Квест-игра по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. Образовательный портал Игра для начальной школы правила дорожного движения

Игра по станциям «Движение с уважением»

Цель : Актуализировать знания учащихся по правилам дорожного движения так, чтобы эти знания ребята начали воплощать в своей жизни.

Задачи:

§ Обучающие: учить применять теоретические знания, полученные на занятиях по ПДД, на практике.

§ Развивающие: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление и речь.

§ Воспитательные: формировать культуру поведения в общественных местах, транспорте и на улице, воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Материально-техническое оснащение, реквизит.

§ Ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки (в актовом зале, откуда будут стартовать команды);

§ Маршрутные листы (для каждой команды);

§ Жезл регулировщика, коврик «пешеходный переход» для станции «Азбука дороги»;

§ Дорожные знаки, карточки с цифрами, раскраски с дорожными знаками, фломастеры для станции «Дорожные знаки»;

§ Письмо Торопыжкина, простые карандаши, резинки, плакат с изображением перекрёстка и элементов дороги для станции «Пешеходная аллея»;

§ Макеты светофоров, цветные круги (красный, жёлтый, зелёный), раскраски светофоров, фломастеры для станции «Светофор»;

§ Картинки с изображением разных видов транспорта, карточки с перечнем транспортных средств, цветные карандаши, плакат с правильным и неправильным поведение людей в общественном транспорте;

§ Пианино для станции « Музыкальная»;

§ Дорожная аптечка для станции «Айболит»;

§ Кегли, кубики, машинки на верёвочке для станции «Весёлая эстафета».

§ Призы для награждения.

Подготовка к празднику.

Зал украшен рисунками, плакатами и творческими работами детей. Станции, на которых ребята будут выполнять задания, имеют опознавательные знаки – таблички. На станциях стоят учителя, родители или старшие школьники. Именно они будут давать задания ребятам. Чтобы команды младших школьников не сбились с пути и не перепутали станцию, их будут сопровождать старшеклассники. Все классы начальной школы делятся на две команды. Всего 16 команд, которые попарно будут встречаться на разных станциях. У каждой команды есть название, своя форма одежды или эмблема, выбран капитан. При подведении итогов в качестве жюри могут выступить учителя, родители и старшеклассники.

Ход мероприятия

I .Оргмомент.

Звучит торжественная музыка. Команды под музыку заходят в зал и занимают свои места.

На экране показ небольших роликов по ПДД «Движение с уважением».

Ребята, сегодня мы собрались не случайно. Скоро начнутся каникулы, и вы будете отдыхать, веселиться, играть и гулять, а, значит, много времени проводить на улице. На улице нас подстерегает большое количество опасностей и чтобы их избежать, надо соблюдать правила дорожного движения.

А чтобы вы вспомнили эти правила, мы сегодня поиграем в игру по станциям. У каждой команды свой маршрутный лист, этот лист должен быть у капитана. Вы будете путешествовать с одной станции на другую в виде паровозика. Паровозик должен идти быстро, но никого не терять. На станциях вы будете выполнять задания, где вы должны будете показать свои знания по правилам дорожного движения. В маршрутном листе вам будут записывать количество баллов, которое вы заработаете. На каждую станцию даётся 7мин.Как только время закончится, заиграет музыка и вам надо будет построиться вагончиком и перейти на другую станцию. Чтобы вы не потерялись, у каждой команды есть старшеклассники, которые будут вам помогать. Всего вам нужно посетить 8 станций.

В конце игры мы подведём итоги и выберем самую дружную, организованную и эрудированную команду.

Капитаны подойдите, возьмите маршрутные листы. Команды, постройтесь за капитанами в виде паровозиков. Помните, что расцепляться, отставать от команды и теряться нельзя. Сопровождающие, проверьте, правильно ли капитан определил направление первой станции. Сейчас зазвучит музыка и вы должны отправиться на первую станцию.

II .Игра

1. «Азбука дороги »

§ Доскажи словечко


Заучи закон простой:

Красный свет зажёгся…(стой)

Жёлтый скажет пешеходу:

Приготовься к…(переходу)

А зелёный впереди,

Говорит он всем…(иди)

В школе – вы ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке –

Все мы посетители.

А на улицу, коль вышел,

Знай, приятель наперёд

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу…(пешеход)

Есть подземный и надземный,

И похожий есть на «зебру».

От машин тебя спасёт,

Твой помощник…(переход)

И шагая по дорогам,

Не забудь и запиши:

Тротуар для пешеходов,

Остальное для…(для машин)

Под землёю коридор

На ту сторону ведёт.

Нет ни двери, ни ворот –

Это, дети…(переход)

И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с …(правой) стороны.

Он стоит к тебе лицом –

Потерпи, будь молодцом.

На тебя он смотрит строго –

Значит, занята дорога.

Потом боком повернулся –

Путь свободен впереди,

Не зевай, …(переходи)


§ Игра «Регулировщик»

1) Если светофор не работает, кто может регулировать движение на дороге? (регулировщик)

2) Какие сигналы может показывать регулировщик, покажи.

А теперь, я буду регулировщиком, а вы пешеходами. Вы должны выполнять те действия, которые указывает регулировщик.

2.Дорожные знаки.

· Отгадайте загадку:

1)Сами не видят, а другим указывают. Что это такое? (Это дорожные знаки).

2)Чем они отличаются друг от друга? (Формой и цветом).

