Кто возродил олимпийские игры во времена зевса. Рождение олимпийских игр. Договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом

« невозможно - однажды просвещенных,
и вкусивших дара небесного… и отпадших, опять обновлять покаянием,
когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4-7).

"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться" (Еккл.1:9)

Олег Лихачев

Олимпийские Игры произошли от названия горного массива в северной Фессалии, считавшийся местопребыванием двенадцати главных богов: Зевса, Геры, Посейдона, Аида, Гестии, Деметры, Афины, Аполлона, Артемиды, Гефеста, Афродиты и Ареса.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры на северо-западе Пелопоннеса в селении Олимпия, названного в честь горы Олимп – места пребывания так называемых богов. Олимпия со «священной оливковой рощей» вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей была изначально построена как капище Зевса и посвящённых ему Олимпийских игр.

Появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. По легенде, Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как ему уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту: "Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!" Ифит отпрвляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом, и Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие греческие государства, воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.

По греческой мифологии верховный бог Кронос, в битве был побеждён своим сыном Зевсом, после чего Зевс разделил с освобожденными им братьями Посейдоном и Аидом господство над всем миром. Зевс получил верховную власть над богами и людьми, Посейдон стал владыкой морей, а Аид – царем подземного мира. В этом мифе прослеживается прямая аналогия извечной борьбы с Богом диавола, который захватил власть в мире. Игры в Олимпии проводились у могилы побеждённого Кроноса, и были учреждены как праздник победы над верховным божеством, как культ обожествления человеческого тела и его силы. Именно поэтому Олимпийский спорт является антихристианской языческой религией.

Олимпийские соревнования проводились раз в четыре года, в «священный месяц», который начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния. Центром древней Олимпии был Храм Зевса. Внутри него находилась 12-ти метровая статуя Зевса Олимпийского. Рядом находилось административное здание – Булевтерион, где заседал Высший Совет Эллады. Здесь перед статуей Зевса Хоркиоса давали клятву судьи и атлеты. В Олимпийских сокровищницах хранились богатства, преподнесённые Зевсу в дни спортивных торжеств. Недалеко от здания находился Портик Эхо – колоннада длиной 100 метров. Своё название она получила из-за того, что там семикратно провозглашали имя каждого олимпионика – победителя соревнований. Здесь же были храмы Геи – матери Зевса и Геры – его супруги. Недалеко находились также площадь гимнасия и монументальное здание палестры. В первый день Олимпиады проводились жертвоприношения Зевсу и другим богам и торжественное факельное шествие в честь Зевса и Геры. Главным ритуалом этого сатанинского культа было торжественное зажжение огня на жертвенном алтаре храма Зевса Олимпийского. Этот ритуал символизирует передачу огня людям от титана-богоборца Прометея, который похитил огонь с Олимпа.

25 марта 2004 года высшая жрица богини Геры Талиа Прокопиу зажгла на развалинах храма Геры «священный огонь» 28-й Олимпиады с помощью параболического зеркала, воспламенив от него Олимпийский факел. После чего началась кругосветная эстафета Олимпийского огня Прометея. Олимпийский огонь транспортировался на самолёте Боинг-747 под названиемм «Зевс», на другом самолёте – «Гера» - доставлялось специальное оборудование, 11 кортежных мотоциклов и персонал, обеспечивающие передвижение огня во время эстафеты.

Олимпиады возвеличивали человека, они были языческой религией эллинизма, краеугольным камнем которого были культ тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Олимпиада всегда завершалась оплитодромией - бегом в военной экипировке с оружием в руках. Такой вид соревнований считался символическим - именно после него заканчивался запрет на военные действия.

Бог дал завет народу Своему, говоря: «… смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:10-17). Господь не терпит неверных и двоедушных поклоняющихся другим богам, которые суть бесы. Изменившие Богу, кто поклоняется иным богам есть блудодеи, и они наказываются смертью.

Вспомним, как отступили иудеи: « Когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии… Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам… нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи. Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку. Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; ибо

нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно» (2Макк.4:7-18).

Что происходит сейчас? Нечестие наше превзошло нечестие иудеев, ибо они не имели такого примера, который имеем перед своими глазами мы. Нет, не будет оправдания нечестивым христианам, блудодействующим с князьями мира сего! Не будет! Закостенели в отпадении, нет покаяния! Не видим своего духовного повреждения и не желаем видеть! Кто думает, что Бог ослеп – ошибается. Возмездие Божее не замедлит!

