Как играть в итальянские карты. Буррако (Burraco). Откуда возникли игральные карты

Буррако (Burraco)

Количество колод: 2
Количество карт в колоде: 52 и 2 джокера
Количество игроков: 4 (двое на двое)
Старшинство карт: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т, 2 .
Цель игры: первым набрать в паре со своим партнером 2000 или более очков .
Правила игры. Итальянская карточная игра, в которую играют вчетвером пара на пару, двумя полными колодами карт и четырьмя джокерами. Стоимость карт в очках:

джокер - 30 очков;

2 - 20 очков;

туз - 15 очков;

король, дама, валет, 10, 9, 8 - каждая по 10 очков;

7, 6, 5, 4, 3 - каждая по 5 очков.

Первый сдатчик определяется по младшей карте. Колода тщательно тасуется любым игроком, и каждый игрок вытаскивает по одной карте, тот кто вытащит самую младшую карту, становится сдатчиком. Старшинство карт от тройки до двойки, как указано выше. Если несколько игроков вытащили одинаковые карты, то они еще один раз тянут по одной карте. После определения сдатчика, колода им тщательно тасуется, снимается верхняя часть колоды в размере одной трети, затем сдатчик берет оставшиеся две трети и по одной за раз по часовой стрелке, начиная с игрока слева от сдатчика, сдает каждому игроку по 11 карт. Затем по центру стола в две закрытые стопки кладутся по 11 карт (pozzetti) и оставшаяся колода кладется рядом в открытом виде.

Цель игры заключается в том, чтобы сформировать наборы из одинаковых карт или последовательности из последовательных карт одной масти. Каждый набор или последовательность должны содержать не менее трех карт.

Набор. Состоит из трех или более карт одного значения: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т. Допускается в наборе использовать одну двойку или джокера. Например, набор из четырех карт: 4- 4- 4- 2 или ♣10-♠10- ♦ 10-Джокер.

Последовательность. Состоит из трех или более последовательных карт одной масти, порядок карт может быть (Т)-2-3-4-5-6-7-8-9-10-В-Д-К-(Т). Допускается использовать в последовательности одну двойку или джокера. При составлении последовательности туз должен быть только с одной стороны последовательности, либо с начала последовательности перед двойкой, либо в конце последовательности после короля. Пример последовательности: 7- 8- 9- ♠Т- ♠2- ♠3- 2- ♠5- ♣9- ♣2- ♣В-Джокер- 5- 6.

Чистый набор или последовательности из карт называется Pulito, а грязный Sporco. Последовательность из семи и более карт называется Burraco. Чистый Burraco зарабатывает дополнительные очки для команды.

Первый ход в розыгрыше карт начинает игрок слева от сдатчика. Действия любого игрока состоят из двух действий: взятия карты и выброса другой карты из рук.

При этом игрок на своем ходу может:

добавить карты к существующим комбинациям, если они являются комбинациями этого игрока;

сбросить или открыть комбинацию в любое время. У каждого игрока имеется свое поле для сброса;

каждый раунд должен быть завершен сбросом карт в выкидную стопку.

2 стопки (pozzetti) служат для следующего:

в качестве запасной стопки, если основная стопка закончится, то любая из этих стопок будет использована для игры, если этих стопок уже не будет, то игра будет считаться оконченной;

для пополнения карт игрока, когда у игрока закончатся карты и существует одна из этих стопок, то она будет добавлена к руке игрока (до или после сброса). Стоит отметить, что одна стопка из 11 карт для одной команды, а другая стопка для другой команды. То есть каждая из команд может использовать одну стопку всего один раз.

Раунд может закончиться одним из трех способов:

1. Закрытие.

Команда взяла свою стопку карт pozzetti;

Команда составила Burraco;

Игроки одной команды объединяют все карты кроме одной карты из рук и отбрасывают эту последнюю карту, которую невозможно никуда положить.

2. Остались две карты в колоде. Когда игрок берет третью последнюю карту из колоды, то раунд автоматически заканчивается в конце хода этого игрока.

3. Патовая ситуация. Если сброс содержит всего одну карту и все четыре игрока решили взять колоду и отбросить другую карту. Игроки могут просто обменять нежелательные карты между собой и если никто не хочет, то ситуация заходит в тупик.

После окончания раунда игроки подсчитывают очки.

Победитель - подсчитывает очки за комбинации карт, за бонус /штраф.

Проигравший - подсчитывает очки за комбинации карт минус очки за карты, которые остались на руках, плюс бонус /штраф.

Существует 3 вида положительных бонусов.

Burraco Pulito (чистый) - 200 бонусных очков.

Burraco Sporco (грязный) - 100 бонусных очков.

При выходе из игры - 100 бонусных очков.

Команда, которая не приняла Pozzetti - штраф минус 100 очков.

Команда игроков, которая первой наберет 2000 или более очков, становится победителем в игре.

Наконец-то я решилась кратко рассказать историю игральных карт в Европе. Материалов и примеров много, поэтому самое сложное - вовремя остановиться и не перегружать вас ненужными подробностями, которые интересны только специалистам. Если кому-то будут непонятны какие-то моменты или захочется узнать о чем-то более подробно, то спрашивайте, не стесняйтесь. Сразу предупреждаю, что хотя история игральных и гадальных карт часто пересекались, о картах таро подробно рассказывать не буду, упомяну лишь о некоторых существующих связях.