3)Для чего предназначены дорожные знаки? (Они помогают движению транспорта и пешеходам).

· Игра «Угадай дорожный знак»

Учитель читает описание дорожного знака, а команды показывают номер, под которым находится этот знак.


В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой,

Что-то роет, строит что-то.

Здесь ремонтные работы.

Двое: школьница и школьник

Забежали в треугольник.

И шофёр, и все на свете

Понимают: близко дети.

Здесь машина как гроза.

Здесь не держат тормоза.

Этот знак для всех тревога.

Это скользкая дорога.

Появился перед вами

Умный знак. Судите сами:

«Нет» для Въезда, выезд – «да»,

Запрещается туда.

Увидишь знак такой и знай:

Будь осторожен, не зевай.

А скажет этот знак одно:

Движение пешеходов запрещено.

Человечек в синем круге –

Это ясно всей округе:

Здесь машины не пройдут,

Пешеходы в добрый путь.

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды.

Отдыхать ей тоже надо.

Место, где можно

Поспать, отдохнуть

И с новыми силами

Двинуться в путь.

Здесь под ёлкой за столом

Побеседуем вдвоём.

Водитель!

Впереди –

Пост ГАИ.


· Раскрась знаки.

Командам выдаются чёрно-белые листы, на которых изображены дорожные знаки. Участники команд должны правильно раскрасить эти знаки.

3.Пешеходная аллея.

· Расшифровка.

Отгадать, что написано. (Советы как перейти улицу и дорогу)

· Письмо Торопыжкина.

Какие слова пропущены в письме? От кого письмо?

· Ответьте на вопросы:

1)Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)

2)Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекрёсток)

3)На какие части делится дорога? (мостовая, бордюр, тротуар, разделительная полоса)

4) С какой стороны надо обходить трамвай? Маршрутное такси?

(ни с какой, переходить можно только по пешеходному переходу)

5)С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города? (с 14 лет)

Отвечает команда, которая раньше других подала сигнал.

4.Светофор.

· Отгадайте загадку:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

А почему у светофора такое название?

· Сигналы светофора.

Ученики должны поднять карточку с нужным цветом.

1) На какой свет нельзя переходить дорогу? (красный)

2) Какой второй свет светофора? (жёлтый)

3) Какой свет разрешает движение? (зелёный)

4)Почему именно эти цвета выбраны для сигналов светофора?

· Виды светофоров

Чем отличается светофоры для пешеходов и водителей? Почему?

· Раскрась светофор

Учащиеся получают картинки светофорами, которые надо раскрасить.

  • Поведение на дороге.

Учащиеся должны подумать и ответить, как правильно поступить…

1) Тебе надо перейти дорогу и зажёгся красный сигнал светофора.

(Подождать, когда загорится зелёный сигнал, посмотреть налево, направо, убедиться, что машин нет, и только тогда переходить дорогу).

2) Тебе надо перейти дорогу, но поблизости нет пешеходного перехода, светофора и перекрёстка.

(Надо переходить дорогу там, где она хорошо просматривается, посмотреть налево, потом направо и перейти).

5.Транспорт

· Отгадайте анаграмму (прочитайте слово наоборот)

ТРОПСНАРТ (транспорт)

· Отгадайте загадки о транспорте

1.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками. (троллейбус)

2.Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

3.Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.(мотоцикл)

4.Красивый вагон по рельсам бежит.

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем?(трамвай)

· Виды транспорта

Учащиеся получают карточки с перечнем транспортных средств. Дети должны общественный транспорт отметить зелёным цветом, а личный транспорт – синим.

· Поведение в общественном транспорте

Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

· Картинка «Так и не так»

Кто на картинке ведёт себя правильно, а кто нарушает правила поведения в общественном месте?

6.Музыкальная

Вспомнить и исполнить как можно больше песен и стихов о дороге и о тех, кто в пути.

Дорожная аптечка

1) Что используется при ушибах?

2) Что при ранениях и сильном кровотечении?

3) Какие лекарства используют для снятия головной боли?

4) Какие лекарства используют при отравлении?

5) Какие лекарства используют при боли в сердце?

Оказание первой медицинской помощи.

Необходимо забинтовать руку товарищу.

8.Эстафета с препятствиями.

Каждый участник должен провести машинку по заданному маршруту, но, ни разу не задеть кеглю или кубик. Двигаться надо быстро, но аккуратно.

III. Общее подведение итогов.

Команды возвращаются в актовый зал, встают на свои места. Капитаны отдают маршрутные листы жюри.

Пока жюри подсчитывает баллы и выбирает лучшую команду, на экране любимые герои мультфильма «Смешарики».

Игра для начальной школы. Правила дорожного движения.

Вступление.

Ребята, мы с вами живем в большом городе. На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По улицам днем и ночью едут машины. Автобусы, троллейбусы, маршрутки перевозят людей на работу и с работы. Идя по улице,мы видим, что все транспортные средства находятся с правой стороны и пропускают друг друга. Как вы знаете, движение на улице бывает одностороннее и двустороннее. При одностороннем движение все транспортные средства движутся только в одном направлении, а при двустороннем проезжая часть как бы разделена надвое, и транспортные средства движутся на встречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Как мы знаем, пешеходы на тротуаре также должны придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным и тем, кто хочет их опередить.

