Игры на туризме в кружке. Игры и игровые упражнения с элементами туристской подготовки. Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Наталья Зюркалова

Здравствуйте уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен для воспитателей детских садов старших и подготовительных групп. Данные игры предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые игры повышают интерес детей к туризму, способствуют быстрому знакомству с правилами поведения в природе, с видами туризма, и многому другому.

Игра: «Мы идем в поход»

Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.

Материал: игровой макет «Уголок туриста»


Игра «Назови и расскажи»

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.


Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.


Игра: Игра- тренировка «Мы собираемся в поход».

Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Игра «Назови правильно».

Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, из значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.

Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.


Игра «Что будет, если?»

Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Материал: Карточки «Правила поведения в природе».

Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т. д.


Игра: «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями

Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.






Спасибо за внимание!

Цель: раскрытие опыта проведения массового туристско-спортивного мероприятия в условиях общеобразовательной школы.

  • ознакомить педагогов с процессом организации и проведения туристско-спортивной игры по станциям “ПОСВЯЩЕНИЕ В ТУРИСТЫ”;
  • представить формы и методы, используемые на различных станциях (этапах);
  • предложить дидактический материал по станциям.

Актуальность такого мероприятия заключается в том, что задания станций не только позволяют выявить знания и умения учащихся, но и носят обучающий характер, способствуют общению в процессе решения задач, формированию коллектива и в то же время предоставляют возможность творческого проявления личности каждого учащегося.

Мероприятие является традиционным для школы. Изменяется количество станций, частично меняются задания на станциях или форма его представления. Туристско-спортивная игра по станциям может быть проведена как для учащихся средней и старшей школы, так и для учащихся начальной школы. Задания на станциях возможно упростить в соответствии с возрастом, количество станций сократить.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя выбор целей и задач, которые предстоит решить в процессе игры. Поскольку игра носит туристско-спортивную направленность, то, прежде всего, следует написать “Положение” об игре (приложение 1 (см. приложения) ). Определяется судейская коллегия. “Положение” пишет главный судья.

“Положение” может включать в себя разные разделы:

  1. Цели и задачи
  2. . Раскрываются цели, которые вы ставите для себя.
  3. Место и время проведения
  4. . Указывается время: во сколько начинается и до которого часа продолжается, включая и время снятия станций.
  5. Участники игры
  6. . В разделе указывается, в какой форме проводится игра, кто участвует, определяется минимальное количество участников. Указывается количество групп в зависимости от того, как будут подводиться результаты.
  7. График стартов
  8. . Определяется место, где игра начинается и конкретное время начала игры. Каким образом будет производиться переход по станциям.
  9. Необходимое снаряжение
  10. . Указывается требование к одежде участников и перечисляются предметы, которые должен иметь с собой группа, если в этом возникает необходимость.
  11. Программа
  12. . В данном разделе приводится перечень станций. Последовательность станций может не указываться.
  13. Подведение итогов и награждение
  14. . Указывается, каким образом подводятся итоги, как определяются победители и чем они награждаются.
  15. Организационные вопросы
  16. . Кто проводит игру, каков состав судейской коллегии или жюри. Если у участников возникают вопросы, то куда они могут обратиться.

Под “Положением” ставит подпись главный судья. Утверждается “Положение” руководителем образовательного учреждения, проводящего игру. Если игру организуют несколько образовательных учреждений совместно, то тогда “Положение” утверждается двумя руководителями и т. д.

Организация туристско-спортивной игры по станциям “ПОСВЯЩЕНИЕ В ТУРИСТЫ”

Последовательность действий.

