указать на небо,

Шар – круг в воздухе, знаем – указать на голову, мы – на себя. На мотив «В лесу родилась елочка». Сначала вместо одного слова добавляется движение. Потом прибавляются другие слова. В итоги остаются только предлоги, а все остальное – жесты.

СЧИТАЛОЧКИ

Эне, бене, рики, таки,

Турба, урба, сентябряки,

Дэу,дэу, краснадэу,

Бац!

На золотом крыльце сидели:

Царь-царевич, король-королевич,

Сапожник, портной. - Кто ты будешь такой?

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Начинай игру скорей.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела

И Г Р Ы НА ПЕРЕМЕНЕ

Золотые ворота

Ручеек

Комический футбол

Мигалки

Оп-паньки

Прыжки

Молекула-хаос

Летели дракончики

Съедобное-несъедобное

Слова

Колечко

Море волнуется раз

И Г Р Ы НА УЛИЦЕ

Штандер-штандер

Выбивала

Казаки-рабойники

Чай-чай-выручай

Электрическая цепь

Кошки-мышки

Инвалид

Собачка

Горячая картошка

Гуси-лебеди

Краски

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ

"БАРЫНЯ"

Зал делится на четыре части. Каждая группа разучивает свои слова:

Первая группа – В бане веники мочены

Вторая группа – Веретена не точены

Третья группа – А мочало не сушено

Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня - барыня.

По команде ведущего, та группа, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все поют последнюю строчку.

«Скороговорка»

Ведущий : «Ребята, для этой игры нам нужно разделиться на три группы.»

1 группа говорит : «Расскажите про покупки»,

2 группа: «Про какие про покупки?»,

3 группа: «Про такие про покупки».

Все: « Про покупки, про покупки, про покупочки мои»,

постепенно темп увеличивать.

СЛОН

Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?

Зал делится на три равные части, и каждая группа разучивает свое слово:

Первая группа - ящики.

Вторая группа - хрящики.

Третья группа - потащили.

И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТБОЛ

Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая – левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машет левой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». Если какая-то команда закричала не то, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

ИППОДРОМ Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Можно посадить ребят полукругом. Ведущий:" Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг) - По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди". И так далее. Можно придумать свои варианты "пересечения местности". Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили.

ШУМ ДОЖДЯ

Ребята, хотите послушать шум дождя?
Делаем все как я. (Ведущий говорит и показывает)
С неба упала капелька
(пальцем правой руки ударяем о ладонь левой)

Затем с неба упало две капельки. (два раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза)

Затем с неба упало четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало пять капелек. (пять раз)
(ударяем пальцем, изображая ливень).

И пошел ливень сильный, сильный, как из ведра.

День льет, два льет...

И вот начинает стихать.

С неба стало падать четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза).

Затем с неба упало две капельки.

Затем с неба стала падать одна капелька. (одиночные удары пальцем).

Но одна капелька упорно падает. Слышите?

Дождик кончился. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение.

ОБСЕРВАТОРИЯ

Для того, чтолы наблюдать за звездами, астроном должен открыть купол обсерватории.

Вжик-вжик (разводят руки, согнутые в локтях)

Выдвигаем телескоп

У-у-у (шею вперед, руки разведены)

Протираем объектив мягкой тряпочкой

Ших-ших-ших (вращательные движения раскрытой ладонью перед лицом)

Наводим на цель

З-з-з (правой рукой вращение моховика)

Смотрим в окуляр

О-о-о (смотрят в кольцо пальцев)

А там звезды загораются

Чпок-чпок-чпок (растопырить пальцы то левой, то правой руки)

Летают астероиды и кометы

Бж-ж-ж (взмахивают руками)

Летит Буран

Ш-ш-ш (руки в стороны)

Космонавты из люка выпал!

А-а-а (валятся на бок)

Летающие тарелки так и летают косяками

Улю-лю-лю (указательными пальцами вращательные движения)

Падают метеориты. Пошел метеоритный дождь

Дети апплодируют.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Шашки

Шахматы

Домино

Конструктор

Игры с кубиками и карточками:

Животный мир

Дорожная азбука

Эрудит

Морской бой

Математическое лото

Угадай-ка

Правила дорожного движения

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОГУЛКИ

Скакалки

Мячи: футбольный, резиновый, мягкий

Бадминтон

Летающие тарелки

Кегельбан

Цветные мелки

Лопатки

Мини-лыжи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Блеф-клуб

Эстафета

В игре должны присутствовать элементы эстафеты:Старт, этапы, финиш, эстафетная палочка. На каждом этапе команда зарабатывает баллы, которые позволяют ей продвигаться быстрее к финишу.