Сегодня мы с вами, в ходе нашей игры, повторим правила дорожного движения, проверим ваши знания дорожных знаков и увидим какая команда лучше всех и быстрее всех справится с заданиями и покажет нам свои знания.

Участники делятся на 4 команды (от каждого класса 1-4 по одному-два человека). Нужно чтобы в командах были все возраста с 1-ого класса по 4-ый.

1) «ПЕРЕДАЙ ЖЕЗЛ»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает команда, у которой после 8 раундов осталось больше всего человек в команде.

2)«СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА»

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

3)«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, НА ЧЁМ ЕХАЛИ, ПОКАЖЕМ» -

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

4)«ЗЕБРА» (на время и точность исполнения)

Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой и черной бумаги (картона). Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

5) «ГРУЗОВИКИ»

Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

6)«ТРАМВАИ»

Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

7) викторина

Кто из команд даст больше правильных ответов, той команде и присуждаются баллы.


  1. Где и как правильно переходить дорогу?

  2. Какие знаки помогают переходить пешеходам дорогу? А какие запрещают?

  3. Что называют дорожной разметкой?

  4. Что обозначает разметка жёлтой ломаной линией?

  5. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса и троллейбуса?

  6. По какой стороне тротуара должен идти пешеход?

  7. Каким сигналам светофора соответствуют жесты и положения корпуса регулировщика(иди,стой,жди)?

  8. Какие вы знаете специальные машины? И по каким номерам их можно вызвать?

  9. Как правильно кататься на велосипеде не нарушаю правила дорожного движения? Какие предупредительные знаки должен знать велосипедист?

  10. Как и когда можно переходить железнодорожные пути?
8)Спортивно-познавательная игра по правилам дорожного движения

«Дорожка из знаков»

Если правила забыл ты,
И не вспомнишь их никак,
То в пути тебе поможет
Добрый друг - дорожный знак.

Перед началом эстафеты повторяются группы дорожных знаков и их назначение.

Ведущий называет название дорожного знака, игроки команд бегут и выбирают из множества знаков нужный, затем кладут его к последнему конусу от своей команды. Таким образом действует каждый игрок команды, и к концу эстафеты получается «дорожка из знаков», направленная к команде. Так как на две команды комплект знаков один, нужно найти знак быстрее соперника.

Реквизит (для двух команд): комплект дорожных знаков: «Дорожные работы», «Место остановки автобуса и(или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Главная дорога», «Пункт питания», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Прочие опасности», «Подземный пешеходный переход», «Жилая зона», «Велосипедная дорожка».

Итог:

В конце игры жюри подсчитывают баллы, которые набрали команды и в соответствии с баллами распределяют места.

дорожные знаки

Информационный знак Подземный пешеходный переход, Надземный пешеходный переход

Знак особых предписаний Пешеходный переход
Этим знаком обозначается непосредственно то место, где можно переходить проезжую часть. При этом пешеход обязан руководствоваться сигналами светофора, а также убедиться, что поблизости нет машин, и только тогда переходить дорогу.

Предписывающий знак Пешеходная дорожка
Здесь пешеходам ходить можно и нужно.

Предписывающий знак Велосипедная дорожка
Эта дорожка - специально для велосипедистов. Но здесь имеют право ходить и пешеходы. Будь внимателен!

Предупреждающий знак Пешеходный переход
Этот знак - не для тебя! Он не разрешает переход в том месте, где установлен.
Этот знак - для водителя. Он предупреждает, что впереди - через 50-100 метров будет пешеходный переход.

Предупреждающий знак Дети Этот знак - не для тебя!
Он предупреждает водителя, что поблизости находится детское учреждение или игровая площадка.
Но он не обозначает место для перехода.

Запрещающий знак Движение пешеходов запрещено Там, где висит этот знак, пешеходам ходить нельзя.
Помните, если нет тротуаров и пешеходных дорожек, нельзя ходить и там, где висят знаки 5.1 «Автомагистраль» и 5.3. «Дорога для автомобилей».

Запрещающий знак Движение на велосипедах запрещено
Там, где висит этот знак, кататься на велосипеде нельзя.
Помни, что на дороги общего пользования можно выезжать только с 14 лет. А кроме того, на автомагистралях и дорогах для автомобилей, обозначенных знаками 5.1 и 5.3, движение велосипедов и мопедов запрещено.

Игра «Нарисуем город наш»

Цель : отображая основные напряженные магистрали города (района, если город достаточно большой), обозначая опасные участки перехода, перекрестки с интенсивным движением, «проигрывать» ситуации безопасного перехода, поиска наиболее безопасных для этого мест. Для усложнения задачи игры возможно внесение предложений по устройству новых переходов, светофоров, оборудованию пеших дорожек, бульваров, велосипедных дорожек, площадок для игр.

Оборудование : ватманы, предварительно соединенные друг с другом, например, по два. Это город. Набор маркеров и фломастеров, которыми ребята будут рисовать. Для каждой команды (класса) — «город» и набор рисующих принадлежностей. В актовом зале для каждой команды классов оборудовано место: стол, на котором лежит город, и стулья. И, конечно же, призы: брошюрки с правилами дорожного движения, наборы знаков и т.д.