  1. Определить количество станций. Количество станций исходит из целей и задач. Необходимо, во-первых, учесть возможность активности детей. Не следует проводить игру более 2-х часов. Во-вторых, количество станций будет зависеть от количества групп, которые будут работать. Возможен перерыв на станциях, но слишком длительных перерывов быть не должно, ведь на станциях тоже находятся люди (дети, педагоги) и от их активности тоже будет зависеть эффективность игры. Первая станция должна быть общая, т. е. для всех классов, работающих параллельно, в одно время. Во-первых, это поднимет тонус участников, настроит их на соревнование. Во-вторых, здесь необходимо заинтересовать детей, ведь только заинтересованный человек настроится на результат, и тогда будет активен.
  2. Определить названия станций и задания, которые будут выполняться участниками на станциях. Желательно, чтобы названия станций уже отражали направленность или область знаний, в направлении которых будут организованы задания.
  3. Определить количество судей, необходимых для работы на каждой станции. В судействе участвуют опытные туристы из старших классов.
  4. Деление судей на судейские бригады. Каждая бригада отвечает за подготовку, постановку, снятие одной станции и за судейство на ней.
  5. Подготовка станций судьями и организаторами соревнований.

    подготовка описания станций (приложение 2 ) . В описании указывается оборудование, используемое на станциях, действия, выполняемые участниками, и оценка действий. Описание выдается всем классным руководителям, чтобы они на классных часах могли обсудить с детьми задания и, если необходимо, подготовить требуемое оборудование;

    подготовка оборудования для организации и проведения станции;

    выбор места для станций. Следует строго соблюдать технику безопасности на данных станциях;

    подготовка места в соответствии с заданиями.

    подготовка графика стартов. На работу на одну станцию с переходом отводится 10мин;

    подготовка паспортов команд (приложение 3 ) . В паспорте указывается начало старта, желательно указать фамилию капитана команды (это настроит учащихся на самостоятельность), количество человек (это необходимо потом для статистики). Далее лучше составить таблицу: перечень станций, время начала работы на каждой станции, столбцы оценки (в зависимости от того, что оценивается на каждой станции). Под таблицей расположить следующие строки: сумма баллов и место;

    подготовка итогового протокола (приложение 4 ) .

На каждую станцию готовится папка, в которой находятся:

  1. Бланк с названием станции;
  2. Скотч;
  3. График стартов;
  4. Материалы для проведения станции;
  5. Протоколы (если есть необходимость).

Проведение туристско-спортивной игры по станциям “ПОСВЯЩЕНИЕ В ТУРИСТЫ”

  1. “Приветствие”.
  2. Оборудование: маршрутные листы.

    Задание: представить название команды, девиз, эмблему. Время выступления 5 минут.

    Оценка: 6 баллов (по 2 балла за каждую позицию).

  3. “Разминка”.
  4. Задание: за 1 минуту команде нужно назвать как можно больше слов, связанных с туризмом.

    Оценка: 1 балл за каждое правильно названное слово.

  5. “Медицина”.
  6. Задание: Команда получает лист с заданием, выполняет задание в течение 5-ти минут.

    Оценка: 13 баллов.

  7. “Сборы в поход”.
  8. Оборудование: лист с заданием, ручка.

    Задание: Команда получает лист с заданием, выполняет задание в течение 3-х минут.

    Оценка: 6 баллов.

  9. “Что мы будем есть в пути?”.
  10. Оборудование: ёмкости с крупами.

    Задание: Капитан команды в течение 10-ти минут определяет названия круп с завязанными глазами.

    Оценка: 10 баллов.

  11. “Меткий стрелок”.
  12. Оборудование: пневматическая винтовка, мишень, пули.

    Задание: Каждый участник делает один выстрел из положения сидя с расстояния 10-ти м. по мишени из пневматической винтовки. Контрольное время 10 минут.

    Оценка: сумма очков, выбитых всеми участниками команды.

  13. “Споёмте друзья”
  14. Задание: Команда исполняет песню на туристическую тематику. Контрольное время 5 минут.

    Оценка: 10 баллов.

  15. “Школа Робинзонов”.
  16. Оборудование: лист с заданием, ручка.

    Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ

  17. “Туристическая задачка”.
  18. Оборудование: лист с заданием, ручка.

    Задание: Команда выполняет задание в течение 3-х минут.

    Оценка: 5 баллов.

  19. Ловкачи “Переправа маятником”.

Оборудование: на ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – “берега ручья”.

  1. За каждое касание телом “поверхности ручья” участник выбывает из игры, а за “намокание одежды” получает штрафное очко.