Вот последние новости: «В Афинской Олимпийской деревне в воскресенье (1 августа 2004 года) откроется религиозный центр для последователей различных религий. Как сообщили организаторы Олимпиады, центр общей площадью более пятисот квадратных метров будет приспособлен для последователей различных религий. Отдельные помещения предусмотрены для мусульман, иудеев и христиан трех основных вероисповедований - православного, католического и протестантского. К услугам спортсменов, которые пожелают помолиться перед соревнованиями, будет около восьмидесяти «служителей культа» - священников, пасторов, имамов и раввинов. Также в Олимпийской деревне будут специальные программы питания для верующих спортсменов. Мусульманам предложат специальное меню без свинины, а евреям - кошерную пищу».

Скажите, кому и о чём будут молиться в этом центре язычники, считающие себя верующими? Будут просить Христа Распятого дать им победу в Олимпиаде, которая есть идолослужение? Будут просить милости у Христа для поклонения сатане? Да не будет того!

Гнев Божий изольётся на народ, предавший Его. Неужели народ, называющий себя именем Божиим не убоится сего, не ужели не увидит беззакония, которое превзошло главу его? Вспомните, что сотворили иудеи: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк.1:11-15).

И что постигло их за это беззаконие:

«По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою; коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом…Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его - в уничижение… Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти… В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книгу завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, - и умирали. И был весьма великий гнев над Израилем» (1Макк.1:29-64).

Вспомните, как поступил в 394 году н.э. благочестивый римский император Феодосий I, бывший ревностным сторонником христианства! Он запретил Игры, как мерзкую Богу языческую религию. Он приказал сбросить греческих богов Олимпа с пьедесталов и запретил Олимпийские игры. Но так как и после этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания, то следующий римский император Феодосий II в 426 году приказал разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эра олимпийских игр древности закончилась. Произошедшие позже землятресения окончательно разрушили древнюю Олимпию. После этого Игры не проводились полторы тысячи лет!

В Олимпийских играх участвовал и нечестивый император Нерон, известный своими многочисленными зверствами в отношении христиан. Чтобы успеть лучше подготовиться, он перенес соревнования с 65 на 67 год.

Безстыдство, безобразие, скотоуподобление – вот что такое эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика. Она предусматривала физические упражнения в обнажённом виде. Слово "гимнастика", точнее, гумнастика, происходит от греческого слова "обнаженный". Языческий эллинский культ свободы чувственности не предусматривал такого понятия, как стыд. «И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои, исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих. Искореню из среды твоей священные рощи твои и разорю города твои. И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны» (Мих.5:10-15).

Французский богоборец Пьер де Кубертен был организатором возрождения этого нечестия. Призыв Пьера Де Кубертена: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!», явился спортивным вариантом широко известного лозунга: «Пролетарии всех стран соединяйтесь…» В 1896 году, на первых реанимированных олимпийских играх чернокожих спортсменов Пьер де Кубертен не допустил к участию по своим рассистским убеждениям. Они выступали на параллельных «Антропологических играх».

Согласно завещанию, Кубертен был похоронен в Швейцарии. Сердце Пьера де Кубертена, по его завещанию, забальзамировали и в специальной урне привезли в Грецию, где поместили в мраморном монументе у въезда в святилище легендарной Олимпии.

Когда проходила в Нью-Йорке «Эстафета олимпийского огня» 19 июня 2004 года, факел был пронесён на катере мимо статуи вавилонской блудницы Свободы, держащей так же в руке факел. Это было знамением, что « Прометеев огонь свободы нечестия, который начал пылать из Америки в 1776 году, прошёл по миру и вернулся назад». Бог будет вершить Свой Суд над Блудницей. «Гимнастка» Команечи, опущенная на Таймс-Сквер с факелом в руке есть завершающее знамение грядущего возмездия. Аминь.

Олег Лихачев

Пресс-служба Единого Отечества

Слайд 1. «Древняя Греция - родина олимпиад».
Горы и вода, это то, что окружало древнего грека. Существование в таких условиях требуют от человека выносливости, отваги и быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Может быть, именно поэтому, греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. И еще одно важное открытие сделали греки: спорт может мирить врагов. Вот с этой благородной целью и были задуманы Олимпийские игры.

Слайд 2. «Почему «Олимпийские» игры?» Олимп или Олимпия.
Олимпийский праздник получил свое название от местности, в которой совершался. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии — роща вдоль реки Алфей, недалеко от впадающего в нее ручья Кладей. Впоследствии возле священной Олимпии вырос одноименный городок. В этом прекрасном городке почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца Зевса. (дополнительная информация Приложение №1 Олимпия - колыбель спорта.)

Слайд 3. «Кто придумал Олимпийские игры?»
Некоторые современные исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию. Но… Существует множество мифов о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, мифических героев, царей и правителей.

Древнегреческие предания связывают возникновение игр с именами мифических героев Геракла и Пелопса. Более поздние предания указывают на заключение между Ифитом и Ликургом - правителями греческих государств Элиды и Спарты - соглашения о регулярном проведении в Олимпии общегреческих праздников дружбы.

Слайд 4. «Версия I. Геракл».
Согласно мифологии, основателем Игр считался величайший герой древности Геракл, учредивший соревнования спортсменов после успешной очистки от 30-летнего слоя навоза конюшен элидского царя Авгия. (дополнительная информация Приложение №1 VI подвиг Геракла»).

Слайд 5. «Версия II. Пелопс».
Согласно другой легенде, основателем Игр считался Пелопс. Он победил в состязаниях на колесницах жестокого царя города Писы Эномая: завоевал руку и сердце его прекрасной дочери Гипподамии и на радостях учредил спортивные состязания. (дополнительная информация Приложение №1 Миф о состязании Пелопса и Эномая).

Слайд 6. «Версия III . Элида+Спарта».
Если же перебраться из сказочного мира в реальный, то известен договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом, которые в конце IX века до н. э. условились об учреждении Олимпийских игр. (дополнительная информация Приложение №1 Договор между царем Ифитом и законодателем Ликургом.)

Слайд 7. «Олимпия - место проведения Олимпийских игр».
«Радостная весть! Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год Олимпийских игр. Олимпийские игры стали общенациональным событием, объединившим всю Грецию, в то время как до них Греция являла собой множество враждующих между собой государств.

Слайд 8. «Исторический факт» .
Что бы не говорили мифы, нам остается доверять историкам, которые уверяют, что Олимпийские игры, зародились в 776 году до н.э. в Древней Греции. (Пожалуйста, запомните этот год, это знание нам еще пригодится).

Слайд 9. «Олимпиада = 4 года».
С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали "между жатвой и сбором винограда". Он должен был повторяться через каждые четыре года, составлявших Олимпиаду - греческий «олимпийский» год. Следовательно, Олимпиада - это период из четырех календарных последовательных лет. Именем олимпионика называли четырехлетний период между годом его победы и последующим Олимпийским праздником.

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года греки откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Слайд 10. «Все в гости к нам!»
Большинство государств Эллады отправляло священных послов для участия в этих праздниках. Масса публики съезжалась не только из любопытства и жажды к зрелищам, но и по торговым делам, так как здесь, благодаря стечению народа, происходила весьма оживленная торговля всякого рода товарами. Ораторы, поэты и философы приезжали сюда публично читать свои произведения. Художники выставляли напоказ свои произведения, государства обнародовали и выставляли во всеобщее сведение договоры и другие важные грамоты. Одним словом, Олимпийские игры служили для эллинов весьма важными объединяющим событием, заставляющим забывать хоть на время всю ту рознь, от которой эллины страдали.

Слайд 11. «5 дней».
Первые игры проводились в конце июня и длились всего лишь один день. Со временем Олимпиады продолжались уже пять дней. Участники приезжали за месяц до открытия праздника и начинали тренировки под наблюдением судей, которые допускали к выступлениям лишь сильнейших. Жертвоприношение Зевсу совершалось в первый день праздника. Со второго дня начинались состязания, сначала мальчиков, а затем взрослых. 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Слайд 12. «Внешний вид».
Участники состязаний сначала имели пояс на бедрах, но с 15-й Олимпиады вошло в обычай состязаться обнаженными. Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.

Слово "гимнастика" происходит от древнегреческого "gymos", то есть "обнаженный".

Слайд 13. «Повар - первый чемпион».
Первым, известным по имени, олимпийским чемпионом был повар Кореб или Короиб из древнегреческого города Элида. Каким он был кулинаром — неведомо, зато бегал здорово, что и доказал на стадионе священного города Олимпия в 776 году до н. э.

Это был «первый год первой Олимпиады», от которого началось летоисчисление античного мира, и который навсегда стал годом имени первого олимпионика—победителя, опередившего всех на 192-метровой дистанции.

Слайд 14. «Зевс Олимпийский» .
Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до Н.Э. начали собирать пожертвования на его строительство. Строительство храма заняло около 10 лет. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса.

Двенадцатиметровая статуя Зевса была выполнена в золоте и слоновой кости - и стала одним из семи чудес света. Неудивительно, что храм, вмещавший в себе такое сокровище, был предметом славы и гордости для всех эллинов, и что тот, кто не видел Олимпийского бога, считался несчастным! (дополнительная информация Приложение №1 Статуя Зевса Олимпийского).

Слайд 15. «Олимпийские состязания» .
Единственным состязанием в течение нескольких Олимпиад, был бег на стадии. В 14-ю Олимпиаду (724 г. до Р. X.) введен был двойной бег, а в 15-ю Олимпиаду - длинный бег.. В 18-ю Олимпиаду (708 г.) введены были борьба и пятерное состязание (пентатлон), в 23-ю (688 г.) - кулачный бой и с 33-й Олимпиады (648 г.) - панкратион. В 65-ю Олимпиаду (520 г.) был введен бег в доспехах (в шлеме и со щитом на руке, впоследствии же только со щитом). (дополнительная информация Приложение №1 Программа Олимпийских состязаний.)

Слайд 16. «Вместо медалей - оливковая ветвь».
Согласно традиции, победитель игр в Олимпии провозглашался сразу по окончании состязаний на стадионе или на ипподроме. Награждение же проводилось в последний день олимпийского празднества. Глашатай громогласно объявлял имя победителя, имя его отца и название города, откуда он прибыл. Древних атлетов-чемпионов награждали: оливковыми венками, оливковым маслом в амфорах.

Каждый чемпион становился национальным героем всей Греции. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах. Всю жизнь он был центром внимания и пользовался неизменным уважением соотечественников.

Слайд 17. «Олимпийские игры - мужской праздник».
Выступать на Играх и наблюдать за состязаниями имели право только мужчины. Лишь одна женщина могла присутствовать среди зрителей — жрица богини плодородия Деметры. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Право на участие в Олимпиаде было привилегией каждого свободного грека. Иноземцы и рабы к состязаниям не допускались, но им дозволялось присутствовать на стадионе в качестве зрителей (дополнительная информация ).

Слайды 18-19. «Древние Олимпийские игры способствовали:»
Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Греческие государства во время Олимпийских праздников объявляли о заключении важных договоров. На период проведения Игр все страны прекращали войны, на земле воцарялось согласие.

Борьба за звание лучшего велась достойными людьми и только в честной борьбе. Через личные достижения они достигали процветания своей страны. И до сих пор, чем больше в стране сильных, умных, успешных, способных реализовать себя, молодых людей, тем сильнее, величественнее и могущественнее становится держава.

Слайд 20. «Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие Олимпийские игры».

  • Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие Олимпийские игры. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.
  • Ныне Олимпия — типичный провинциальный городок, живущий на доходы от туризма. В нем решительно все олимпийское: названия улиц и отелей, блюда в тавернах, сувениры в многочисленных лавочках. Достопримечательностью города являются археологический и Олимпийский музеи.

В конце 19 века Олимпийские Игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена (1863-1937) (французский педагог, организатор олимпийского движения, идеолог современных Олимпийских игр) и стали самым популярным международным спортивным праздником современности.

Приложение 1. Мифы и легенды, связанные с возникновением Олимпийских игр.

VI подвиг Геракла.

Пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.

Геракл отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Миф о состязании Пелопса и Эномая.

Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.

Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.

Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Договор между элидским царем Ифитом и знаменитым спартанским законодателем Ликургом.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.

Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.

Олимпия - колыбель спорта.

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная из слоновой кости и золота.

Программа Олимпийских состязаний.

Древнейшим состязанием, по крайней мере в Олимпии, был бег взапуски на стадии, но к нему постепенно, начиная с VII в. до Р. Х., присоединялись различные другие виды состязаний, разнообразие которых явилось следствием более строгого разделения состязающихся по возрастам (на детей, безбородых, мужей и т. д.), введения различных изменений и комбинаций в самые состязания, допущения разных видов бега на колесницах и т. п. Затем кроме гимнастических и конных состязаний были введены музыкальные, поэтические и т. п., так что эта часть праздника приобретала все большее и большее развитие и блеск, и стала привлекать участников и зрителей, не только из собственно Эллады, но и из малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний.

Статуя Зевса Олимпийского.

Главная святыня Олимпии - величественный храм со статуей Верховного бога Зевса, которая была создана одним из гениальных скульпторов Греции - Фидием. Эту статую по праву считали одним из семи чудес Древнего мира. Внутри храма находилась колоннада, поддерживавшая галерею, с которой можно было смотреть на колоссальную статую Зевса, великолепное создание знаменитого Фидия. Бог был представлен в том величественном и могущественном виде, в котором он изображен в «Илиаде» (I, 528 сл.). Он сидел на троне из кедрового дерева, обделанном эбеновым деревом и богато украшенном золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Лик его и обнаженные руки, ноги и грудь были из слоновой кости, волосы и борода из чистого золота, глаза из драгоценных камней; из золота же был сделан украшенный изображениями животных и цветов плащ, ниспадавший с левого плеча на нижнюю часть тела бога, и обувь; на правой руке бог держал статую Победы из слоновой кости и золота, а в левой - скипетр, расцвеченный разными металлами и украшенный наверху золотым орлом (описание статуи см. у Павсания, V, 11). О силе впечатления, производимого этой статуей, одним из величайших созданий греческой пластики, свидетельствуют, между прочим, следующие слова Диона Хрисостома (I в. по Р. X.): «Кто станет пред этим образом, тот забудет обо всем, что огорчает и терзает человеческую жизнь».

Женщина на Олимпийском стадионе.

Выступать на Играх и наблюдать за состязаниями имели право только мужчины. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама тренировала своего сына и, горя желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили.

Особенности древнегреческих спортивных дисциплин.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийских игр в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места - к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.


Список литературы:

    Антонова Л. В. Удивительная археология / Л. В. Антонова. - М.: Энас, 2008. - 304 с. (О чем умолчали учебники)

    Булычев, К. Тайны античного мира / Кир Булычев. - М.: Армада Пресс: Дрофа, 2001. - 192 с.

    Воскобойников, В. Семь чудес света / Валерий Воскобойников. - М.: Оникс, 2006. - 96 с.

    Герои Эллады: из мифов Древней Греции /адапт. Вера Смирнова; худож. В. Юдин - М.: Росмэн, 2000. - 157 с. - (Читаем в школе и дома).

    Гик, Е. Популярная история спорта / Евгений Гик, Екатерина Гупало. - М.: Академия, 2007. - 448 с.

    Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Кун Н. А. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2000.- 480 с.

    Майорова, Н. Путешествие в Древнюю Грецию / Наталья Майорова. - М.: Белый город, 2009. - 32 с.

    Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - 736 с.

    Озерецкая, Е. Олимпийские игры, или рассказ об афинском мальчике, который побывал на олимпийских играх, о том, что он там увидел и какие необыкновенные события из-за этого произошли: научно-художественная книга / Е. Озерецкая; худож. С. Остров. - Л.: Дет. лит., 1990. - 152 с.

    Олимпийский калейдоскоп. Занимательная история Олимпийских игр: специальный выпуск журнала «Клепа». - М.: Клепа, 2012. - 96 с.

    Пиг, С. Греки / Сьюзан Пиг, Энн Миллард; пер. с англ. Н.В. Белоусовой. - М.: Росмэн, 1995. - 96 с.

    Седов, С. Геракл. 12 великих подвигов: как это было на самом деле / Сергей Седов.- М.: Самокат, 2011. - 112 с.: ил.

    Уильямс, Д. Древняя Греция / Д. Уильямс. - М.: Мир книги, 2007. - 128 с.

    Хавин, Б. Все об олимпийских играх / Б. Хавин. - Изд. 2-е, доп. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 607 с.

    Я познаю мир. Спорт: детская энциклопедия. - М.: АСТ: Астрель, 2000. - 448 с.

Составитель - библиотекарь отдела методической работы
Зеленчук Виктория Илларионовна

Рождение Олимпийских игр

Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

В тех же местах проведения Олимпиад спустя некоторое время проводятся Паралимпийские игры для инвалидов и других людей с ограниченными возможностями. Аналогом Олимпиад являются также летние и зимние Юношеские Олимпийские игры и студенческие Универсиады.

История и легенды

Как же оно все-таки возникло – это легендарное, это удивительное явление под названием Олимпийские игры? Мы знаем, что мировое сообщество развивалось собственным трудом и старанием, и притом очень небыстро – веками, тысячелетиями отмывало, оттирало свою темную, некогда звериную душу, учило, образовывало свой узкий первобытный ум. Вот появился великий изобретатель колеса. Потом пришел великий Архимед, потом пришел великий Ньютон, а потом великий Эйнштейн... То есть что мы хотим сказать? Выражаясь строго, «процесс развития человечества был постепенно-поступательным». И это мы с вами очень коротко проследили на примере истории физики.

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки и доделки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» таинственного Гомера. Эти «сразу - совершенные» вещи возникали не только в древности. Можно назвать музыку Моцарта и стихи Лермонтова, и картины Боттичелли, и здания Корбюзье.

Про творения эти ничего и сказать-то невозможно. Только головой покачаешь: «Надо же... Воистину божественно!»

Вот к таким «сразу - совершенным» творениям человеческого гения надо отнести и идею Олимпийских игр... Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и... ухудшалась. Но не это важно. Осталось главное – именно сама идея бескорыстных, честных, до конца товарищеских игр...

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих зажигается олимпийских огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета...

Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.

Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.

Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозвожно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотоного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.

Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войскр и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

По неоспоримым прметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькойстраны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:

"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"

Ифит без промедления отпрвляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четырк года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.

Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Легенды утверждают, что в ту пору существовал бесконечно могучий и столь же мрачный бог Кронос. И была у него несчастная жена – богиня Рея. Отчего же так несчастна была великая жена великого бога?

Легенды дают на это довольно-таки кошмарный ответ! В одних утверждается, что Кронос увидел страшный сон, в других, – что он общался с какой-то неведомой прорицательницей. Но, так или иначе, Кронос вбил себе в голову, что его настигнет смерть от руки одного из его детей. И Кронос в это поверил!

Он был мрачен по натуре. Теперь же он стал еще мрачней. Вместо того чтобы заняться «воспитанием подрастающего поколения», Кронос не придумал ничего лучшего, как глотать своих новорожденных деток!

Дело приняло довольно жуткий оборот. Бедная Рея буквально не знала, что и придумать. И вот когда у нее родился очередной младенец, прекрасный с лучезарным ликом сыночек Зевс, Рея решилась на отчаянный шаг. Она завернула в пеленки камень и отдала его беспощадному отцу. Кронос этого не заметил, проглотил камень и продолжал пребывать в спокойной уверенности, что ему ничего не угрожает.

Рея же отдала сына пастухам.

Мальчик вырос, стал могучим Зевсом – громовержцем. Окончательно окрепнув, он вступил в смертельный бой с беспощадным отцом – людоедом (а правильнее сказать – с богоедом). И победил его! Из чрева Кроноса вышли многочисленные сестры и братья великого Зевса, которые и стали затем богами.

В честь этого знаменательного, поистине великого события Зевс повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.

Есть еще несколько легенд – версий по поводу происхождения Олимпийских игр... Так одна из них утверждает, что придумал и организовал первые Игры не кто иной, как знаменитейший Геракл, сын Зевса – тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов.

Среди них был и вполне «бытовой». Геракл сумел вычистить конюшни Авгия, царя Элиды, сильно запущенные и грязные, в которые уже давненько не ступала нога человека. Этот подвиг Геракла даже вошел в поговорку. Когда некто справится с какой-то несусветно грязной работой, про него говорят: «Вычистил авгиевы конюшни».

В честь одной из славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры. Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – шестьсот стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в наши, современные единицы, то получится 192 метра 27 сантиметров.

Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревнований... Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Например, панкратион – довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой... Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нем принял участие сам Геракл. И победил! Позднее победа в борьбе и в панкратионе стала называться геракловой. А самого победителя величали вторым Гераклом...

В еще одной легенде о происхождении Олимпийских игр говорится о победе внука великого громовержца Зевса над царем города Писы Эномаем. Она в чем-то перекликается с историей про Кроноса и Зевса... Эномаю было предсказано, что он умрет от руки зятя.

Дочка царя Гипподамия была красавицей, и жениться на ней мечтал всякий молодой человек...

– Не возражаю! – каждый раз отвечал Эномай. – Но прежде устроим состязания на колесницах.

У Эномая были невероятно резвые кони. Жених скакал вперед, Эномай должен был его догнать. И догонял. И поражал копьем: таковы были условия этого соревнования!

Тринадцать женихов пали таким образом от руки коварного Эномая. Наконец явился некто Пелопс. Он был внуком Зевса и довольно находчивым человеком. Гипподамия, которой сильно надоела это кровавая чехарда, решилась отдать свое сердце именно Пелопсу.

Гипподамия и Пелопс подговорили возницу Эномаевой колесницы Миртилоса, и тот заменил бронзовые чеки, удерживающие колеса, восковыми. Во время скачки воск расплавился, колеса слетели с осей, и Эномай погиб под копытами своих лошадей.

В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносили жертвы. А еще он учредил Игры. На них особенно ценилась победа в гонках на колесницах.

Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четыре года. На время Игр наступал всеобщий мир. Нарушителя священного перемирия ждало суровое наказание!

Достоверных сведений о Древней Олимпии история оставила нам не так уж много. Доподлинно известно, что Олимпийские игры существовали наряду со многими другими спортивными состязаниями.

Игры помогали грекам не столько хорошо воевать, сколько хорошо... дружить – регулярно встречаться, разговаривать, осуществлять культурный обмен, вообще видеть, что перед тобой стоит не «подлый враг из ненавистной Спарты», как утверждала пропаганда, а дружелюбный парень с открытой улыбкой. То есть Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А ведь это важнее всего в деле общения народов друг с другом!

Кроме прикладного значения греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой хотя бы для себя!

У греков по этому поводу была замечательная формула. Для современного уха она звучит как шутка. Но это такая шутка, в которой большая доля правды! О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!»

Идея проведения Олимпийских игр очень древняя и теряется во тьме веков. Прежде Игры проводились не только в Олимпии. Хотя соревнования в этом священном месте были самыми популярными и самыми известными.

Совершенно определенно можно сказать, что первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Этот год и принято считать начальной датой. Даже известно имя победителя тех Игр.

С этого имени начинается история олимпийского движения. Итак, Короибос, атлет из города-полиса Элиды.

Но в то же время есть сведения, что Олимпиада, о которой сейчас идет речь, была уже... двадцать седьмой по счету!

Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины.

Итак - 776 год до нашей эры. В греческие города-государства, а также в греческие колонии, например в... Феодосию, что на столь знакомом нам Крымском полуострове, отправлялись специальные послы. Они приглашали всех желающих принять участие в Олимпийских играх.