Ход игры

Ведущий рассказывает об игре, ее правилах. Во-первых, дисциплина, за ее несоблюдение классам выписывается штраф, который при подведении итогов отнимается от общей суммы баллов. Во-вторых, на выполнение каждого конкурса-задания отводится до 5 минут. И в-третьих, первой будет оцениваться та команда, которая быстрее всех отойдет от стола, т.е. выполнит полностью задание. За скорость выполнения прибавляется один балл. А оцениваться будет правильность выполнения задания, а в творческом конкурсе интересность и обоснованность предложений. В таком конкурсе один представитель команды должен представить жюри проект.

Ведущий представляет жюри, в которое необходимо включить членов отряда ЮИД, преподавателя ОБЖ, инспектора ГИБДД.

1. Первое задание: нанести на «город» его основные, так сказать градообразующие, магистрали, подписать их, указать — одностороннее, двухстороннее на них движение. Оценивается знание городских улиц, их точность расположения.

2. Задание второе. Показать на этих улицах опасные перекрестки, оживленные переходы, светофоры, причем, для старших классов задание усложняется тем, что надо изобразить вид светофора. Разумеется, оцениваться в этом конкурсе будет количество нанесенных участков, требующих особого внимания при переходе.

3. Задание третье : в «городе» показать школу, близлежащие улицы и на них опасные места, светофоры, знаки. Пунктирной линией изобразить безопасный путь учеников в школу. При оценке задания необходимо доказать жюри, что этот путь действительно безопасен.

5. Четвертое задание творческое. Теперь надо «внести предложения» по оборудованию улиц города, чтобы он стал безопасным для пешеходов, транспорта. Обозначить площадки для игр, места катания на скейтах, роликовых коньках и т.д. Важно не только изобразить на схеме эти предложения, но и обосновать их.

Подводятся итоги, награждаются все участники.

Аукцион «Дорожные знаки»

Цель : познакомить учащихся с дорожными знаками, их группами, характерными признаками каждой группы.

Оборудование: набор дорожных знаков, чистая бумага и наборы фломастеров или маркеров.

В аукционе принимают участие команды классов, состоящие не менее чем из 15 человек. В каждом туре соревнуются по пять представителей команд. А в разминке и заключительном, творческом, туре принимается коллективный ответ. Конкурс проводит ведущий, оценивает жюри.

Ход конкурса

1. Слово ведущего о правилах аукциона: за каждый правильно названный знак команда получает 1 балл, правильный ответ по другим правилам дорожного движения 0,5 балла. Творческий конкурс «Новый знак и его защита» оценивается по 5-балльной системе.

2. Разминка. Классам задаются по очереди вопросы по ПДД (правила перехода улиц, дорожной разметки, регулирования) согласно возрастной группе учащихся.

3. Три-четыре тура каждой группе команд классов предлагаются наборы знаков (по 5 знаков), причем, в каждом туре - по группе знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные.

4. Творческий конкурс состоит в том, чтобы за 10 минут команды классов придумали новый знак, изобразили на приготовленных чистых листах, а затем защитили его. Защита может быть в виде простого текста, стихотворения, девиза, отрывка песни и т.д.

Игра «Быстрее, точнее, безопаснее»

Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения.

Правила и ход проведения игры

Эту игру лучше проводить на каникулах, если школа работает в две смены, так как игровым полем является все здание школы.

В игре принимают участие команды классов одной параллели (5—8-е классы) в составе до 15 человек, которые имеют отличительные эмблемы. Сразу оговаривается, кто из членов команды в каком конкурсе принимает участие, к тому же каждая команда делится на пешеходов и водителей. Во время движения по школе к пунктам проведения соревнований пешеходы должны выполнять правила для пешеходов, а водители — для автотранспорта. Школьные рекреации, коридоры оформляются в виде улиц: проезжая часть, тротуар, перекрестки, переходы, светофоры. Разумеется, пешеходы должны передвигаться только по тротуару, а водители — по проезжей части. Следят за порядком движения, за соблюдением выполнения правил всеми участниками игры, инспекторы движения — члены отряда ЮИД, хорошо знающие правила. В случае нарушения в маршрутных картах команд инспекторы ставят штрафные очки. Для каждой команды разрабатывается свой маршрут прохождения всех пунктов, т.е. последовательность их прохождения, указывается путь движения но «улицам» — коридору школы, какие перекрестки надо пересечь. На перекрестках цвета светофора задают инспекторы. Можно разделить по времени страт каждой команд. Количество баллов, заработанных на пунктах, оговаривается заранее. Там, где задаются конкретные вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Творческий конкурс и оказание помощи пострадавшему — по 5-балльной системе.

Пункты маршрута

— Первый, дающий право на прохождение маршрута игры, — «Самые главные правила». Здесь пешеходам команды задаются вопросы по основным правилам перехода улиц.

— Второй — «Знаки, знаки, знаки...», на котором 5 членов команды должны назвать предложенные дорожные знаки.

— Третий — «Вело-мото-знатоки». Здесь другие 5 членов команды, относящиеся к водителям, отвечают на вопросы по правилам для велосипедистов, мотоциклистов. Если в школе есть велосипед, то можно устроить конкурс «Мастера по починке»: заменить колесо, устранить другую неисправность.

— Четвертый — «Регулировщики». Один член команды выполняет указанные команды.

— Пятый — «Пассажиры». Пять пешеходов команды отвечают на вопросы по правилам ожидания и поведения в транспорте.

— Шестой этап — конкурс агитбригад: команда готовит небольшое выступление на темы «Уважай законы дорог!», «На дороге с ПДД безопасно нам везде!», «Пешеходы и водители, будьте вежливы и бдительны!» и т.д.