История игральных карт в Европе.
История карт в Европе довольно сложная и запутанная. Точно неизвестно, когда именно там появились первые колоды, скорее всего они не сохранились. В конце 14 века в различных документах появляются упоминание о картах и их производстве. Судя по внешнему виду карт, о котором я более подробно расскажу ниже, не было какого-то единого пути проникновения их в европейские государства, скорее всего, было несколько разных, независимых друг от друга источников. Вероятно, разными путями карты попадали в отдельные районы Европы из стран Востока, а затем претерпевали изменения сообразно культуре той или иной местности. Изначально не было какого-то единого типа карт даже в одном регионе, существовало огромное количество вариаций количества карт в колоде, типов мастей и тому подобных вещей. Только спустя долгое время смогли прийти к какому-то общему знаменателю, и образовалось три основных типа колод, различавшихся обозначением мастей которые существуют до сих пор. Каждый тип карт распространен в определенном географическом регионе. Соответственно это итало-испанский, немецкий (с швейцарской разновидностью), франко-английский типы колод. Рассмотрим более подробно каждый из этих типов.

1. Испания и Италия.
Одни из первых известных и дошедших до наших дней карт появились именно в этом регионе. Судя по внешнему виду карты были заимствованы у арабов, что и не удивительно, если учесть связь этого региона со странами Востока и мусульманское влияние на испанскую культуру. В Испании карты получили название naibes или naipes. Это название образовалось от арабского названия карт. В колодах было четыре масти, которые хорошо знакомы тем, кто работает с картами таро: монеты, кубки, мечи и жезлы. В отличие от карт мамлюков, испанцы стали на придворных картах рисовать изображение людей. Кроме того, из колоды исчезли десятки – в ней осталось 48 карт. 10 – это Валет (la sota) , 11 – это конь (el caballo), 12 – это король (el rey). Позднее для некоторых игр появились колоды с 40 картами (в них отсутствуют 9 и 8), колоды с таким количеством карт характерны именно для Испании. Примеры подобных колод.

Классическая испанская колода с 40 картами: номерные от 1 до 7 , два рыцаря и король. Король всегда изображается стоя .


Fournier Spanish Cards

Еще одна колода этой фабрики





Simeon Durá, Valencia, Spain, c.1875

Похожие карты появились и в Италии. Они имели сходное с испанским название naibi (naibbe, nahipi) , в 15 веке также встречается название сарацинские карты.

Карты с бергамским шаблоном. Современная итальянская колода. По количеству и составу карт сходна с испанскими колодами.

На севере Италии возникла на основе этой колоды особая разновидность карт, которая сейчас нам известна как таро. К колоде добавились 22 козырные карты или как их называли триумфы. Кроме того, именно там впервые стали встречаться колоды, в которых среди придворных карт помимо короля и двух рыцарей появляется дама. Позднее дама в северо-итальянских игровых колодах (и франко-английских, традиционных для нас) заменила одного из рыцарей. В испанских колодах обычно дам нет

Tarocco Bolognese

Несколько карт из колоды Tarocco Bolognese di G.M. Mitelli published by Il Meneghello (17 век).

К сожалению, многие старинные колоды 15 - 16 веков дошли до наших дней в неполном варианте, часто известны бывают меньше половины колоды, так что не всегда возможно судить сколько карт в ней было. Вот несколько интересных примеров колод старинных карт с испано-итальянскими мастями. Чаще колоды были черно-белыми, раскрашенные колоды могли позволить себе только очень богатые люди.

15 карт на неразрезанном листе из книги, выпущенной в 1519 году.



Несколько сохранившихся карт из каталонской колоды 1495 года.




Несколько карт из колоды Phelippe Ayet, c.1575


Очень интересная красивая колода (позволю себе показать все карты из нее, которые мне удалось найти). Сделана колода была на заказ у германских граверов к свадьбе Филиппа Красивого и Хуаны в 1486 году. Римскими цифрами обозначены не арканы, как мы с вами сейчас привыкли, а номерные карты. Интересно, что тут еще присутствуют нетрадиционные для испанских колод десятки.

Кроме того, вместо масти монет здесь изображены плоды граната. Так что колода совсем не типичная для Испании, и несет в себе черты и итальянского и немецкого влияния.

Что касается названия таро или тарок (tarocco), то появилось оно только в 16 веке, до этого их назвали carte da trionfi (карты с тиумфами). Изначально не было определенного правила того, что должно быть нарисовано на картах триумфах.

Они, как и вся колода не несли эзотерического значения, колода служила только для игры.

Вот, например, известна единственная игральная карта из несохранившейся колоды, на которой изображен корабль. Принято считать, что она была одним из триумфов.


Sola Busca Tarocchi


Одна из старейших колод. На триумфах изображены герои римской мифологии. Возможно автор колоды и вкладывал в рисунки старших арканов какой-то особый смысл, особенно если учесть тематику изображений, но колода скорее все таки была именно игральной, а не гадальной.

До сих пор подобные игральные колоды, предназначенные для игры в тарок, имеют хождения на территории Италии и некоторых других стран. Причем карты старшего аркана могут не иметь ничего общего с видом карт предназначенных для гадания. Вот пример подобной колод.