В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф – две мины серебром. А мина это около двадцати семи килограммов чистого серебра!

Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на олимпийский праздник... А еще страшнее наказание – отлучение от Игр на одну или две Олимпиады!

А что же участники Игр?

Все было расписано столь же строго. Выступать на Играх – это большая честь и большая ответственность. Каждый атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да не как-нибудь, а очень упорно. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элланодики – судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся.

Программа Игр была интересной и разнообразной. Атлеты соревновались в самых различных видах спорта, а точнее – в разных видах физических упражнений... Самым трудным и в то же время самым популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Участник таких соревнований должен был иметь весьма разностороннюю подготовку!

Кроме пентатлона в программу древних Игр входили соревнования по кулачному бою, верховой езде, панкратиону. Кроме того, устраивались гонки на колесницах.

С Игр тридцать седьмой Олимпиады (они проходили в 632 году до нашей эры) в соревнованиях стали принимать участие и дети. Дистанция бега для детей была в два раза меньше, чем для взрослых.

Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того, как Игры становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву.

«Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» – примерно так она звучала.

Перед соревнованиями олимпийцы отправлялись в храмы приносить жертвы.

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Кроме Короибоса до нас дошли имена еще нескольких великих чемпионов. Например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (то была греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. На Играх Олимпиады Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе.

Семейство некоего Диагора с острова Родос – он сам, его сыновья, а потом и внуки – выступали на Олимпийских играх более восьмидесяти лет! Они приняли участие в двадцати Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков.

И все же наиболее прославленным героем древних олимпийских соревнований был Леонидас – тоже с Родоса. Этот великий атлет двадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу!

Греки видели в Играх Олимпиады не только чисто спортивные соревнования. Поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения.

В середине второго века до нашей эры Грецию завоевал Рим.

Олимпия для суровых и надменных пришельцев была просто богатым местом, которое можно грабить.

В то же время некоторым «более интеллигентным» римлянам хотелось приобщиться к олимпийской славе, нажить на ней – кому политический, а кому и денежный – капитал. Известный своей жестокостью и умом диктатор Сулла распорядился Игры сто семьдесят пятой Олимпиады перенести в Рим! Эта затея, однако, не удалась.

В подготовке и проведении Игр двести одиннадцатой Олимпиады принимал участие сам император Нерон.

Он распорядился напрочь изменить программу соревнований. Появились турниры, о которых прежде и не слыхивали. Нерон считал себя, – причем совершенно напрасно! – величайшим актером и певцом. В этом направлении и была «усовершенствованна» программа.

Победителем всех без исключения турниров был объявлен... Нерон!

При римлянах Олимпийские игры стали многонациональными. Теперь право соревноваться получили люди других национальностей – все, кто населял огромную Римскую империю, которая распростерлась от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы.

На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии... В списке олимпийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении!

Непрерывно 1169 лет. Двести девяносто два раза собирались спортсмены на эти удивительные соревнования.

В 394 году нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования. Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов: набирала силу новая религия – христианство.

Прекрасная некогда, а теперь разграбленная Олимпия вырождалась и дряхлела. Никто больше не спасал ее от наводнений, никто не восстанавливал дома и улицы после очередного землетрясения.

На пятнадцать столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица земли. Даже само название ее было забыто! И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел сквозь века и вспыхнул с новой силой.

Места проведения Олимпийских игр

Город, где пройдут очередные Олимпийские игры, определяется на специальной сессии МОК за 7 лет до даты проведения соответствующих Игр. Город выбирается из нескольких городов-кандидатов, подавших для этого официальные заявки. Определение происходит путем прямого тайного голосования членами МОК, кроме представителей стран-кандидатов и президента МОК.

Как правило, на момент проведения окончательного голосования в списке кандидатов остается не более пяти городов, список которых определяется рейтинговым голосованием членов МОК, проводящимся годом ранее. Победитель должен набрать больше половины голосов. Если в первом туре не удается выявить победителя, проводятся второй и последующие туры. При этом после каждого тура из борьбы выбывает кандидат, набравший наименьшее количество голосов. Тогда члены МОК от этой страны в следующих турах уже принимают участие.

Право проведения Игр является очень престижным и почетным. По этой причине кандидаты ведут активную борьбу за победу, стараясь представить свою заявку в наиболее выгодном свете, доказать, что именно их заявка лучшая. Для этого каждый город-кандидат представляет на суд членов МОК т. н. «Заявочную книгу», в которой изложены все детали проекта Игр в этом городе, а также готовят специальную презентацию своей заявки. Прием заявок на проведение Игр начинается за 10 лет до даты их проведения, заканчивается за 9 лет, список финалистов определяется за 8 лет, и наконец за 7 лет определяется место проведения.

Наибольшее число раз Олимпийские игры проходили в США - 8 раз (4 раза - летние и 4 раза - зимние). Во Франции 5 раз (2Л/3З), в Великобритании 3 раза (3/0), Германии 3 раза (2/1), в Японии, Италии, Канаде 3 раза (1/2), в Австралии дважды проводились летние игры, в Австрии, Швейцарии и Норвегии дважды проводились зимние игры. Швеция, Бельгия, Нидерланды, Финляндия, СССР, Мексика, Южная Корея, Испания и Китай один раз принимали летние игры. Югославия (Босния и Герцеговина) один раз принимала зимние игры. Всего 21 страна получала право проведения Олимпиад. При этом летние проводились в 18 странах, зимние в 11.

Среди городов лидерство по количеству Олимпиад держит Лондон - 3 раза. Дважды Игры проходили в Лос-Анжелесе, Париже, Афинах - летние, в Санкт-Морице, Инсбруке, Лейк-Плэсиде - зимние. Всего Олимпиаду принимал 41 город (летние 22, зимние 19):

В СССР прошли одни Олимпийские игры - XXII Летняя Олимпиада в Москве в 1980 году, после неудачной заявки на летние Игры 1976 года. В постсоветской Россия Москва безуспешно претендовала на Летнюю Олимпиаду-2012, а Сочи получил право на проведение XXII Зимней Олимпиады-2014.

10 Фактов об Олимпийских играх

Собственно, началось все не со спорта, а с войны. Древние греки отлично понимали, что воину полезно хорошо бегать, метать копье, бить сопернику морду, и даже метать диск. Я говорю «даже», потому что как оружие диски в Греции не употребляли. На них писали условия сдачи осажденного города и перекидывали их через крепостные стены.

И, кто знает, может быть, в скором времени станет олимпийским метание тортов. Представьте себе, такой вид спорта есть! И даже с правилами: диаметр торта должен быть не более 26,03 сантиметров, бросают его в лицо, отстоящее на 2,53 метра от метателя, а максимальное число очков за бросок - 6, и получить их можно только тогда, когда после попадания лицо мишени полностью залеплено кремом.

А вот какой удивительный факт связан с историей спортивной борьбы. Хотя в Древней Греции лучшими борцами были спартанцы, они ни разу не становились чемпионами. А знаете почему? Потому что, проиграв пару раз, они вообще отказались участвовать в соревнованиях, чтобы их, не дай бог, никто не победил. Согласитесь, оригинальная тактика.

Футбол. Представьте себе, он появился в Средневековье! Кожаный мяч изображал не что иное, как лично дьявола, поэтому главной задачей было запинать его до смерти и под конец загнать нечистого на обусловленное место в центре деревни. Это безобразие сопровождалось такими драками и бесчинствами, что его десятки раз запрещали английские короли, сопровождая запреты страшными репрессиями.

Самая популярная игра ацтеков заключалась в том, чтобы попасть мячом на половину соперника, только бросать мяч нужно было не ногами, а руками. Победитель получал в награду не только призы, но и право принести противника в жертву и забрать все его имущество. Но, в общем и целом, это, конечно, баскетбол.

Основатель современных Олимпийских игр, барон де Кубертен, сам он стал олимпийским чемпионом только однажды, да и то потому, что на первой современной Олимпиаде в Париже были состязания поэтов! "О спорт, ты - мир!", сказал Кубертен, и попал в историю.

А вот кое-что о судействе. Один грек как-то раз занял в олимпийском состязании колесниц сразу первое, второе и четвертое место. И очень просто: олимпийским победителем становился не тот, кто управлял колесницей-победителем, а тот, кому принадлежали кони.

Что касается денежного вознаграждения, то на Олимпийский играх это было строжайше запрещено, и это 2 место.

Зато почести победителям Олимпиад тогда выходили за всякие рамки. Вплоть до того, что они въезжали в свой родной город не через ворота, как все люди - для них разбирали стену, показывая, что с такими гражданами стены городу не нужны. А уже в наше время победитель марафонского бега I Олимпиады – грек - согласно обещанию своей страны, получил от правительства дочь миллионера с огромным приданым, золотой кубок, бочку вина, бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на всю жизнь, тонну шоколада, 10 коров и 30 баранов.

А на первом месте – все-таки болельщик. Во время чемпионата мира по футболу в Мексике в 1988 году один приговоренный к смертной казни мексиканец вымолил себе отсрочку в исполнении приговора до окончания чемпионата, уверив тюремное начальство, что, досмотрев чемпионат, он уже ничего не будет желать на этой земле и умиротворенным пойдет на казнь. Но казнь так и не состоялась: команда Мексики проиграла, и приговоренный умер в тюремной камере от инфаркта.

» История олимпийских игр в Древней Греции

История олимпийских игр в Древней Греции

История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту:
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды — Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции — высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских игр в Древней Греции - появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.