— Седьмой этап — медицинский. Два представителя команды оказывают первую медицинскую помощь «потерпевшему» и отвечают на вопросы по медицинской подготовке.

После прохождения всего маршрута команда сдает маршрутные карты на линии финиша. Подводятся итоги. Из общей суммы баллов вычитаются очки штрафа, если при движении по маршруту команда их получила.

Конкурс творческих работ «Пропагандируем ПДД»

Цель: пропаганда правил дорожного движения через творческое осмысление их содержания.

В конкурсе принимают участие учащиеся 5—9-х классов.

К оценке конкурса принимаются работы разного творческого жанра:

— литературного — рассказы, сказки, сценарии для агитбригад, стихи;

— художественного — рисунки, плакаты, эмблемы для отряда ЮИД, поделки, выполненные в различной технике;

— технического — пособия, макеты, действующие модели для изучения Правил дорожного движения.

Критерии оценки: мастерство раскрытия темы, отражение темы безопасности дорожного движения, интересное, нестандартное содержание, техника исполнения.

«День безопасности на дорогах»

Этот проект, как и игра «Быстрее, точнее, безопаснее», проводится на каникулах. Хотя для него можно освободить один учебный день, например, субботу. Уж слишком велика роль мероприятий, которые рекомендуем провести в ходе реализации этого проекта в профилактике детского травматизма на дорогах.

Итак, главную цель мы определили: профилактика ДДТТ и пропаганда среди подростков правил движения через игровые формы включения в социальные роли. А что это за роли? Конечно же, пешеходы, пассажиры, водители, свидетели различных происшествий на дорогах и улицах города, возможно, и инспекторы дорожной службы, медицинские работники.

День безопасности проводится для нескольких параллелей, например, 5—8-х классов, и поэтому включает в себя формы, сообразные с возрастом ребят. Это могут быть:

— краткие беседы-инструкции по необходимости соблюдения правил движения и поведения на дорогах, транспорте;

— занятия по изучению нового материала с привлечением отряда ЮИД;

— встречи в форме бесед, занятий, инструкций с представителями ГИБДД, медицинскими работниками;

— спортивная эстафета «Юные спасатели» с элементами спасения при несчастных случаях, которую помогают разрабатывать и проводить учителя физвоспитания и ОБЖ;

— игра «Быстрее, точнее, безопаснее», ход которой описан выше. Разумеется, параллели классов необходимо развести во времени. Например, 9.00 — старт игры для параллели 5-х классов, в это время проводятся беседы классными руководителями для 6-х классов, встречи — инструктаж со специалистами и членами отряда ЮИД для 7-х классов, а восьмиклассники соревнуются в спортивном зале или на школьной спортплощадке.

В 10.00 выходят на старт учащиеся 6-х классов. Пятиклассники садятся в классные комнаты для бесед, 8-е классы идут на встречи — инструктаж, а для седьмых проводится спортэстафета. И так далее.

Сочетание репродуктивных с творческими и соревновательными методами будет эффективным для усвоения правил подростками на поведенческом уровне.

Киладзе Наталья Валерьевна

МОУ СОШ №27 г. Волгограда

Учитель начальных классов

Познавательная игра по ПДД «Автомозаика» (3-4 классы).

Цели: Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

    Проверить и закрепить знания о ПДД для велосипедистов.

    Расширить кругозор ребят в области истории велосипеда.

    Формировать навыки совместной работы в группе.

Материалы:

    дорожные знаки;

    табло и элементы мозаики;

    табло для «Поля чудес»;

    заготовки знаков и фломастеры.

Ход мероприятия.

    Орг. момент

Вед. Сегодня мы станем участниками познавательной игры «Автомозаика». Для этого мы разделимся на 3 команды по 7 человек.

    Приветствие команд.

Вед. Пришло время ознакомиться с правилами игры. Команды должны как можно быстрее составить автомобиль из 9 элементов мозаики. Перед каждой командой висит табло с абрисом автомобиля. Игра состоит из трёх секторов (красного, жёлтого и зелёного) по сложности заданий.

    Красный сектор - простые задания и вопросы. Они оцениваются всего в 1 балл (команда получает 1 элемент автомобиля).

    Жёлтый сектор – задания и вопросы посложнее, вы можете заработать 2 балла, если дадите правильные ответы (соответственно команда получает 2 элемента автомобиля).

    Зелёный сектор – вам потребуется приложить немало знаний, но правильный ответ даёт вам целых 3 балла.

Вед. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой … (велосипед).

    Сообщение темы и целей игры.

Вед. Тема нашей игровой программы «Велосипед и всё о нём». Многие из вас любят прокатиться в солнечный денёк на велосипеде. Это замечательно! Но каждый ли из вас знает и соблюдает при этом правила дорожного движения? Как часто нерадивые велосипедисты попадают в аварию или становятся её причиной! Сегодня мы вспомним правила дорожного движения для велосипедистов и узнаем много интересных фактов из истории велосипеда.

«Знаете ли вы, что…»

    Велосипед в переводе с латинского языка означает «быстроног».

    15 сентября 1801 года в самый разгар торжеств по случаю восхождения на престол Александра 1 на площади перед московским Кремлём появилось необычное средство передвижения. Конечно, вы догадались, что это был … (велосипед).

    Первый велосипед с педалями и рулём был построен в России изобретателем Артамоновым.

    Жеребьёвка.

Вед. По результатам жеребьёвки выбор пал на команду … Ребята, ваш ход, вы выбираете любой блок и любой сектор.

    Игра «Автомозаика»

Блок «Азбука пешехода».

Красный сектор (1 Балл)

    Пешеход – это …

А. Человек, производящий работу на дороге.

Б. Лицо, идущее по тротуару.

В. Лицо, находящееся в автомобиле.

    Какие требования ПДД должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?

А. Переходить под прямым углом.

Б. Не останавливаться на дороге без надобности.

В. Не есть мороженого.

3. Опасно ли ходить по краю тротуара?

А. Неопасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.

Б. Неопасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.

В. Опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортом.

Жёлтый сектор (2 балла)

    Что такое тротуар?

А. Дорога для велосипедистов.

Б. Дорога для пешеходов.

В. Дорога для транспорта.

    Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?

А. Жестом регулировщика.

Б. Сигналом светофора.

В. Действовать по своему усмотрению.

3. Что означает мигание зелёного сигнала светофора?

А. Светофор не исправен.

Б. Время зелёного сигнала истекает.

В. Движение запрещено.

Зелёный сектор (3 балла).

    Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?

А. По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.

Б. По правому краю дороги, по направлению движения транспорта.

    Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включённого фонаря?

(Вопрос с подвохом: нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде),

Блок «Верите ли вы…»

Красный сектор (1 балл)

    что выезжать на велосипеде на проезжую часть можно только с 14 лет? (Да).

    что на велосипеде можно перевозить ребёнка до 10 лет. (Нет).

    что перед поездкой на велосипеде надо в первую очередь проверить тормоза? (Да).

Жёлтый сектор (2 балла)

    что дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» относится к запрещающеё группе знаков? (Нет, предупреждающей),

    что в Англии был построен двухэтажный велосипед? (Да).

    что велосипедист может не останавливаться на перекрёстке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Нет).

Зелёный сектор (3 балла).

    что впервые в России правила езды на велосипеде были разработаны в Москве. (Нет, в Санкт-Петербурге).

    что велосипед на 9 седоков называется нониплет. (Да).

    что впервые велосипедная дорожка была построена в Париже? (Да).

Вед. Приблизительно в 1493 году гениальный художник Леонардо да Винчи сделал чертёж машины, приводимой в движение с помощью педалей. Правда, некоторые учёные утверждают, что чертёж принадлежит одному из учеников знаменитого художника.

Блок «Проворные художники»

Красный сектор (1 балл)

«Найди ошибку»

Ученики получают нарисованные дорожные знаки. Задача: отыскать ошибки.

Жёлтый сектор (2 балла)

«Раскрась знаки»

Ученики получают чёрно-белые дорожные знаки. Задача: правильно их раскрасить.

Зелёный сектор (3 балла).

«Дорисуй знак»

Ученики получают контуры дорожных знаков. Задание: дорисовать знаки.

Вед. Высота самого большого велосипеда составляет 3,4 метра, а диаметр переднего колеса – 3, 048 м. Он был создан в 1989 году Дейвом Муром из США. А опробовал его 4 июня того же года соотечественник Мура Стив Гордон.

Блок «Поле чудес»

Ученики могут открыть любые 2-3 буквы. Задание: отгадать слово.

Красный сектор (1 балл)

Назовите имя великого художника Возрождения, который нарисовал эскиз велосипеда.

Жёлтый сектор (2 балла)

Угадайте одно из первых названий велосипеда.

Зелёный сектор (3 балла).

Угадайте название спортивного двухместного велосипеда.

Вед. Самый длинный велосипед – тандем. Его длина составила 20,4 м, и на нём запросто умещались 35 велосипедистов. 20 апреля 1979 года это чуло тронулось в своё первое путешествие. Правда, проехал велосипед всего 60 км, после чего, с воплями и жутким грохотом, все 35 участников грандиозного заезда повалились на асфальт. Сказалась неслаженность команды. Кстати, поднять этот тандем в одиночку невозможно, поскольку он весит 1100кг.

А вот новозеландец Терри Тесман соорудил велосипед длиной в 22,24 метра, который весил 340 кг, его детище одолело 27 февраля 1988 года целых 246 метров.

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вед. Вот и закончилась наша сегодняшняя игра. Подведём итоги. Победителем стала команда …

Но я думаю, что проигравших в этой игре нет, каждый может считать себя победителем.

Важно помнить и соблюдать Правила дорожного движения: и велосипедисту, и пешеходу, и водителю! От этого зависит наша жизнь и жизнь окружающих нас людей.

«Угадай транспорт»

Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию

узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую

активность.

Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто

первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает

картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и

победитель.

Лото «Играй да смекай!»

Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их

графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное

восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.

Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с

изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки

(стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на

таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения,

прозвучавшие в загадках или стихах.

«Подумай - отгадай»

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения;

активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать

сообразительность и находчивость.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный

ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

Кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного

движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

Сколько сигналов у светофора? (Три)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми

сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской

площадке).

«Собери знак»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое

мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей

на дороге и в общественных местах.

Материал: в конвертах пазлы - дорожные знаки, фишки.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде

(сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей

(пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано

правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и

дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и

какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

«Красный - зеленый»

логическое мышление, сообразительность, находчивость.

Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.

Ход игры: Нужно взять два шарика - зелѐный и красный. Воспитатель дает

ребенку в руку красный шарик, ребѐнок - называет запрещающий знак. Если

зелѐный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет -

выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.

«Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах,

развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность,

быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,

последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие

кружки и объясняют, что означает каждый из них.

«Стрелка, стрелка, покружись…»

Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их

назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества:

Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.

Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг

стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет

детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный

дорожный знак и его назначение будут получать у кассира жѐлтый кружок и

закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир,

ему передаются жѐлтые круги. Воспитатель раздаѐт сидящим детям карты. Игра

начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее!

Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение.

Если ребѐнок назвал знак правильно, кассир выдаѐт ему жѐлтый кружок,

ребѐнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака,

спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаѐт кружок тому, у

кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы

правильно). Затем диск передаѐтся соседу и игра продолжается. В случае

затруднения или ошибки ребѐнок не получает жѐлтый кружок, а диск передаѐтся

следующему ребѐнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый

закроет свои знаки жѐлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут

закрыты все карты у детей жѐлтыми кружками.

«Автомульти»

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,

правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,

в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чѐм катался Кай? (На санках)

11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В

«Вопросы и ответы»

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети

отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,

набравшая большее количество фишек.

1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2. Где можно гулять детям? (во дворе)

3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)

8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

«Машины»

Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей

геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,

изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,

умение составлять из частей целое.

Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических

фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического

конструктора - мозаики.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят

машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются

(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из

деталей геометрического конструктора - мозаики выложить изображение

машины на плоскости стола, опираясь на схему.

“Да, нет”

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант:

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги?

Есть фонарики - три глаза?!

Он включает все их сразу?

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет?

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой?

А на жѐлтый мы пойдѐм?

На зелѐный - запоѐм?

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да?

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно?

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да!

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

"Отремонтируй светофор"

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо

отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают

круги на готовый шаблон светофора.

“ Это я, это я, это все мои друзья!”

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают:

«Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны - молчат.

Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

Кто из вас идѐт вперѐд

Только там, где переход? (это я, это я...)

Знает кто, что красный свет-

Это значит - хода нет? (это я, это я...) Кто летит вперѐд так скоро,

Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелѐный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (это я, это я...)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? (это я, это я...).

«Ты - большой, я - маленький»

Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;

прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Ход игры: Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или

домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать

правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных

случаев с детьми - это неосторожное поведение на улице и проезжей части

дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения.

Не надо ждать, когда ребѐнок научится Правилам дорожного движения на

собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если

взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребѐнку привычку сознательно

подчиняться требованиям правил.

Выйдя на прогулку, предложите своему ребѐнку поиграть в «больших и

маленьких». Пусть он будет «большим» и поведѐт вас через дорогу.

Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не

замедлят сказаться.

«Наша улица»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в

условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить

детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,

предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для

водителей и пешеходов

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы

Пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья

Игра проводится на макете. Ход игры:

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные

ситуации.

«Поставь дорожный знак»

Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный

переезд», «Дети», «Пешеходный переход», (предупреждающие); «Въезд

запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево»,

«»Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место

стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»,

«Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (информационно-

указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; макет улицы с изображением дорог, пешеходных

переходов, зданий, перекрестков, машины.

Ход игры: разыгрывание различных дорожных ситуаций.

«Улица города»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о

правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы - пешеходы; светофор;

дорожные знаки.

Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные

дорожные ситуации.

«Пешеходы и водители»

Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить

представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую

мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку

в пространстве.

Материал: дорожные знаки, светофор, рули, сумки с ирушками, стол, талоны,

вывеска «Магазин игрушек», игрушки, коляски, куклы, удостоверения -

зеленый кружок из картона.

Дети в форме инспекторов ГИБДД (фуражка, накидка с буквами инспектор

ГИБДД или значка ГИБДД), дети - пешеходы, дети - водители, ребенок -

продавец игрушек.

Ход игры:

Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать

экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители

направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен.

Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами,

колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям: - На какой свет могут двигаться машины?

На какой свет двигаться нельзя?

Что такое проезжая часть?

Что такое тротуар?

Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)

Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны;

члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке

автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы

из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором,

(подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)

игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

«Наш друг постовой»

Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях;

обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует),

развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фуражка, жезл регулировщика.

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Я.Пишумов)

Ход игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей.

По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или

останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем,

когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по

«Найди безопасный путь»

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает

или спрашивает детей:

Везде ли можно переходить улицу?

Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две

Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, расширять словарный запас.

Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор,

транспорт (машины легковые, грузовые).

Ход игры: дети разыгрывают различные ситуации на макете.

«Где мое место?»

внимание, память, речь.

предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих

изученным знакам дорожного движения.

Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные

знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.

2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

«Путаница»

Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,

внимание, память, речь.

Материал: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.),

дорожные знаки, волшебные шапочки.

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет

знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем

рассказывает детям историю про то, как злые «духи» решили навести в городе

беспорядок и просит помочь исправить положение.

Ход игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки

правильно. Объясняют, что делают.

«Дорожный экзамен»

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать

мышление, память, внимание, речь.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,

конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге

дорожных знаков.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения

автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он

должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду

осторожно, не обгоняя другие машины.