Пеьмонтское таро. Колода для игры. (Современная колода)

Фрагменты еще двух современных игральных колод таро

Кроме того, позднее стали встречаться варианты колод для игры в тарок и с мастями франко-английского, более привычного для нас вида.

Примеры:





Tarot Francais des Fleurs 78 cards) 1902






Колода фирмы Piatnik Industrie und Gluck Tarock Cards (Klub-Tarock No_ 128)

Одновременно существовали и сарацинские карты, обычно более мелкие по размеру, и карты с триумфами, более крупные и качественные по рисунку, и поэтому более дорогими.
Колоды с испано-итальянским обозначением мастей без старших арканов существуют до сих пор. Кроме Испании и Италии их можно встретить в странах Латинской Америки.


Playing cards engraved in silver from Peru, 1745

Кстати, если будете смотреть сериал «Подпольная империя», то обратите внимание, что в одном из фрагментов итальянские гангстеры играют именно в колоду с итало-испанскими мастями.

Несколько примеров интересных колод испано-итальянского типа.






"Посвящение Кадисской конституции 1812 г."
Барселона, 1822 г.
Kunstler: Kupferstecher um 1822 aus Barcelona
Langtitel: Kartenspiel zur Erinnerung an die Konstitution von Cadiz
Entstehungsjahr: 1822

Вместо чаш тут ядра, а вместо монет – листы с текстом конституции.


Колода Baraja Ibero Americana. Выпролнена фабрикой Fournier для испано-американской выставки в 1929 году. Судя по нумерации на картах, в ней нет 10. Т.е.е это пример колоды из 48 карт.

Шаблоны итало-испанских мастей можно разделить на два типа: испанский и северо-итальянский. Для испанского типа характерно изображение жезлов виде дубин, прямые мечи или кинжалы, кубки с резкими очертаниями, а на денариях часто изображается солярная символика или женский профиль. Для северо-итальянских - аристократические прямые жезлы, круглые мечи, мягкие линии чаш, на денариях преобладает цветочная символика.
Итало-испанская колода распространена в Италии, Испании, Португалии и Латинской Америке. Её отличительным признаком является использование традиционных символов мастей: мечей, кубков, палиц и монет. За полтысячеления в ней выработаны два типа шаблонов, условно называемых северо-итальянским (с зоной распространения в Северной Италии) и испанским (с зоной распространения в Южной Италии и на островах, в Испании, Португалии и Латинской Америке).


Карта распространения типов карт в Италии по регионам.

Интересно еще отметить, что в Италии до сих пор в некоторых регионах существует карточная игра « Кукушка» с совершенно особой колодой. Что интересно подобная игра с похожей колодой существует в Швеции и Дании, но не встречается в центральной Европе. Как так получилось, не очень понятно. Возможно, что когда-то эта игра имела более широкое хождение, но потом в большинстве стран забылась. А может быть, какой-то путешественник привез игру из одного региона в другой, и там она получила неожиданную популярность.

Для работы над постом я использовала многие материалы, котрые находятся в нашей с

Как возникли итальянские игральные карты, сколько разновидностей игральных карт насчитывается в Италии, чем они отличаются между собой: об этом и многом другом читайте в нашей статье.

Игральные карты являются древним времяпрепровождением, которое до сих пор продолжает оставаться популярным. Игр, в которые можно играть с помощью игральных карт, бесчисленное множество, причем каждая страна, регион или даже населенный пункт изобрели что-нибудь свое, кроме общеизвестных, таких как покер или преферанс.

Сегодня мы поговорим об итальянских игральных картах или же виде времяпровожения номер 1 в итальянских компаниях в барах или за круглым столом в дни семейных праздников.

Чтобы проследить историю появления первой колоды карт на итальянском полуострове, обратимся к истории возникновения карт в общем.

Откуда возникли игральные карты?

Кому только не приписывали изобретение игральных карт: и индийцам, и грекам, и египтянам. Однако до сих пор археологи не находили образцов игральных карт, принадлежащих древним обитателям планеты: в те времена, как показывает история, люди забавлялись игральными костями в виде кубиков шестигранной формы.

Таким образом, специалисты решили, что, пожалуй, карты действительно возникли намного позже, а именно в XII веке, а обязано человечество их появлению аристократам Китая. Будучи очень развитыми и изобретательными людьми, придворные аристократы обнаружили в рисовании небольших картинок с аллегорическими изображениями животных и птиц сначала эстетическую забаву, затем удобный способ передачи секретов, и еще позже - прекрасную возможность развлечься.

Старинные китайские карты. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Существует и еще одна популярная версия, которая больше относится к истории гадальных карт Таро. Оккультисты утверждают, что их изобрели жрецы Древнего Египта, записавшие свои знания на 78 табличках из чистого золота. Карты имели название "Арканы", среди которых существовали "младшие" и "старшие". Позднее 56 "Младших Арканов" образовали игральную колоду, а остальные, "Старшие" стали основой гадальных карт Таро (от древнеегипетского "та рош" - "путь царей".)

Правда это или нет, достоверно не известно и учеными не доказано.

В любом случае, в Европе карты появились в XIV веке. В 1392 году паяц Карла VI, короля Франции, создал для него собственную карточную колоду, в которой было 32 карты: там не было 4-х дам, что само собой разумеется было бы неприлично.