Задание: Команда выполняет задание в течение 3-х минут.

Оценка: 10 баллов.

  1. “Переправа через болото по кочкам”.

Оборудование: 7–10 “кочек”, образующих слегка зигзагообразную “тропу через болото”, расположены одна от другой на разных расстояниях. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой “кочки” – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Задание: Команде нужно быстро пройти “заболоченный” участок шириной 10–15 м, прыгая с “кочки” на “кочку” и не касаясь ногами поверхности “болота”. Команда выполняет задание в течение 3-х минут.

  1. Участники не должны наступать ногой на “болото”, т.е. между “кочками”. За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные баллы.
  2. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной “кочке”. За нарушение – штраф.
  3. Необходимо наступить на все кочки.

Оценка: 10 баллов.

  1. “Полоса выживания”.
  2. Оборудование: навесная переправа, параллельные верёвки, бабочка, ромб, паутина.

    Задание: Команда преодолевает туристскую полосу препятствий в течение 15-ти минут.

    Оценка: 50 баллов.

  3. “Секретный пакет”.

Оборудование: карта-схема пришкольной территории.

Задание: На карте обозначено место расположения секретного пакета. Команда в течение контрольного времени должна найти его и принести судье.

Оценка:5 баллов.

Подведение итогов

Игра закончена, но только для участников, а судейская бригада продолжает трудиться. Необходимо собрать папку, сдать секретарю.

Итоги заносятся в “Итоговый протокол” (приложение 4 ) .

Команда располагаются в порядке убывания количества набранных баллов. Если команды набрали одинаковое количество баллов, то они делят следующие два места.

Победителям и призерам вручаются дипломы. Хорошо в качестве приза группе вручить большой торт. Остальным участникам можно вручить благодарности за участие.

Правильный подбор станций, разнообразие форм на них – всё это привлекает и увлекает детей. У детей имеется желание играть, и эта игра проходит с пользой для них.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Задания для этапов.
  • Обозначения этапов (повязки, нагрудные номера судьям).
  • Булавки.
  • Карты и командные карточки.
  • Стол, скамейки для команд.
  • Посуда.
  • Походные каша и чай.
  • Клятва туриста.
  • Свидетельства юных туристов.
  • Магнитофон и записи походных песен.
  • Папки для судей.
  • Скотч, гвозди, молоток (для крепления).
  • Грамоты для награждения.
  • Секундомер.
  • Калькулятор.

УСЛОВИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

  1. Контрольное время 1 час 30 минут.
  2. Карта маршрута и командная карточка выдаются капитану за 1 минуту до старта.
  3. Команда снимается с соревнования за потерю карты или командной карточки и за превышение контрольного времени.

КОМАНДНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ

  1. Часы.
  2. Карандаш.
  3. Пакет для документов.
  4. Девиз.
  5. Название.
  6. Эмблема.
  7. Командная песня.
  8. Спортивная одежда и обувь.
  1. Организационный момент:
  2. Станционная игра
  3. Подведение итогов и награждение победителей;
  4. Клятва юного туриста;
  5. Посвящение в туристы;
  6. Туристическое угощение;
  7. Вручение удостоверения “Юный турист”;
  8. Финальная песня и фотографирование на память.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев С., Коморин С., Тимонин А. Что делать с детьми в загородном лагере, Кострома, методический центр “вариант”,2002.
  2. Беккер, И.Л., Времена года, М., Творческий центр “Сфера”, 2001.
  3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя, первая медицинская помощь.
  4. Добкович В.В., Хамармер И. П.,Иппо Б.Б., Где провести выходной день, Лениздат, 1966.
  5. Балабанов, И.В., Узлы. Справочное издание, М.,1998.
  6. Куприянов, Б.В., Рожков, М. И., Фришман, И.И., Организация и методика проведения игр с подростками. М., Гуманитарный издательский центр. 2001.
  7. Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Грогов. И.А., Полевые туристские лагеря, М., Гуманитарный издательский центр, 1999.
  8. Организация и методика проведения игр с подростками. М., Гуманитарный издательский центр. 2001.
  9. Панфилов А.М., Организация и проведение полевой школьной экспедиции, М., Центр детско-юношеского туризма Российской Федерации, 1997.
  10. Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками. М., “Аркти”, 2001.
  11. Туристская игротека. Под ред. Ю.С. Константинова. М., Гуманитарный издательский центр. 2000.
  12. Усыскин, Г.С., В классе, в парке, в лесу, Санкт – Петербург, 1992.

Туризм -- органическая часть содержания внеклассной работы. Он обеспечивает решение многих педагогических задач, которые невозможно выполнить при помощи других видов упражнений. В первую очередь это высокий оздоровительный эффект занятий; формирование сугубо прикладных, жизненно необходимых умений и навыков; развитие ориентировки в экстремальных ситуациях; формирование смелости и психологической устойчивости; проявление творческого потенциала учащихся.

В нашей школе непосредственную туристскую подготовку мы во многом осуществляем, используя различные нетрадиционные игры и игровые упражнения, полному комплексу которых мы дали наименование «Проект приключений». Он состоит из нескольких разделов и составлен в определенной последовательности, позволяющей достигать конечной цели: формирование навыков самостоятельной работы в прохождении сложных (в техническом и физическом отношении) препятствий -- аттракционов «Испытай себя». Эта последовательность проявляется и при составлении программы занятий.

В первом разделе представлены игры коллективного характера, классифицированные по признаку их развивающей, образовательной или воспитывающей направленности (хотя многие игры и игровые задания могут решать одновременно несколько педагогических задач). Каждая игра изложена по схеме: название, содержание, правила, варианты. Второй раздел включает в себя игровые задания, систематизированные по признаку формируемых навыков и обязательному выполнению условий задания. В третьем разделе сосредоточены игры, формирующие коллективные взаимодействия. В четвертый раздел входят игровые задания в микроколлективе. Пятый раздел представлен упражнениями, развивающими чувство доверия к товарищам и направленными на преодоление страха. Шестой раздел характерен практическим применением туристских знаний и навыков с использованием туристского снаряжения (например, «веревочный курс»). И наконец, в седьмом разделе собраны аттракционы «Испытай себя».

Общаясь с учащимися в игровых заданиях, учитель создает на занятиях необычную, подчас непредсказуемую «приключенческую» обстановку. Обязательно комментируя выполнение заданий учащимися, как правило, с юмором, он постоянно находится в центре их внимания, ориентирует их на успех, атмосферу взаимной поддержки, выручки, способствует появлению у занимающихся чувства удовлетворения при достижении положительного результата. Ответственность при выполнении упражнений, раскрепощенность, выявление лидеров в различных заданиях, творческий подход при преодолении трудностей приводят к тому, что занятия становятся интереснее и привлекательнее.

Занятия по программе «Проекта приключений» обычно проходят во внеклассное время. Однако некоторые игры и упражнения можно применять и на уроках физической культуры.

Если урок целиком состоит из данных игр и игровых заданий, их последовательность должна быть дидактически обоснованной и соответствующей логике построения урока с учетом физиологических, психологических и педагогических закономерностей, лежащих в основе реакции организма занимающихся на предлагаемую физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Учитывая своеобразие упражнений и направленность их содержания на проявление эмоций, доброжелательности и непринужденности в общении, элементов коллективного творчества, такие уроки целесообразно планировать на начало учебного года и отдельных четвертей (после продолжительного перерыва в общении учащихся друг с другом и с учителем), а также на последнюю треть каждой четверти, когда проявляются устойчивые признаки эмоционального и психологического утомления учащихся.

Если же игры и игровые задания «Проекта приключений» включают в урок фрагментарно, их место в структуре урока определяется частными задачами отдельных его частей.

Вот примерное содержание всех семи разделов «Проекта приключений».

I. Игры коллективного характера в едином кругу.

«А», «Со», «Ко». Задача: развитие зрительного внимания, быстроты двигательной

реакции на зрительный и звуковой сигналы.