«Выполни поручение»

заданной последовательности.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,

конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге

дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая,

железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.

Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,

например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает

сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в

столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности.

Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.

«Повороты»

Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное

внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках

воспитателя.

Материал: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение

налево», рули.

Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра

проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя

знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Ход игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети

делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя

поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети,

имитируя поворот руля, поворачивают налево. «Как проехать?»

Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в

пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в

заданной последовательности.

Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики и др.), знаки

«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево

Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков

«Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются

пункты отправления и назначения.

Ход игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту

назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил

дорожного движения.

«Угадай знак»

Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание,

наблюдательность.

Материал: дорожные знаки, жетоны.

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от

Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот

или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно

выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько

жетонов и определяют победителей.

«Передай жезл»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в

правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать

логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал: жезл регулировщика.

Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаѐтся

игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить

в левую и передать другому участнику. Передача идѐт под музыку. Как только

музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и

называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.

Побеждает последний оставшийся игрок.

«Теремок»

Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для

пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание,

ориентировку в пространстве.

Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная

полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие

знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот;

предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение,

пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний:

место стоянки, пешеходный переход, телефон)

Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке

поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их

значение.

«Автошкола»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о

назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в

ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,

находчивость, умение помогать товарищу.

Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с

изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны

Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных

ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию,

оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного

дорожного знака.

«Узнай знак»

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.

Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге

вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края

вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск,

ребенок находит нужный знак.

Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге.

Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.

«На островке»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды

транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно - транспортными

ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием

пешеходов, дорожные знаки, светофор.

Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке

ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить

необходимость установки нужного дорожного знака.

«Четвертый лишний»

1. Назовите лишнего участника дорожного движения:

 Грузовик

 «Скорая помощь»

 Снегоуборочная машина

2. Назовите лишнее средство транспорта:

 Легковая машина

 Грузовая машина

 Автобус

 Детская коляска

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному

транспорту:

 Автобус

 Трамвай

 Грузовик

 Троллейбус

4. Назовите лишний «глаз» светофора:

 Красный

 Желтый

 Зеленый

«Игра в слова»

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,

желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода,

зеленый свет, стоит дома. 2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,

кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад),

тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский

«Игра в мяч»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра

проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

«Слушай - запоминай»

Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на

улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.

Материал: жезл для регулирования дорожного движения.

Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры,

передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице.

«назовите одно из правил поведения пешехода на улице». - «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий

передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не

повторялись, поэтому все должны быть внимательны.

«Кто больше назовет дорожных знаков?»

Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,

развивать внимание, мышление, память, речь.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«К своим знакам»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание,

логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки,

образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя

Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие

должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над

«Сигналы светофора»

Цель: развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное

восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,

согласованность и сотрудничество.

Материал: мешочек с мячиками красного, желтого, зеленого цвета, стойки.

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие

каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки

на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками

(мячиками) красного, жѐлтого, зелѐного цвета. Капитаны по очереди опускают

руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или

жѐлтый шар, то команда стоит на месте; зелѐный - передвигается к следующей

стойке. Чья команда быстрее придѐт к финишу, та и выиграла.

«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»

Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды

транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков,

развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать

согласованность, сотрудничество.

Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет

изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолѐт). Представление

транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника

отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде

конкретный вид транспорта.

«Зебра»

Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту

реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски белой бумаги (картона). Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся по

полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу,

встаѐт на неѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей

полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний

участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

«Глазомер»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счет,

развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, глазомер,

ориентировку в пространстве, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном

расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов

до него. Затем участник идѐт до этого знака. Если участник ошибся и не дошѐл

до знака или перешѐл его, возвращается в свою команду. Знаки на поле

расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее

и точнее «прошагают» до знаков.

«Грузовики»

Материал: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им

помещается мешочек с песком - груз. После старта участники обегают вокруг

своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает

команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

«Трамваи»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной

Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый - водитель,

второй - пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно

скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников.

Побеждает команда, первой выполнившая задание.

«Добеги до знака»

Цель: упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память,

сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который

называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он

возвращается в конец колонны.

«Светофор»

Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание,

зрительное восприятие, мышление, сообразительность.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия:

Красный - молчат;

Желтый - хлопают в ладоши;

Зеленый - топают ногами.

На красный цвет - делают шаг назад,

На желтый - приседают,

На зелѐный - маршируют на месте.

«Цветные автомобили»

Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей

в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание,

ориентировку в пространстве.

Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или

флажки красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они

автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к

играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал

определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда

ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во

время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий

поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

«Стоп - Идите»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

слуховое и зрительное внимание.

Материал: макет светофора.

Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий

с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора

«Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают.

По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет

водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в

небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни

пятка к носку.

«Ловкий пешеход»

Цель: развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой

рукой на ходу.

Материал: светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в

нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдове больше мяча, резиновый или

пластмассовый мячик.

Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на

ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал - в красный - выбываешь

из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.

«Птицы и автомобиль»

Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.

Материал: руль или игрушечный автомобиль.

Ход игры: Дети - птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспитатель говорит:

Прилетели птички,

Птички - невелички,

Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям

Зернышки клевали.

Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись,

Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети - птички бегут от автомобиля.