История о нумизматическом клубе. Монетный двор вагита алекперова. Основные цели деятельности музея

Не забудем, что нумизматика – это ещё и историческая наука. А если сюда добавить, какие блестящие художники и графики считают для себя за честь принять участие в изготовлении монет, то не стоит удивляться, что большие отделы нумизматики есть во всех сколько-нибудь известных музеях мира, и Россия, само собой, здесь не исключение.

Основу первых больших российских коллекций заложил Петр I, активно приобретавший нумизматические раритеты во время своих заграничных поездок. Именно тогда была приобретена серия медалей на события правления Людовика XIV во Франции, а в 1721 году – знаменитая серия античных монет Людерса. В XVIII веке коллекция Петра значительно обогатилась за счёт редких находок в Сибири из золота и серебра. В конце концов, к 20-ым годам XVIII века, так называемый, «государев кабинет» включал в себя ни много ни мало 29 тысяч монет и медалей.

Первый по-настоящему музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – известнейшая «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге, сюда и перешла коллекция Петра I. Со времен Екатерины II коллекция была отдана в ведение Академии наук России. Кунсткамера стала основным государственным хранилищем монет, куда поступали в первую очередь не только найденные и купленные монеты, но и образцы вновь отчеканенных в стране для внутреннего обращения.

С формированием коллекции художественных ценностей в Эрмитаже там тоже образовалась большая нумизматическая секция. А в советские времена, образцы новых монет, государство стало направлять в коллекцию Эрмитажа.

В Москве самые ценные экземляры монет всегда попадали сначала в Оружейную палату. Именно здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля.

Но в столице довольно быстро, что называется, на частные пожертвования, образовалось значительное собрание и в Государственном музей изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Основой этой коллекции стало собрание «Кабинета монет и медалей» Университета им. Ломоносова. В Университет считали за честь отдать свои коллекции и промышленник Демидов (1803 год) и император Александр I. В 1826 году здесь уже 4 тысячи монет, а после значительных даров и закупок римских монет Рейхеля и Гейдекена, коллекции Тургенева и Перовского – университет обладал уже более чем 20 тысячами уникальных экспонатов.

В музей на Волхонке коллекция Университета была передана в 1912 году после его открытия. Когда же, уже после Революции, музею был присвоен статус государственного, сюда рекой потекли реквизированные ценности графов Строганова и Бобринского. Сюда же была передана уникальнейшая коллекция почти из полутора тысяч древнегреческих и римских монет известного российского философа и публициста Розанова.

Сегодня коллекция Пушкинского музея включает (и это далеко не полный список, только наиболее значительное):
- Коллекция Голикова, как независимая экспозиция - 3019 монет Древнего мира, 3062 монеты Западной Европы, 3 272 экземпляра российских монет и более 700 монет Востока.
- Коллекция археолога и нумизмата Пахомова - более 10000 монет.
- Дар от Эрмитажа - более 2000 редких монет Древней Греции и Рима, более 5000 монет императорского периода русской коллекции, содержащей все типы и варианты серебряного чекана, редкие образцы золотых и платиновых монет.
- Коллекция монет древних Греции, Рима и Востока с охватом архаического, классического, эллинического и римского исторических периодов с VII в. до н.э. по V в. н.э.
- Коллекция средних веков - монеты Византии и государств Западной Европы, образцы времен с 395 по 1629 года.

Но все перечисленные музеи носят государственный характер.

В 2015 году в Москве состоялось уникальное событие – открытие первого независимого частного музея нумизматики.

В самом центре столицы, в Большой Афанасьевском переулке, 24, в здании палат Зиновьевых-Юсуповых, которым уже почти 500 лет, открылась новая нумизматическая, постоянно действующая, экспозиция.

Основой созданного музея стала коллекция президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. Вниманию посетителей предлагаются российские золотые и серебряные, средневековые талеры и золотые античные монеты – более 300 штук. Как считают многие эксперты, коллекция Алекперова входит в тройку самых крупных частных собраний России. Здесь и

Золотая копейка «царя» Владислава Жигимонтовича (1610–1612), и,
- золотой дукат 1711 года без обозначения номинала чеканки Кадашевского монетного двора, и,
- пробный рубль Елизаветы Петровны 1756 года, и,
- набор из трех платиновых монет номиналом в 3, 6 и 12 рублей 1839 года, и,
- баварский талер, рисунок которого послужил основой для так называемого семейного полуторарублевика чеканки 1835 года.