Эрудит

В игре участвуют неограниченное число комнд. Каждая команда выбирает «гонца»(кто умеет быстро и четко написать ответ) . Вопросы для команд – общие. Ведущий, задав вопрос, засекает время и дает «гонг», когда оно закончилось. Команды должны успеть правильно и четко ответить на вопрос и вовремя сдать его жюри. Система подведения итогов – жетоны.

Умники и умницы

Игровое поле – доска, на которой представлены вопросы. Каждый вопрос закрыт и имеет определенное количество баллов. Команда имеет право открыть любой вопрос и заработать балллы. Зеленая дорожка – легкие вопросы, желтая – более сложные, красная – самые трудные.

Турнир-викторина

Участвуют несколько команд. Каждая команда готовит вопросы и ответы по одной заданной или нескольким темам, которые другой команде.

Способы проведения ТУ-ВИ:

По цепочке или по кругу,

По одному вопросу на различные темы

«Веером», когда все вопросы задаются сначала одной команде, а потом другим.

Оценки фиксируются в турнирной таблице. Игра проходит в несколько турниров .

Счастливый случай

Каждой команде дается по вопросу.
Ученик, правльно ответивший первым на вопрос становится капитаном команды.

За одну минуту команда должна ответить на максимальное чило вопросов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. 1 гейм – разминка (каверзные вопросы), 2 гейм – «темная лошадка»(вопросы на знание) , 3 гейм – «ты мне – я тебе» (обобщение знаний), 4 гейм «заморочки из бочки»

(каверзные вопросы) и т.д.

Поле чудес

В игре используется барабан- поле, стрелочка. Задания даются по количеству букв, Например: «6 букв. Модель земного шара с очертаниями суши и водных простнанств» (Глобус). Упрощенный вариант – на доске нарисованы клетки каждого слова. Отгадавший букву получаепт 2 очка, правильно назвавший слово – 4 очков.

Крестики=нолики

Конкурс проходит в виде викторины. Участвуют 2 команды. Команда, правильно ответившая на вопрос получает право поставить свой значок (Х или О) в игровом поле, которое рисуется на доске. Побеждает команда, первая заполнившая напрямую игровое поле.

Интеллектуальный футбол

Соревнуются 2 команды (или более, которые меняют друг друга). В каждой команде выбираются; вратарь – 1 чел, защита – 3 чел, нападающие – 4 – 5 чел. (Стульчики располагаются аналогичным образом). Команды обмениваются вопросами-ударами. Гол защитывается команде, которая не сумела ответить на вопрос (турнирная таблица). Сначала на вопрос отвечают «нападающие», потом право ответа переходит «защите», и последним отвечает «вратарь» (итого – 3 попытки). Итоги фиксируются на «табло».

Аукцион.

Каждая команда получает начальный капитал – жетоны 10-15 шт. Каждая команда имеет свой номер. Ведущий разыгрывает команду, которая делает ставку на вопрос. Команда делает ставку на вопрос – 1 или более жетонов.

1 жетон– леггий вопрос, 2 – сложнее, 3 – наиболее сложный. Ведущие выставляют против команды такое же количество жетонов и задают вопрос. Команде дается15 сек на ответ. При правильном ответе команда ззабирает все жетоны.

При неправильном – жетоны забирает ведущий и право хода переходит следующий команде.

(игра повторяется 3-5 раз).

Блеф-клуб

Команде зачитываются вопросы, ответы на которые должны быть однозначны: «да» или «нет». Очки засчитываются, как в одноименной телепередаче.

Игра-путешествие

Игра проводится в одном помещении – команды передвигаются по «карте», или в нескольких – команды передвигаются по маршрутному листу, в котором отмечаются баллы.

Брейн-ринг

Команды по-очереди выходят на «ринг» и соревнуются с противником. Засчитывается «нокаут», если на вопрос ответили полно, «ноктдаун» – если противник ответил, но не полно, и «фол», если ответ не дан. Игра проводится в несколько рауднов. Итоги отражаются в таблице.

КВН

В конкурсе участвует несколько команд. Конкурсы – различные, обязательные – приветсвие, разминка, конкурс капитанов.Пятибальная система оценки.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку