Консультации по игровой деятельности. Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников. Памятка для родителей по организации игровой деятельности детей дома

Команда Татьяна
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Игра, учение, труд - вот три

основных вида деятельности человека.

Игра готовит ребёнка

и к изучению, и к труду,

при этом сама игра всегда -

немного умение и немного труд.

Игровая деятельность детей является одной из основных деятельностей. Она способствует в развитии: как в физическом, так и духовном. В игре дети постоянно отражают разные события, которые видят в окружающем их мире. Они воспроизводят увиденное, пытаются создать своё. Играя в детском саду, ребёнок всегда находится в коллективном общении. Постоянно происходят новые изменения в жизни ребёнка. Она пополняется

разными впечатлениями, эмоциями. Это может быть и радость, и даже грусть.

Игровая деятельность всегда позволяет знакомиться с предметами,

их свойствами, качеством.

Играя в некоторые игры, дети ставят себя в положение своих взрослых (маму,

на них похожими. В роли взрослых дети отображают их деятельность.

Иногда, показывают и передают даже самые маленькие и незначительные

Важным в игре являются игрушки.

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки - не люди,

Но всё понимают,

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Всё на место уберём.

Игрушки помогают, рождают игровые действия. Даже самые, казалось бы

и не нужные предметы и вещи, дети могут приобщить в своей игре.

Чтобы разнообразнее была игра, нужно много использовать приёмов.

Нужны детям и дидактические игрушки, двигательные, образные.

Игра многообразной становится только тогда, когда дети используют

большое количество игрушек. Но, игрушки иногда надоедают детям,

становятся неинтересными. Для этого хочу предложить и посоветовать,

подскажите им новые игровые действия. Можно даже поиграть вместе

с детьми, и проследить поведение ребят в игре.

Чем больше уделяется внимание ребёнку, тем лучше взаимоотношения.

Если есть понимание и общие интересы, то всегда будет хорошая

и дружеская атмосфера.

Игра - это огромное, светлое окно,

Через которое в духовный мир ребёнка

Вливается живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающий огонёк

Пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Игра это единственная из форм деятельности, которая отвечает за всё.

Она должна занимать всегда определённое место в процессе развития.

Необходимо, как можно больше отводить и уделять времени для игровой

деятельности.

Без игры нет и не может быть полноценного развития.

Игра - огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка

Вливается живой поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

Пытливости и любознательности!

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие детей в игровой деятельности» Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Игра представляет.

В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста в дидактических играх» Цель: раскрыть значимость использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии» Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.


В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

DIV_ADBLOCK107">


· Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

· Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

· Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

· Игры на темы литературных произведений, кино-, теле - и радиопередач : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель­ности окружающих.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

DIV_ADBLOCK108">

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.


В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

В современном детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр , мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры . Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности .

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?

1) Насыщенность среды . Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.

4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Консультация для педагогов Тема: «Игровая деятельность дошкольников»
Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы.
В игре находят своё отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
Исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника, так как она удовлетворяет все его потребности (основные): в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движения, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности….
В игре ребёнок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая своя желания, представления, чувства. В отличии от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе……. Таким образом, как указывал К. Д. Ушинский,
«…. пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: — учится ставить перед собой цель
— планировать
— добиваться результата
Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости, выполняя правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не на результат.
Классификация детских игр
(по С. Л. Новосёловой)
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) – самостоятельные игры:
игра – экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
игры со строительным материалом.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целями:
игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, …);
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры с правилами
Игры с правилами – это особая группа игр, специально созданных для решения определенных задач обучения и воспитания детей. это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания.
Игры с правилами
Дидактические подвижные
Игры с правилами
Сюжетные бессюжетные
(«Кошки-мышки», «Магазин», ! «Садовник»…) («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?»…..)
Значение игр с правилами:
овладеть правилом – значит овладеть своим поведением;
ловкость, внимательность;
оказание помощи товарищу;
самооценка и взаимооценка;
стремление к совершенствованию.
Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста!!!
Дидактические игры
По содержанию по дидактическому материалу
(матем-е, речевые, эколог-е….) (игры с предметами, с игрушками, настольно-печатные, словесные)
Структура дидактических игр
Обучающая (дидактическая задача) игровые действия правила

Подвижные игры – сложная двигательная, эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижные игры

ПИ с правилами спортивные игры

(элементы волейбола, баскетбола,

Бадминтона, футбола,

Хоккея, городки)

Сюжетные несюжетные

Отражают жизненный или двигательные игровые

Сказочный эпизод задания (эстафеты, перебежки,

(«Воробушки и автомобили», игры-соревнования..)

«Гуси-лебеди»…)

Игры-забавы («Коза рогатая»,

«Ладушки»…)

Подвижные игры

По степени подвижности по преобладающим движения по предметам

(малой, средней, большой) (с прыжками, бегом, лазаньем) (мячи, ленты, обрчи…)

Значение подвижных игр:

1. Укрепление здоровья (ДА + положительные эмоции + ускоренный темп + нагрузка);

2. благотворное влияние на физическое развитие детей;

3. формирование и совершенствование двигательных навыков и физических качеств;

4. формирование нравственных качеств (справедливости, честности, умение подчиняться общим правилам….);

5. ориентировка в пространстве;

6. развитие речи;

7. воспитание национального самосознания (народные игры); — НРК (ГОС);

8. эстетическое воспитание (эмоции, фольклор, музыка, выразительность движений….);

9. развитие коммуникативных навыков;

10. познание окружающего мира (в содержании игр много познавательного материала – расширение и уточнение преставления о повадках животных, жизни людей…);

11. умственное развитие (развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве, творческое воображение, сообразительность, ….);

12. творческое развитие (вариативность).