Музей создан в полном соответствии с духом времени – мощное компьютерное обеспечение и возможность значительно приблизить любой экспонат для детального изучения.

Вот мы и выбрались в «Музей международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском переулке, д. 24.
Выбрались.
Полюбовались.
Подбор материала, конечно, нереально шикарный. И по качеству, и по цене. В большинстве случаев – состояние монет такое, какое в жизни почти и не увидишь – только на картинках в Интернете, и в каталогах супер-пупер дорогих аукционов.

Это, конечно, не вся коллекция, а, её своеобразный “срез”, представленный в одном, весьма небольшом зале. Видимо, и исходя из размеров зала, количество посетителей на одну экскурсию ограничивается – не более десяти человек. Нет, это разумное ограничение, если народа в группе будет больше, они уже друг другу мешать будут, и толкаться у витрин.

Информация с сайта музея:
“Выставка, приуроченная к открытию «Международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском, представляет монеты, которые были приобретены за последние 2-3 года. Эта экспозиция дает полное представление об основных темах, составе, степени сохранности и редкости экземпляров, находящихся в коллекции В.Ю. Алекперова”.
На выставке представлено 696 монет, иллюстрирующих все разделы коллекции.
Раздел «Античные монеты» представлен монетами Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи.
Монеты Рима занимают самую большую часть экспозиции. Общее количество выставляемых римских монет - 213 экземпляров.
Раздел «Монеты зарубежных стран» представлен подборкой европейских талеров.
В разделе «Монеты России» экспонируются золотые монеты от времен Петра I, до Николая II. Отдельно выделены платиновые монеты, отчеканенные в XIX веке при императоре Николае I (чеканились с 1828 по 1845 годы).





Видно, что, вбуханы в эту подборку нереально большие деньги. Но, конечно, несколько шокировали слова экскурсовода, что хозяин коллекции начал её собирать по принципу “я собираю ТОЛЬКО золото” (и только совсем недавно, в собрании появилось серебро – мощные, тяжёлые, красивые западноевропейские талеры).
Но, ведь, нумизматика – это же, всё-таки, наука!
Историческая дисциплина! А, одним из основных принципов научного подхода является комплексность. Именно – комплексность!
Как?! Ну как можно, волевым решением выдрать золото из всей линейки номиналов, находившихся в обращении, и решить – “вот золото я собираю, а, всё остальное - неинтересно”? Нет, конечно, “хозяин - барин”, и ему виднее, на что свои деньги тратить, но, всё же...
Но, по нюансам подбора материала, видно же, что это собрание формировал не нумизмат как таковой, увлечённый нумизматикой, как наукой, не историк, не учёный, а, формировал его “мешок с деньгами”, с неограниченной платилкой…
Это просто, какой-то противоестественный, сугубо антинаучный подход, от бешеных денег, и от отсутствия глубокого конструктивного понимания истории, как у какого-нибудь разбогатевшего купчины из середины XIX века – “А вот сделайте-ка мне БОХАААТО!!! И, ЗОЛОТА, ЗОЛОТА – ПОБОЛЕЕ!!! ПлачУ за всё!!!”



Сделали.
Нет, качество и подбор монет – действительно, шокируют и потрясают. Потрясают, и более чем просто впечатляют - шикарным состоянием, ценой и редкостью материала. Я-то, конечно, просто влип носом в свою любимую Византию, но, там и помимо Византии, множество чего можно было посмотреть.


Касательно качества и редкости представленного материала, ключевыми словами являются “уникально”, “восхитительно”, и “изумительно”. Потрясающая подборка древнеримского золота, и золото Боспорского царства, и, золото Понтийского царства, и, уникальная по состоянию фокейская гекта с экзотическим забавным мутантом - "петухо-грифоном", и с тюленем справа (возможно – в состоянии, лучшем известным в мире состоянии такой монеты), и статеры, гекты, кизикины, и Александр Македонский, и красивый Митридат Евпатор…



Далее – сильнейшая по состоянию экспозиция золота древней Греции.



Шикарно представлены практически все императоры Рима, начиная с самых ранних, и, через кровавую и сумбурную эпоху "солдатских императоров", до самых поздних, и до распада Империи и т.д. Впечатлил редкий солид - Манлия Скантилла (супруга императора Дидия Юлиана, который правил всего-то два месяца)…



Увидел наконец золото самозваного римского императора Караузия, захватившего Британию, которое тот чеканил в Лондинии (нынешний Лондон). Очень многое, чего увидел впервые. Сохранность монет просто потрясает, видно, что состоянию (очевидно, в большинстве случаев, именно состояние и явилось решающим фактором, при принятии решения о приобретении той, или иной монеты) и хранению придаётся первостепенное значение. Мы взяли в музей огромного диаметра лупу, думали, через витрину что-то поближе рассмотреть, так вот, она нам ни разу не понадобилось. Там очень удобная организация экспозиции – рядом с каждой витриной вмонтирован компьютерный планшет, где можно с шикарным разрешением, и, в любом размере, вызвать фотографию любой монеты, и, так-сяк её покрутить на экране, развернуть, увеличить-уменьшить, почитать описание, и, с собой никакую лупу тащить не нужно…
Византия.
Византия…
Византия!
Просто, как прилип к витрине, оторваться не мог… Достаточно сказать, что, солиды Юстиниана II Риномета в кои-то веки, редко-редко, раз в несколько лет попадаются в клубе, а тут – пожалуйста, в угловом сегменте витрины, лежит такая милая кучка – два солида первого правления, и один – второго… И Поздний Рим, через династию Феодосия, и Лев Макела, и Зенон, и, Василиск, заморенный голодом, вместе со всей семьёй, в крепости Кукузе, по распоряжению Зенона, и Анастасий Дикор, и, дальше-дальше-дальше…
К сожалению, каталога собрания – нет. Говорят – только готовится.
На входе есть только небольшие буклетики, листовки, и брошюры.
Нет, понравилось, что там говорить, конечно, понравилось. Такое собрание любому, небезразличному к истории посетителю, не может не понравиться…

Но, всё-таки, какой-то такой (этакий), не очень приятный осадок остался…
Сейчас попытаюсь пояснить…
Когда открытие музея анонсировалось, в прошлом октябре, с громким шумом, и с фанфарами журналисты и корреспонденты, чуть ли не хлопая от восторга в ладоши, рассказывали и про этот особняк, и, про этот супер-пупер уникальный музей, он везде, с восторгом, описывался, как общедоступный… Ну да.
Общедоступный, кто бы спорил?
На посещение музея нужно, сильно заранее, записываться на сайте. Потом – служба безопасности будет неделю проверять каждого записавшегося (как именно проверяют – не спрашивайте, мне сие неведомо). Записался в первый раз. На электронную почту пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – проверку прошли успешно (ах счастье-то какое, кто бы мог подумать, я проверку прошёл успешно…), и билет по электронной почте прислали…
А потОм – через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… принять посетителей не смогут.
Ну что же тут поделать?
Очень жаль.

Записались повторно. Опять точно такой же порядок – всё заново.
На электронную почту опять пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – опять проверку прошли успешно (кто бы мог подумать…), и билет по электронной почте снова прислали…
Дальше – вы уже наверное догадались…

Через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями, этого у них не отнять), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… Принять посетителей в то время, на которое мы записались, они не смогут, и, просят найти возможность – прийти пораньше на четыре часа. Но, мы же уже выстроили свои планы на выходные, с учётом посещения музея именно на 16-00. И, возможность всё поломать, и выбраться к ним в 12-00 мы просто физически не нашли. Ведь, наверное, мы что-то планировали на выходные – не просто так, “от фонаря” а, с учётом своих планов, и всяких семейных нюансов!
Ну что же тут поделать?
Опять - очень жаль.

Записались в третий раз.
Очаровательно. Когда мне опять позвонили из музея незадолго перед посещением – я уже как-то нервно задёргался, думал – опять отменяют. Фффуу – выдохнул. Нет, на этот раз звонили очень вежливо, как всегда вежливо – просто, спрашивали всё ли у нас остаётся в силе, и, точно ли мы придём, и просили прийти пораньше минут на 15-20 (об этом на билете тоже написано)…
Мы – точно пришли.
В итоге – нам удалось попасть в музей только с третьей попытки, после двух отмен. Нет, они, конечно, там все очень вежливые и предупредительные, этого точно у сотрудников музея не отнять, но, ощущение на душе, всё равно – мерзопакостное, как будто бедный родственник, в рванине и босиком, стоишь под дверью миллионерского особняка, и, жалобно скребёшься в дверь, и слёзно просишь – “Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну мы будем хороооошими…”
Подошли к особняку. Позвонили в дверь.
Нам через трансляцию сказали идти налево к железной калитке, и ждать – “охранник к вам сейчас выйдет, и впустит”.
Интересно – а зачем было просить прийти пораньше на 15-20 минут, если, в итоге охранник с каменным видом, весь с крайним осознанием собственного достоинства (ну точно, как швейцар в советском ресторане), появился, и неторопливо открыл калитку, и начал проверять паспорта (да, без паспортов туда вообще не пускают) появился только без пяти минут до назначенного времени?
При этом, нужно учитывать, что, вообще никакого помещения для ожидания, когда же посетителей впустят, никакого ни тамбура, ни прихожей, ни навеса, там вообще ничего такого не предусмотрено. Ладно, если бы это было лето, но, нам пришлось 15 минут ждать на улице под ветром, и, под ледяным дождём со снегом!
Ах надо же, какая там у них крайне серьёзная система безопасности!
Надо же, какие у них там строгости – впускают строго по одному, перед носом следующего посетителя дверь закрывают, и, каждого вошедшего внимательно обыскивают с металлоискателем – “А это у вас – что?” “А это – почему металлоискатель пищит? Выверните карман, там какой-то металл” “Оружие – есть?!”.
Ага! Есть! Конечно, есть! :(Три пулемёта, базука, и, ящик гранат впридачу, мы же, ведь, без этого по музеям-то и не ходим! :(

Понятное дело, каждое частное заведение может у себя устанавливать любые, какие сочтёт нужным, правила безопасности, и любые условия допуска на свою территорию – “хозяин - барин”, и, этим всё сказано… Но, не слишком ли они “перегибают палку”, демонстративно показывая посетителям всеми этими многоступенчатыми процедурами, при записи и при входе, какие сказочные, и несказанно дорогие ценности и редкости сейчас вам (может быть) разрешат увидеть?
Что у них вообще такого, нереально-сказочного-невозможно-уникальн ого? Монеты – да, интересные и редкие, да, с этим никто не спорит.
Но, у них там - что? Можно подумать, что там, Мона Лиза? Бюст Нефертити? Маска Тутанхамона? Мадонна Лита? Мадонна Бенуа? Афродита Таврическая? Венера Милосская? Афродита Голенищева? Так вот, там, где есть все эти, действительно СКАЗОЧНЫЕ и УНИКАЛЬНЫЕ ценности – там такой системы предварительной записи, и входа только по паспортам, и унизительных демонстративных обысков при входе – нет!
Мне, есть с чем сравнить!
Например, за долгие годы посещений, и общения с сотрудниками “Музея русской иконы” на Гончарной, там я – НИКОГДА так двусмысленно, и униженно себя не чувствовал.
Хотя там – тоже, и уникальные, и потрясающе дорогие произведения искусства выставлены, и система безопасности, безусловно на высоте, и на сейфовую бронированную дверь – смотреть страшно на такого бронированного монстра, и сканирующая рамка на входе, и охрана (это же их просто нужно видеть, чтобы всё понять), охрана там явно, крайне высокопрофессиональная, ну выдают их эти стальные, жёсткие, профессионально-цепкие взгляды. И, насчёт ценности экспонатов – тоже они ничуть не уступают музею Вагита Алекперова – помню, как Сергей Брюн рассказывал, что, вот, на протяжении долгих лет, сначала в советских музеях, а потом в российских музеях просто не появлялись в экспозиции новые иконы ценой в миллион, или больше миллиона долларов, потому что, как-то “по умолчанию”, на протяжении долгих лет, такая цена считалась “сказочной и нереальной и невозможной”, и, наши музеи ни в каких аукционах, где продавались предметы такого уровня, просто не участвовали, и всё…
Так вот, Сергей с гордостью мне говорит, мы поломали эту тенденцию – посмотрите направо – вот этот наш образ Георгия Победоносца – куплен больше, чем за миллион долларов, посмотрите налево – и вот этот образ Георгия Победоносца – тоже дороже миллиона долларов, так что, смотрите, сколько хотите, хоть целый день, любуйтесь, и получайте удовольствие…
И, в музей Михаила Абрамова ни предварительно записываться не надо, ни паспорт показывать – да, предлагают вежливо на входе записаться в книгу посетителей, так, мало ли, что там посетитель напишет – хоть «Иванов Иван Иваныч», это его личное дело, что писать – паспорт-то, никто не проверяет.
Заходи – и, с 11-00 до 19-00, хоть исходись-обходись кругами, по всем 4-м этажам музея, время от времени отдыхая на удобных диванчиках, хоть по двадцать раз все иконы пересмотри, и бесплатные экскурсии там проводятся, хоть для одного, хоть для двух человек, а, потом ещё вечером, после 19-00 – и бесплатные лекции…
И совсем даже НЕ как в музее Алекперова – “экскурсионные группы численностью менее 5 человек не допускаются, а, если группа не наберётся, то, мы всё отменим, и тех, кто уже записался, вежливо пошлём нафиг”, ага… А, через час начинают с обворожительными, профессионально-слащавыми улыбками, намекать, что, в общем-то, пора бы и честь знать, и, вообще, время посещения закончено… Хотя, для такой экспозиции, полной мелких предметов, требующих пристального и внимательного рассматривания, всего один час – это явно мало.

Да, что касается девушки-экскурсовода в музее Алекперова…
Нет, она явно старалась.
Она действительно старалась.
И, она явно умненькая, или память у неё хорошая, и она просто вызубрила правильные слова – ни одного фактического ляпсуса я в процессе её экскурсии не заметил. Но, господа… Она была явно (как бы это так, покорректнее, и повежливее выразиться) она была явно … косноязычна. :(
Эти бесконечные “эканья”, “даканья-мээканья-нуканья”, неумение выстроить фразу, неумение выстроить элементарную энергичную повествовательную канву, увлечь слушателей интересными, яркими фактами и сюжетами (а там, поверьте, среди экспонатов, нюансов для ярких сюжетов – хватало) выдавали её полное профессиональное бессилие, как лектора и экскурсовода, и её неумение привлечь внимание группы, и, ничего удивительного, что, уже минут через двадцать, после начала экскурсии, практически вся группа разбрелась по залу сама по себе – сами разглядывать витрины, и, уже почти не прислушивались к её невнятному пережёвыванию.
Есть, ведь, насколько я знаю, какие-то курсы сценической речи, или, что-то вроде этого, не верю, что Алекперов не может своих сотрудников на такие курсы отправить.
Хотя, ах, что это я, в самом деле… Ведь ясно же, любому нормальному человеку ясно, что в ТАКИХ местах – случайных людей, просто по определению – не бывает. Наверняка, она “не просто так”, а, чья-то дочка, племянница, сестра, подруга, троюродная племянница, или, что-то вроде того, какого-то хорошего человека, родственника, или партнёра по бизнесу Алекперова…
Да, и ещё что там режет глаз – ошибки в описаниях на планшетах, это же просто недопустимо, в музее нумизматики вот ТАКОГО уровня, как себя позиционирует музей Алекперова, экскурсовод даже сама предупреждала (как будто это в порядке вещей) – не обращайте внимания, тут написано «Понтийское царство», а нужно – «Боспорское царство», и вот тут тоже небольшая опечатка, и, вообще у нас в описаниях на планшетах ошибки встречаются (типа – ничего страшного), ну да, ошибки действительно встречаются, и описательные, и метрологические – например, на тремиссе императора Ираклия был написан совершенно нереальный бредовый вес в 14 с чем-то граммов, ну опечатка, ну бывает…

Так что, вот такие у меня получились впечатления.
Да, фотографировать там нельзя.
Если посетителя что-то заинтересовало, то можно прислать по электронной почте запрос на конкретную монету, запрос рассмотрят и, в случае позитивного вердикта, эксперты музея пришлют свои фотографии.
Эта выставка продлится до осени 2016 года.
Затем её заменят другой экспозицией "Золото Романовых".
Всем, небезразличным к истории, и, увлечённым монетами, а в первую очередь античникам, и, интересующимся Византией, очень рекомендую посетить это собрание, пока есть такая возможность,
пока оно ещё доступно.

В Москве в отреставрированном историческом особняке Зиновьевых–Юсуповых в Большом Афанасьевском переулке открылся международный Музей нумизматики. Его основал Вагит Алекперов, президент компании «Лукойл», владелец одной из лучших нумизматических коллекций в России.

Вагит Алекперов активно занимается развитием социального предпринимательства, входит в совет фонда «Сколково», является основателем ряда благотворительных организаций, например, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Теперь он причислил к своему обширному списку социальных инициатив создание весьма необычного музея.

Нумизматика традиционно занимает особое место на арт-рынке, да и нынешняя экономическая ситуация не способствует развитию этого элитарного увлечения. Ведь нумизматика всегда подразумевала инвестиционные выгоды от продажи и покупки денег.
Оценить достоинство того или иного изделия без специальной подготовки невозможно. Закрытость этой антикварной ниши во многом обусловлена и консерватизмом российских собирателей монет.

Среди коллекционеров и оценщиков давно ходила слава о собрании монет Вагита Алекперова. Говорят, что полного каталога его коллекции не видели даже ключевые продавцы антиквариата. Но вот респектабельный нумизмат принял решение не просто показать свою коллекцию коллегам по увлечению, а затем и всем желающим, но отреставрировал для этих целей исторические палаты Зиновьевых–Юсуповых, где теперь и располагается международный Музей нумизматики. Отныне здесь представлена полная коллекция, которую бизнесмен собирал в течении долгих лет. У Музея нумизматики появился свой попечительский совет, куда вошли директор Музеев московского Кремля Елена Гагарина, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак и генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Страсть Вагита Алекперова к нумизматике проявилась еще в раннем детстве, когда он начал собирать как ничего не стоящие безделушки, так и марки и монеты. С годами увлечение превратилось в профессиональную антикварную деятельность. Находить ценные экспонаты ему помогает команда профессионалов, которые отслеживают появление на рынке наиболее редких монет. Бизнесмен-¬нумизмат собирал свою основную коллекцию на протяжении 14 лет, она насчитывает более 3 000 монет России и зарубежных стран. Эксперты утверждают, что именно российские и советские монеты являются одними из самых дорогих. К примеру, золотая российская монета номиналом 20 руб. 1755 года была продана на аукционе в Лондоне более чем за £1,5 млн.

Есть в коллекции Вагита Алекперова и такие редкие экземпляры, как монеты Древней Греции, Византийской и Римской империи, а также царской России. Помимо своего собрания, он включил в представленную экспозицию экземпляры частных коллекций других нумизматов, а также экспонаты государственных музеев.

Выставка позволяет проследить историю денежных знаков от петровских времен до наших дней. Посетитель может увидеть рубль 1756 года, 5 рублей 1886 года, так называемые пробные монеты Российской империи, червонцы 1701 и 1711 годов, монеты из платины времен Николая I - 6 рублей 1836 года и 12 рублей 1844 года.

Весьма интересны экспонаты античной эпохи: гекта города Фокея (середина V века до н.э), монета самопровозглашенного римского императора Караузия – в мире осталось всего несколько таких экземпляров. И все же российская тема является основной в коллекции, при этом акцент сделан на благородных металлах, золоте и серебре.

Выставочный зал международного Музея нумизматики рассчитан не только на постоянную Экспозицию. Он удобен и для проведения выставок, конференций, в нем располагаются Библиотека и Клуб нумизматов. Реконструкция здания заняла пять лет, ключевой частью подготовки был монтаж охранной системы. Попасть в музей можно бесплатно, но пока по предварительной записи. Организаторы обещают, что с января 2016 года он заработает в обычном режиме.

Лариса Калашникова

Не забудем, что нумизматика - это ещё и историческая наука. А если сюда добавить, какие блестящие художники и графики считают для себя за честь принять участие в изготовлении монет, то не стоит удивляться, что большие отделы нумизматики есть во всех сколько-нибудь известных музеях мира, и Россия, само собой, здесь не исключение.

Основу первых больших российских коллекций заложил Петр I, активно приобретавший нумизматические раритеты во время своих заграничных поездок. Именно тогда была приобретена серия медалей на события правления Людовика XIV во Франции, а в 1721 году - знаменитая серия античных монет Людерса. В XVIII веке коллекция Петра значительно обогатилась за счёт редких находок в Сибири из золота и серебра. В конце концов, к 20-ым годам XVIII века, так называемый, «государев кабинет» включал в себя ни много ни мало 29 тысяч монет и медалей.

Первый по-настоящему музей нумизматики был открыт в России в 1719 году - известнейшая «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге, сюда и перешла коллекция Петра I. Со времен Екатерины II коллекция была отдана в ведение Академии наук России. Кунсткамера стала основным государственным хранилищем монет, куда поступали в первую очередь не только найденные и купленные монеты, но и образцы вновь отчеканенных в стране для внутреннего обращения.

С формированием коллекции художественных ценностей в Эрмитаже там тоже образовалась большая нумизматическая секция. А в советские времена, образцы новых монет, государство стало направлять в коллекцию Эрмитажа.

В Москве самые ценные экземляры монет всегда попадали сначала в Оружейную палату. Именно здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля.

Но в столице довольно быстро, что называется, на частные пожертвования, образовалось значительное собрание и в Государственном музей изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Основой этой коллекции стало собрание «Кабинета монет и медалей» Университета им. Ломоносова. В Университет считали за честь отдать свои коллекции и промышленник Демидов (1803 год) и император Александр I. В 1826 году здесь уже 4 тысячи монет, а после значительных даров и закупок римских монет Рейхеля и Гейдекена, коллекции Тургенева и Перовского - университет обладал уже более чем 20 тысячами уникальных экспонатов.

В музей на Волхонке коллекция Университета была передана в 1912 году после его открытия. Когда же, уже после Революции, музею был присвоен статус государственного, сюда рекой потекли реквизированные ценности графов Строганова и Бобринского. Сюда же была передана уникальнейшая коллекция почти из полутора тысяч древнегреческих и римских монет известного российского философа и публициста Розанова.

Сегодня коллекция Пушкинского музея включает (и это далеко не полный список, только наиболее значительное):

  • Коллекция Голикова, как независимая экспозиция - 3019 монет Древнего мира, 3062 монеты Западной Европы, 3 272 экземпляра российских монет и более 700 монет Востока.
  • Коллекция археолога и нумизмата Пахомова - более 10000 монет.
  • Дар от Эрмитажа - более 2000 редких монет Древней Греции и Рима, более 5000 монет императорского периода русской коллекции, содержащей все типы и варианты серебряного чекана, редкие образцы золотых и платиновых монет.
  • Коллекция монет древних Греции, Рима и Востока с охватом архаического, классического, эллинического и римского исторических периодов с VII в. до н.э. по V в. н.э.
  • Коллекция средних веков - монеты Византии и государств Западной Европы, образцы времен с 395 по 1629 года.

Но все перечисленные музеи носят государственный характер.

В 2015 году в Москве состоялось уникальное событие - открытие первого независимого частного музея нумизматики.

В самом центре столицы, в Большой Афанасьевском переулке, 24, в здании палат Зиновьевых-Юсуповых, которым уже почти 500 лет, открылась новая нумизматическая, постоянно действующая, экспозиция.

Основой созданного музея стала коллекция президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. Вниманию посетителей предлагаются российские золотые и серебряные, средневековые талеры и золотые античные монеты - более 300 штук. Как считают многие эксперты, коллекция Алекперова входит в тройку самых крупных частных собраний России. Здесь и

  • золотая копейка «царя» Владислава Жигимонтовича (1610-1612), и,
  • золотой дукат 1711 года без обозначения номинала чеканки Кадашевского монетного двора, и,
  • пробный рубль Елизаветы Петровны 1756 года, и,
  • набор из трех платиновых монет номиналом в 3, 6 и 12 рублей 1839 года, и,
  • баварский талер, рисунок которого послужил основой для так называемого семейного полуторарублевика чеканки 1835 года.

Музей создан в полном соответствии с духом времени - мощное компьютерное обеспечение и возможность значительно приблизить любой экспонат для детального изучения.

Создан также и попечительский совет музея, в который вошли такие российские авторитеты в области искусства, как Михаил Пиотровский - директор Эрмитажа, Елена Гагарина - генеральный директор Музеев Московского Кремля, Марина Лошак - директор Пушкинского художественного музея.