Далее история повествует, что в 1367 году в Германии карты уже были запрещены, а в 1467 году папский посланник в немецком Берне с ужасом в глазах наблюдал за игрой монахов у стен местного монастыря, о чем сразу же доложил Его Преосвященству. О темпах распространения игр в карты, не смотря на запреты, можно только догадываться.

Немецкие игральные карты, около 1430 г. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

А в следующем веке знаменитые итальянские художники начали изображать мадонн не только на холстах, но и на картах.

В конце XIV века игральные карты были большой роскошью: хорошие экземпляры изготавливались художниками и по индивидуальному заказу. Основные типы карт - итальянские, французские и немецкие - сложились в конце XV века и все они имели различия как в мастях, так и в фигурах.

Французские карты Таро, начало 18 века. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Итальянские игральные карты

Итальянские карты относятся к "латинским" (испанским) игральным картам, они были завезены на Апеннины в конце XIV века крестоносцами из стран Востока.

Колода итальянских карт, как правило, состоит из 40 игральных карт и 4-х разных мастей: в остальном игральные карты в Италии очень различаются по дизайну и рисункам. В некоторых регионах широко распространены игральные карты испанского типа со странными для русского человека мастями: "мечи", "кубки" (чаши), "пентакли" (монеты, динарии, диски) и "жезлы" (дубинки, палицы); в других областях "прижились" карты французского типа с мастями, "ласкающими" наш слух - червы, бубны, трефы и пики; в третьих играют картами немецкого типа с мастями "лопаты", "дубинки", "сердца", "бриллианты".

Старинные неаполитанские карты. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Чтобы не растеряться, историки распределили все используемые итальянцами типы игральных карт на подвиды. Оказывается, в зависимости от расположения определенной области Италии и ее исторической роли, итальянцы унаследовали различные виды игральных карт.

Прототипы итальянских игральных карт

  • Североитальянский тип

Эти карты произошли от латинского типа игральных карт. Масти в данных картах имеют названия Spade (мечи), Coppe (кубки), Denari (пентакли), Bastoni (палицы), которые выглядят соответственно как ятаганы, скипетры, динарии и булавы. Карт в североитальянской колоде 40, 52 или 36 (редко).

К данному типу игральных карт принадлежат карты провинций , и (bergamasche, bolognesi, bresciane, trevisane (o venete), triestine, trentine). Распространен данный тип игральных карт в северных и северо-восточных регионах.

Колода бергамских карт. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

  • Испанский тип

Эти карты имеют также 4 масти - Spade (мечи), Coppe (кубки), Denari (пентакли), Bastoni (палицы), которые выглядят соответственно. В испанской колоде всего 40 игральных карт. Названия мастей в данном типе карт, согласно историкам, произошло от классового деления во времена средневековья: рыцари, крестьяне, торговцы и духовенство.

К данному типу карт принадлежат следующие игральные карты:

Колода сицилийских карт. Фото shopasking.com

  • Французский тип

Четыре масти французской колоды наиболее понятны для нас: это пики, трефы, черви и бубны. Первоначально масти французской колоды символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). Они возникли в результате трансформации старинных мастей "латинской колоды" - "мечей", "кубков", "пентаклей" и "жезлов" (дубинок, палиц). На картах изображены привычные нам фигуры дам, королей и валетов.

К данному типу принадлежат генуэзские, миланские (ломбардские), флорентийские (тосканские) и пьемонтские карты. Колоды французского типа в Италии состоят из 36 (генуэзские или пьемонтские), 40 или 52 карт.


Колода старинных пьемонтских карт. Фото comequandofuorinonpiove.blogspot.com

  • Немецкий тип

Четыре масти немецкой колоды носят названия желуди, бубенцы, листья, сердца; такие карты распространены в провинции , где колода называется "Зальцбургской" и . В немецких колодах, которые продаются в Италии, содержится 36 или 40 карт.

Колода карт Тренто. Фото cardgame-club.it

Типы региональных карт Италии

Карты Абруццо (аббруццези)

Карты Абруццо не являются традиционной колодой, возникшей именно в Абруццо, а вариантом неаполитанских карт. Они выпускаются с 2010 компанией Dal Negro. Это 40-карточная колода в испанском стиле. Единственным отличием карт "аббруццези" по сравнению с более распространенной колодой итальянских карт - их некоторые особенности. Четыре туза символизируют четыре провинции Абруццо, в частности, бубновый туз символизирует город L"Aquila, на нем изображен коронованный орел. Король масти "динарий" имеет черты Фридриха II Швабского. Масть Чаш посвящена провинции Терамо, а "мечей" - Кьети.

Карты Абруццо. Фото cardgame-club.it

Бергамские карты

Бергамские карты являются карты традиционного североитальянского стиля. Мать "мечи" в них также называют "MARGI". Колода состоит из 40 карт с двуглавыми фигурами, карты имеют размер 50 × 94 мм. На тузах "палиц" нанесен девиз "VINCERAI". На тузах кубков, как и в картах Трентино и Брешии, изображены фонтаны, навеянные гербом семьи Сфорца. "Динарии" имеют красный и черный цвет, а на тузах этой масти изображен большой желтый и оранжевый круг. Кроме того, в колодах различных производителей можно найти 4 дополнительных карты.

Карты Бергамо. Фото wikipedia.org

Болонские карты

Болонские карты - карты североитальянского стиля, размер которых является самыми узкими и длинными в Италии - 49х104 мм. Такие карты распространены более всего в Центральной Италии. Произошли они от итальянских гадальных карт Таро, откуда изъяли вальтов, королев и карты достоинством от 8 до 10, прибавив карты достоинством от 2 до 5. Таким образом, современная колода болонских карт состоит из 40 карт, изображения цифр и фигур на которых двусторонние (кроме туза "динарий").

Карты Болоньи. Фото wikipedia.org

Карты Брешии

Это единственная региональная колода в Италии, которая существует в единой версии - 52 карты, так как играют такими картами только в одну карточную игру: "cicera bigia".

Брешианские карты - узкие, с соотношением длина/ширина более 1:2, и носят титул самых крошечных карт Италии: из размер составляет 43×88 мм. Многочисленные карты в колоде имеют "прозвища": так, вальта "кубков" называют "Fant cagnì"или "Fant Gop", двойку "мечей" - "Felepa sensa pei" или "Figa de fer", двойки "динарий" - "Le bale del"orso", двойку "палиц" - "Figa de legn" и др.

Карты Брешии. Фото wikipedia.org

Генуэзские карты

Данные вид региональных карт распространен во всей Лигурии. Произошла генуэзская колода от французской и эти карты наиболее схожи с традиционными французскими (парижского стиля).

Размер карт колоды - 58×88 мм, общее число карт - 40 (однако существуют и версии по 36 карт и 52 карты для карточных игр Baccarà и Chemin de fer).

Карты Генуи. Фото cardgame-club.it

Миланские карты

Миланские карты также произошли от французской колоды. Размер карт - 50×94 мм, общее число карт в колоде - 40; карты отличаются прекрасным дизайном, с "двуликими" фигурами и наиболее схожи с колодаму "швейцарского" стиля. Валет "треф" носит на груди символ Милана.

Такими картами играют в Восточной Ломбардии.

Карты Милана. Фото cardgame-club.it

Неаполитанские карты

Неаполитанская колода произошла от колоды испанского типа. Это региональные карты, которые получили наибольшее распространение во всей Италии и ими играют в большинстве регионов итальянского юга. Структура колоды повторяет сицилийскую колоду XIX века. Некоторые карты имеют собственные прозвища: так, три "палиц" называют Gatto Mammone, короля "динарий" - matta.

Колода состоит из 40 карт размером 50×83 мм.

Неаполитанские карты масти "динариев". Фото cardgame-club.it

Карты Пьяченцы

Данная колода произошла от колоды испанского типа; в ней содержатся 40 карт; фигуры изображены двуглавыми (двусторонними). Однако до 50-х годов прошлого века фигуры были цельными.

Созданные в Пьяченцы, прототип этих карт, вероятно, были завезен в город во времена французской оккупации. Данные карты можно встретить в восточной Реджо-Эмилии, южной Ломбардии, Гарфаньяна, Марке, Умбрии и Лацио.

Исходная колода карт Пьяченцы очень схожа с испанской колодой, нарисованной Фелипе Айэт в 1575 году и найденной в мадридской башне Лос Луханес при ее сносе. Все фигуры колоды изображены полностью, включая ноги; туз "динарий" изображен в виде огромного коронованного орла.

Карты Пьяченцы. Фото cardgame-club.it

Пьемонтские карты

Пьемонтские карты очень напоминают генуэзскую колоду, от которой они, вероятно, и произошли. Это карты с французскими мастями, с двуглавыми фигурами, изображенными в бельгийском стиле.

Пьемонтские карты выпускают в вериях 40, 36 и 52 карты в колоде; из размер очень мал - всего 50×83 мм.

Карты Пьемонта. Фото cardgame-club.it

Сардские карты

Сардские карты наиболее сильно похожи на современные испанские из всех современных региональных итальянских колод. Масти носят название: cuppas (кубки), oros (динарии), bastos (палицы) e ispadas (мечи). Колода состоит из 40 карт, фигуры в них одноглавые, карты имеют размер 56×88 мм. Как и в испанских колодах, валет в этих картах (sutta) имеет номинал 8 очков, конь (caddu) - 9, король (re) - 10.

Сардская колода. Фото cardgame-club.it

Сицилийские карты

Сицилийские карты похожи на неаполитанские, но имеют более малый размер. Здесь также королева занимает место валета. Король "динарий" ности название "matta" и имеет особую роль в разных играх, как, например, sette e mezzo и cucù. "Палицы" называются "mazzе", масть "динарии" - "oro".

Колода состоит из 40 карт.

Сицилийская колода. Фото cardgame-club.it

В первых экземплярах сицилийской колоды конь "палиц" представлял Гарибальди, а король - короля Vittorio Emanuele II.

Флорентийские карты

Тосканские карты имеют французские масти; колода состоит из 40 карт размером 67×101 мм, что делает их самыми крупными в Италии. Тосканской колодой играют везде в регионе, кроме Гарфаньяна.

Вальтов и королей в низ называют соответственно "gobbo" и "regio".

Тосканская колода. Фото cardgame-club.it

Венецианские карты (карты Тревизо, Венето)

Такой тип колоды распространен во всем регионе и . Исторические колоды XVIII века, хранящиеся в музее Correr Венеции, насчитывают 52 карты. Первоначально фигуры на картах были полными, но в XIX веке их стали печатать двуглавыми.

Современные колоды насчитывают 53 или 40 карт. Наряду с болонскими, венецианские карты очень длинные: иx размер составляет 49×104 мм.

Старинные венецианские карты. Масть "палицы". Фото wikimedia.org


На протяжении всего образовательного процесса по изучению испанского я как-то не задумывалась о такой вещи, как азарт, в смысле азартны ли испанцы.

Известно, что каждый житель страны считает своим прямым гражданским долгом купить билетик рождественской лотереи и с замиранием сердца в назначенный день "прилипает" к экрану телевизора.

А вот как обстоят дела с другими азартными играми (los juegos de azar ) я не знала... до определенного момента.

Как-то раз на одно из занятий наш преподаватель из Испании принес колоду карт, испанских разумеется. Оказывается, ничто человеческое им не чуждо, и испанцы тоже в них играют.

А вы когда-нибудь играли в испанские карты или хотя бы видели их?

А посмотреть-то есть на что!

La baraja española

Испанская колода, или как испанцы сами ее называют la baraja española совсем не похожа на привычную нам, состоит она обычно из 48 карт, cartas o naipes , бывают усеченные варианты из 40 карт без восьмерок и девяток, такую нам преподаватель и принес, есть еще вариант из 50 карт с двумя джокерами (comodines ).

Карты нумеруются от 1 до 12, где 10, 11 и 12 - это старшие карты колоды: 10 – это валет (la sota ), 11 – конь (el caballo ), 12 – король (el rey ), который, кстати, всегда изображен стоя, а единичка именуется туз (as ).

А вот дамы в колоде нет! Как пошутил наш препод: "Es machismo! ".

Мастей (palos ) так же четыре (ну хоть что-то привычное): это золото или золотые монеты (oro ), кубки (copas ), мечи (espadas ) и дубинки или палицы (bastos ).
Масть в испанском именуется el palo .

В XV-XVI веках, о чем свидетельствуют первые исторические упоминания о карточных колодах и играх, в Испании еще не было единой системы и стандарта карт, было много вариаций с различными мастями и количеством. Несколько позже удалось привести их, так сказать, к общему знаменателю, таким образом монеты стали олицетворять собой торговлю и ее представителей, кубки стали символом духовенства (хотя католическая церковь и не была в восторге), мечи символизировали дворянство и рыцарство, а так же присущие им доблесть и честь, а дубинки означали сословие простолюдинов.

Карты изготавливались вручную и зачастую были черно-белыми, позже их стали раскрашивать, и такую цветную колоду могли позволить себе только богатые люди.

В современных колодах в классическом варианте вокруг рисунка на каждой карте есть рамка-символ, по ней так же можно идентифицировать масть: вокруг монет она непрерывная, вокруг кубков прерывается один раз, вокруг мечей - дважды, и вокруг дубинок - трижды сверху и снизу карты.


Называется этот символ la pinta и от него берут свое начало некоторые выражения: "tienes buena pinta " - означает, что тебе выпали хорошие карты. А вот если говорят "pintan bastos ", кстати, не только про карты, - это значит, что дела плохи, или даже вообще "дело - труба!

Поиграем!

Разобравшись с картами, сели играть. Преподаватель быстро объяснил нам правила, и мы с энтузиазмом приобщились к миру азарта. Игра оказалась несложная, но увлекательная, и мы реально"зависли" на пол урока.

Называлась она Mentiroso (в Испании) или Desconfío (в странах Латинской Америки), название говорит само за себя.

Раздается вся колода и начинается самый настоящий блеф (echarse un farol/jugada de farol ). Первый участник выкладывает на стол 1, 2 или даже 3 карты одного достоинства рубашкой вверх (в испанской версии этой игры масти не берутся в расчет, а в латиноамериканской наоборот - играют масти, но не учитывается достоинство карты), и называет их, например: "Dos sotas ". Далее ходят по кругу, и следующий участник, если у него есть карта этого достоинства, может кинуть ее сверху и сказать: "Una sota más ", - тогда ход переходит к третьему участнику.

Но самое интересное, что первый участник мог сказать так, а положить совсем другие карты, да и следующий тоже. Третий участник, хотя и второй тоже, может не добавлять карту, а сказать: "No te creo, pongamos las cartas boca arriba «, - или просто выкрикнуть: "¡Mentira !" Если там оказались карты, соответствующие названию, которое было произнесено вслух тем, кто ходил, то "неповеривший" забирает их себе, а если он раскрыл обман, то забирает предыдущий участник. Если у кого-то накапливаются 4 одинаковые карты, то он может скинуть их в отбой. Проигрывает тот, у кого остались карты на руках.

Очень интригующий момент, когда один из участников кидает к примеру "dos cincos ", следующий тут же "dos cincos más " и третий, чтобы "добить" окончательно "un cinco más ", а следующий твой ход, и ты понимаешь, что в колоде только четыре пятерки, и кто-то из них стопроцентно врунишка. Но надо выбирать! Игроки ехидно ухмыляются, глаза горят, азарт...
О, эта игра определенно стоит того, чтобы научиться играть в нее. Тем более впереди столько холодных зимних вечеров. Почему бы и не скрасить парочку из них таким интересным времяпрепровождением?
Помимо этой существует еще множество других не менее интересных и увлекательных игр, и, освоив несколько, вы сможете приятно удивить своих испаноязычных друзей. А так же, возвращаясь из путешествия по Испании, можете привезти в подарок помимо типичных магнитиков еще и la baraja española .

P.S. А здесь небольшое видео по игре Mentiroso . Так сказать, лучше один раз увидеть, чем пятьсот раз прочитать.

А тут ее латиноамериканский вариант:

Вот такие они - испанский карты.

Давним предком карточной игры "канаста" была игра из Испании под названием "комета", имевшая хождение в XVIII веке (позже она называлась "манила").

Современная канаста происходит от испанского слова означающего "корзинка для покупок", с намеком на различные сочетания карт. Вначале она появилась в Уругвае, затем ее узнали в Аргентине, в 1949 году она появилась в США, откуда распространилась по всему миру.

Существует множество вариантов игры под разными названиями с небольшими различиями в правилах (бразильская, боливийская, мексиканская канаста, армингтон, квинелла, тампа и др.).

Правила игры "канаста"

В канасту играют двумя полными колодами с джокерами - 108 карт. Старшинство карт значения не имеет. Стоимость карт в очках : тузы и двойки - 20 очков, все фигуры, десятки, девятки и восьмерки - 10 очков, от семерок до четверок - 5 очков. Тройки и двойки выполняют в игре особую роль.

Играют четверо участников (двое против двоих). Партнеры , сидящие друг против друга, играют с другой парой. Первого сдающего определяет жребий, далее карты сдают поочередно. Каждый игрок получает по 11 карт. Очередная 45 - я карта открывается и становится первой картой открытого пакета. Остальные - в закрытой колоде.

Цель игры "канаста" - получить максимальное количество очков в картах, добыть сами карты и сбросить их (в том числе полученные), выкладывая на стол в определенных сочетаниях. Сочетанием является комплект не менее трех карт одинакового достоинства (три дамы, три девятки, три пятерки). Во всех сочетаниях джокеры могут заменить любую недостающую карту.

Джокерами служат также двойки - фальшивые джокеры. В выложенном сочетании не может быть больше джокеров, чем основных карт (не более половины). Однажды выложенные на стол карты и джокер в игру не возвращаются. Сочетания, выкладываемые партнерами, объединяются и кладутся перед одним из них.

Розыгрыш начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Он может взять в руки "засвеченную карту", а одну из своих положить на ее место, может также не брать карты со стола, а снять верхнюю карту закрытой колоды и сбросить одну из своих на стол в открытый пакет.

Первый пакет в закрытой игре (еще никто не выложил на стол ни одного сочетания) также называется закрытым. Чтобы взять из него карту, следует иметь на руках и показать две карты того же достоинства; образовавшееся сочетание карт надо тут же выложить на стол. Если в открытом пакете находится более чем одна карта (что чаще всего и бывает), игрок обязан взять и все другие карты пакета. Из этого правила существует одно исключение (о нем позже). Забрав пакет, его верхнюю карту надо в каком-то сочетании выложить на стол, а остальные взять в руки.

Когда игра становится открытой, пакет также открыт; его можно взять ("купить"), не только показав две карты того же достоинства, что и верхняя карта пакета, но и предъявив только одну карту и джокер, настоящий или фальшивый. Тогда выложенным на стол сочетанием станет карта с рук, джокер и верхняя карта пакета. Открытый пакет можно взять и тогда, когда его верхнюю карту можно доложить до какого-либо сочетания, находящегося на столе. При этом игрок обязан немедленно доложить карту, за которую пакет куплен.

При покупке первого пакета и открытии игры к очкам, необходимым для открытия, добавляется стоимость верхней карты пакета. Остальные карты сочетания (или сочетаний), выкладываемых на стол, должны браться с рук.

После того, как выложены карты с рук, очередь ходить следующего игрока (по часовой стрелке). Карты пакета во время игры смотреть нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не сбросит все карты с рук, положив последнюю на пакет или доложив ее к какому-либо им же ранее выложенному сочетанию.

Игру может закончить одна из сторон, выложив хотя бы одну канасту целиком или частично, то есть канаста закончена с учетом уже лежащего на столе сочетания карт. Игрок, который выложил канасту, может спросить у своего партнера, заканчивать ли партию. Ответ должен звучать только "да" или "нет". Сбросивший обязан поступить, как желает партнер.

Можно также закончить игру, купив со стола одну карту; при этом нельзя сбрасывать карты с рук. Покупка пакета из одной карты считается покупкой целого пакета, а не одной карты.

Перед окончанием игры каждый должен иметь на руках хотя бы одну карту (нельзя сбросить все карты, не закончив игры), причем этот игрок не может купить пакет, состоящий из одной карты, даже если эта карта подходит к ранее выложенному им на стол сочетанию.

Особую роль играют черные (пиковая и трефовая) тройки; оказавшись верхней картой пакета, они блокируют его. Купить его нельзя, даже показав две другие черные тройки.

По ходу игры нельзя выкладывать на стол сочетания черных троек. Это можно сделать только в момент окончания игры, но тогда нельзя закончить игру, сбросив последнюю карту в пакет, а надо выложить их на стол в каком-нибудь сочетании или добавить их к ранее выложенному сочетанию.

Блокирующими для каждой стороны являются также карты одинакового достоинства с выложенной ранее этой стороной канастой (если, например, на столе лежит моя канаста королей, я не могу взять пакет с верхней картой - королем, даже имея на руках двух королей).