Таким образом, использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего развития детей!!!

Традиционная классификация детских игр

Творческие игры – в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие игры

Режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные игры со строительным

Материалом

Сюжетно-отобразительные игры

Режиссерские игры – это игры, в которых ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников, роли, которые исполняют игрушки (предметы – заместители; неодушевленные предметы), которые не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Ребёнок (режиссер) создает сюжет игры, её сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображение событий.

Сюжет представляет собой цепочку действий.

Речь – главный компонент (за всех героев и автора).

Сюжетно-отобразителные игры – это игры, в которых ребёнок раннего возраста усваивает способы действий с предметами, овладевает последовательностью действий; затем ребёнок обогащает игру простейшим сюжетом, выполняет роль (предпосылки сюжетно-ролевой игры).

Сюжетно – ролевые игры – это игры, основой которых является мнимая или воображаемая ситуация (сюжет), которая заключается в том, что ребёнок берет на себя роль и выполняет её в созданной или игровой обстановке.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры

Бытовые производственные общественные

(дом, семья, стирка…) (магазин, ателье, парикмахерская…) (праздник, день рожденья, день города…)

Театрализованные игры – развертывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры.

Игры со строительным материалом – это игры, в основе которых лежат конструктивные умения и способности.

Конструирование по заданной теме по замыслу игры с природным материалом

По образцу (шишки, камушки…….)

Игры с песком, водой, снегом

Консультация для педагогов «Игровая деятельность дошкольников»

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Малышева С. Н.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Дошкольное детство - самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим людям, к труду, складываются навыки и привычки правильного поведения, характер. Основным видом деятельности дошкольника является игра, развивающаяся под влиянием воспитания и обучения, и зависит от приобретённых знаний, умений, навыков, от воспитания интересов. В ней развиваются физические и духовные силы ребёнка, его память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка. В то же время можно наблюдать следующее: у одного и того же ребёнка можно обнаружить разные уровни игрового творчества, - это зависит от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.

Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции «понарошку».

По степени активности и самостоятельности детей игры делят на две группы: творческие игры и игры с правилами. К творческим играм относят предметные игры детей раннего возраста, сюжетно – ролевые игры, строительные, игры – драматизации. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий

Социальные отношения более выражены в ролевых играх, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой игре - это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже обладает определённым набором знаний, умений, навыков. После работ выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина в детской психологии твёрдо установлено, что ведущий тип деятельности дошкольника – игра. Можно выделить особые приёмы игры: ребенок принимает на себя роль взрослого человека и его общественно-трудовые функции; обобщенный изобразительный характер воспроизведения действий с предметами; перенос значений с одного предмета на другой и т. д. Главное значение игровой деятельности состоит в том, что благодаря игровым приёмам ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

Становление отдельных компонентов и уровни развития игры охарактеризованы блестящим исследователем игры Д.Б. Элькониным. Он считал, что игра социальна по природе, является ведущей формой развития психических функций и направлена на отражение мира взрослых. Игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Д.Б.Эльконин выделил 4 этапа развития игры: на первом из них действие с предметом направленно на другого «кормление», «лечение», при этом безразлично чем и в каком порядке. Роли не называются, нет цепочки действий. На втором этапе основным содержанием является действие с предметом, но в соответствии с реальностью, есть разделение функций, логика действий определяется жизненной последовательностью, роли распределяются под руководством взрослого. На третьем этапе роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, действия их разнообразны. Появляется специфическая ролевая речь, вычленяется правила поведения. Нарушение логики действий опротестовывается.

На высшем, четвёртом этапе, основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Роли ясно выделены и выдерживаются в течение всей игры, ролевые функции детей взаимосвязаны. Игровые действия последовательно воссоздают логику реальных событий, они разнообразны. Правила явно вычленены, в борьбе между возникшим желанием и правилом побеждает последнее. Эти этапы связаны не столько с возрастом, сколько с уровнем развития участников игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия – дети, игрушки, предметы. Младшие дошкольники манипулируют предметами, например, если ребёнок «готовит обед» он повторяет однообразные действия тарелочками, кубиками. Если включен другой человек (кукла или ребенок), манипуляции имеют особый смысл и появляется соответствующий образ. Манипуляции теряют свой первоначальный смысл, если ребенок останется один, убрать игрушки, наталкивающие его на сюжет. С изменением игровых условий «обед» исчез из представлений ребенка, он переставляет предметы по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».

Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени. Соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так девочка, исполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребенка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль.
В сюжете дети используют два вида
действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.

Ещё одним компонентом игры являются правила, благодаря которым развивается произвольность. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста.

Сначала ребёнок легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре нуждается в опоре, поэтому одна вещь заменяет другую (например, палочка заменяет ложку) для осуществления действия.

Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых].

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Но это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Невозможно переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Хотя ребёнок создаёт воображаемые ситуации, чувства он переживает самые настоящие, игровые переживания искренни. Ребёнок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он переживает своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к разным событиям жизни, видам труда взрослых; у них появляются любимые персонажи книг, которым они стараются подражать. Вследствие чего, игровые замыслы становятся более стойкими, а иногда на длительное время овладевают воображением детей, что говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение, а постепенное развитие, обогащение сюжета. Благодаря этому мышление и воображение ребёнка становится целенаправленным.

В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Для осуществления игрового замысла ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества (замена одного предмета другим) составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее относятся к предметам для игры, и тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.