При музее создан клуб нумизматов и специализированная библиотека. Патронировать всю деятельность музея взялся сам Алекперов, а это хорошая гарантия, что экспозиция не затеряется в огромном нумизматическом море России.

Для любой подобной коллекция очень важна постоянная динамика, постоянное привлечение новых посетителей новыми экспонатами - это и будет основной целью созданного музея. Организаторы обещают постоянную смену экспозиции, проведение мероприятий по популяризации нумизматики, благо события последних аукционов в Москве говорят о том, что источники пополнения есть и очень солидные. О солидности подхода говорит и намерение организаторов открыть в здании музея и отделение одного из крупных банков страны, что облегчит для потенциальных покупателей проведение операций. Вход в музей совершенно бесплатный.

Но ведь земля российская богата историей, своими древними раскопками, клады монет в которых занимают одно из видных и сенсационных мест. Одной из таких сокровищниц является земля Северного Кавказа, Ставрополья, Краснодарской края, Ростовской области.

Поэтому не приходится удивляться, что уникальный частный музей монет открылся в Азове на базе местного исторического музея, в экспозиции которого уже более 20 тысяч редкостных экземляров - монеты Ольвии, Пантикопеи, времен Александра Македонского, Сельджуков и Византии. Идею проекта музея поддержали даже местные кладоискатели, которые готовы предложить и свои находки.

В общем, не только нумизматика, но и музейное дело в этой отрасли науки развивается в России хорошими темпами. Так удивляться и не приходится - на торгах аукционного дома «Медали и Монеты» 12 марта суммарная выручка от продажи всех лотов составила почти 31 миллион рублей, а суммарная стартовая цена всех почти 7,5 сотен лотов аукциона монет, который пройдёт 9 апреля 2016 года - почти 280 миллионов рублей. Некоторые экземпляры превышаю стоимость в 10 миллионов. Остаётся только с придыханием ждать самих торгов - то, что выручка составит не меньше 300 миллионов рублей, нет никаких сомнений. Так это всё вклад в развитие нумизматики и её музеев по всей стране.


7 октября 2015 года в Большом Афанасьевском переулке в Москве открылся «Международный нумизматический клуб» с экспозиционным музейным залом. Расположен музей в отреставрированном историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых, построенных в XVII веке.

Музей МНК создан по инициативе Вагита Алекперова, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ». Экспозиция музея полностью сформирована на основе личной коллекции В.Ю. Алекперова.

Музей МНК осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом и поддерживает исследования в области нумизматики.

Музей МНК является членом авторитетнейших российских и международных организаций:
- Союз музеев России
- International Council of Museums, ICOM (Международный совет музеев)
- International Numismatic Council, INC (Международный нумизматический Совет)

Основные цели деятельности музея:

  • способствовать развитию и популяризации нумизматики;
  • придать новый импульс для развития интереса к отечественной и всемирной истории;
  • способствовать развитию частного музейного дела.

В связи с этим, в стенах музея планируется устраивать тематические выставки как государственных, так и частных собраний; проводить конференции, лекции.

Музей оборудован современным интерактивным оборудованием. На планшетах можно посмотреть описания монет; рассмотреть изображения лицевой и оборотной сторон монет, сфотографированных в отличном качестве и с высоким разрешением. По каждой витрине дается дополнительная информация об эпохе, событиях и личностях.

О здании

Палаты Зиновьевых-Юсуповых, находящиеся в Большом Афанасьевском переулке, - это старейший дом района, единственные большие каменные палаты XVII века к северу от Пречистенки. Даже то, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

В 1685 году стольник П. Зиновьев выстроил здесь каменные палаты и потом более ста лет владельцами дома были представители дворянского рода Зиновьевых. Одной из них была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. В конце XVIII века дом перешел во владение к прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу Толстому. Последним владельцем этого дома до революции был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс - действительный статский советник, Орловский вице-губернатор.

В 2010 году была начата реставрация здания, оконченная в начале 2012 года. За эту работу Центр традиционной культуры «Преображенское» (руководитель проекта - архитектор Татьяна Борисова) получил премию конкурса «Московская реставрация - 2012».

15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного культурного форума состоялось награждение президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова премией «Феникс». Награду вручил министр культуры РФ Владимир Мединский. Премия присуждена за содействие в сохранении памятников архитектуры и их приспособление к современному использованию.