Картами, закрывающими пакет для всех игроков, являются настоящий и фальшивый джокеры. Если кто-то сбросит джокера на пакет, он становится закрытым, как в начале игры; купить закрытый пакет можно только имея на руках две карты того же достоинства, что и верхняя карта закрытого пакета. Пакет, закрытый джокером, нельзя купить, имея на руках два джокера. Закрывающего пакет джокера кладут обычно поперек, чтобы было видно, что пакет закрыть.

Если первой открывшейся картой после сдачи оказывается джокер, черная или красная тройка, открывают следующую карту; так продолжают до тех пор, пока не появится обычная карта.

Особую роль играют красные тройки. Это премиальные карты, которые никогда не входят ни в какие сочетания. После сдачи игроки, у которых на руках есть красные тройки, должны сразу же выложить их на стол перед собой, дополняя во время своего хода количество карт на руках из закрытой колоды. Если этой картой оказывается красная тройка, ее кладут на стол перед собой и берут следующую карту из колоды.

Если игрок купил красную тройку в составе первого пакета, он должен сразу же выложить ее перед собой. Брать карту из колоды при этом не нужно.

Пакет, в котором находится красная тройка или джокер (в начале игры), считается закрытым.

В момент окончания игры партнер игрока, заканчивающего игру может все свои карты с рук выложить на стол в новых сочетаниях или доложить к уже лежащим. Это так называемое двойное окончание, премируемое отдельно.

Если игру заканчивают в момент ее открытия, то это называется окончание игры с рук. Сумма очков выложенных карт должна составить минимум, требуемый для открытия, если игрок покупает пакет или его верхнюю карту; однако, если игрок кончает игру с рук, покупая только карту из колоды, наличие этого минимума необязательно.

Если игра открыта одним из партнеров, другой может закончить игру с рук при условии, что выложит все свои карты, включая канасту (даже если одну канасту уже ранее выложил партнер), но при этом ранее не доложил ни одной своей карты к сочетаниям карт на столе (заканчивает одиннадцатью картами с рук).

Подсчет очков

После окончания игры подсчитывается число очков, полученных в розыгрыше каждой стороной. Этот итог складывается из плюсовых очков за карты, выложенные в различных сочетаниях на стол, премиальных очков (плюсовых или минусовых) и минусовых (штрафных) за карты, оставшиеся на руках. Плюсовые очки за карты на столе считаются по стоимости карт. За каждую черную тройку, выложенную на стол в сочетании черных троек - пять очков.

Плюсовые очки начисляются (сверх суммы очков карт канасты ):

  • 100 очков - за окончание игры,
  • 100 очков - за двойное окончание дополнительно,
  • 100 очков - за окончание игры с рук дополнительно,
  • 100 очков - за каждую красную тройку, если есть выложенные канасты,
  • 100 очков (минусовых) - за каждую красную тройку, если нет выложенной канасты,
  • 300 очков - за фальшивую канасту,
  • 500 очков - за настоящую канасту,
  • 800 очков - за комплект (4 красные тройки с канастой),
  • 800 очков (минусовых) - за комплект красных троек без канасты.

Дополнительные условия

Иногда играют, предварительно условившись, с еще одним возможным сочетанием - канастой из джокеров (сочетанием семи джокеров, настоящих или фальшивых). За такую канасту начисляется 100 очков премии; в процессе игры нельзя выкладывать канасты из джокеров по частям, начиная с комплекта из трех джокеров, как во всех других канастах, а надо выложить сразу семь джокеров с рук.

Минусовые очки за карты, оставшиеся на руках, начисляются по стоимости карт. За каждую черную тройку - 100 минусов, за каждую красную (вследствие ошибки игрока) - 500 минусовых очков.

Общее число очков, полученных игроками в одном розыгрыше, - это разность плюсовых и минусовых очков обеих сторон. В записи фигурируют как плюсовые, так и минусовые суммы очков. Последняя сдача, даже если ясно, что одна из сторон достигнет или превысит 5000 очков, всегда доигрывается до конца.

Если в какой-либо сдаче закончится закрытая колода, а ни одна из сторон не завершила игры. розыгрыш переходит к концу, когда игрок, взявший последнюю карту из колоды сбросит на пакет и подсчитывает очки, полученные в розыгрыше обеими сторонами, без начисления премии за окончание игры.

Общий выигрыш - это разность числа очков в записи без всякой добавочной премии за выигрыш всей партии.

В канасту можно играть, предварительно условившись, не до 5000, а до 7500 очков. При этом появляется дополнительное условие открытия: при записи для данной стороны 5000 или более очков, минимум открытия есть канаста, независимо от стоимости карт в ней, естественно, только одним игроком с употреблением верхней карты пакета.

Допускается также, предварительно условившись, играть, договорившись, что закончить игру можно, выложив не одну, а две канасты.

Канаста для троих

При игре втроем каждый играет сам и ведет свою запись; игрок получает по 13 карт. Игру можно закончить, имея не одну карту, а хотя бы две выложенные канасты.

Канаста для двоих

Игра идет так же, как и в канасте для троих, только каждый игрок получает по 15 карт. Все остальные правила прежние.

Самба и комбо - разновидности канасты

Существуют также две разновидности канасты - это самба и комбо . Описание и правила этих игр вы можете найти в соответствующих разделах.