Занимающиеся располагаются в кругу. Один из играющих (или руководитель) произносит звук «А», сгибая при этом руку перед грудью ладонью вниз и указывая ею на соседа слева (при сгибании правой руки) или на соседа справа (при сгибании левой руки). Игрок, на которого показали рукой, должен быстро произнести следующий слог «Со» и согнуть руку над головой. Тот, в направлении которого указывает рука, произносит третий слог «Ко» и одновременно вытягивает руку вперед, указывая ею на любого из игроков, смотря ему прямо в глаза. Этот игрок произносит звук «А», сгибая руку перед грудью и указывая на соседа, и игра продолжается. Произнося звук «Ко», нельзя указывать на ближайшего соседа. В игре не должно быть остановок.

Варианты: слоги «А» и «Со» можно сопровождать движениями ног, можно менять звуки, например, произносить «А», «Ба», «На», а также играть сидя.

«Зоопарк». Задача: развитие быстроты мышления и изобретательности.

Занимающиеся располагаются в кругу. Учитель стоит в центре круга. Неожиданно он показывает рукой на одного из игроков, называя при этом какого-либо зверя, например зайца. Игрок должен имитировать трусишку-зайца. Рядом стоящие двое партнеров топают ногами о пол, помогая игроку лучше изобразить трусишку-зайца.

Следующего зверя -- слона -- тоже изображают трое игроков. Центральный вытягивает руку вперед-вниз, приподнимает плечо, а туловище немного наклоняет вперед (изображая голову слона с хоботом). Боковые ифоки ставят дальнюю руку сверху над своей головой, а ближнюю -- снизу, по направлению к центральному участнику, к нему же они наклоняют туловище, изображая уши слона.

Третье животное -- цапля. Центральный игрок поднимает одну ногу, кисть правой руки (изображая клюв) ставит перед носом, а левую (изображая хвост) -- сзади за спиной. Боковые участники изображают взмах крыльев: движением руки в одну сторону (дальней от цапли).

Имитировать зверей по указанию учителя нужно быстро и правильно.

Варианты. 1. Учитель называет зверей в определенном порядке. 2. Учитель называет неизвестных зверей и объясняет их движения. 3. Учитель называет любых зверей, а участники сами пытаются имитировать их движения.

«Джамаквак». Задача: развитие координации движений и быстроты двигательной реакции на звуковой сигнал.

Учитель рассказывает участникам: «Существует планета под названием «Джамаквак», там живут джамакваки. Эти существа джа-макваки (это название учитель умышленно повторяет много раз) ходят только задом наперед, причем наклонившись и с закрытыми глазами. Чтобы не столкнуться друг с другом, джамакваки все время повторяют:

«Джамаквак, Джамаквак». И вдруг к ним прилетели с другой планеты плохие, злые существа и взяли джамакваков в плен, посадили их в большую клетку. А.в этой клетке лишь один выход, из которого они могут выбраться. Причем, когда кто-то из джамакваков находит выход, он подзывает к себе других, громко выкрикивая: «Джамакваки, джамакваки!» И так, пока все джамакваки не выберутся наружу».

После этого рассказа участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера вместе с учителем начинают ходить по площадке, как джамакваки (задом-наперед с закрытыми глазами). Вторые номера, взявшись за руки и образовав круг, не пускают их за его пределы. Через некоторый промежуток времени учитель расцепляет круг в одном месте, образуя выход из него. Когда все выйдут из круга-клетки, джамакваками становятся вторые номера.

При передвижении нельзя подсматривать из-под повязки. Участники, образовавшие круг, не выпускают из него джамакваков с помощью рук и ног, но ногами можно останавливать передвижение пленных очень аккуратно, мягко направляя их обратно в круг. Все джамакваки в игре должны выбраться наружу.

Вариант: передвижения джамакваков могут быть различной сложности, по указанию учителя.

«Три мяча». Задача: развитие ловкости и быстроты реакции.

Играющие образуют круг. У них три мяча. По сигналу учителя играющие одновременно начинают передавать мячи друг другу. Если игрок не смог поймать мяч или неточно бросил его партнеру, он выходит из игры. Выбывают сразу два или три игрока, когда одновременно два или три мяча оказываются у ближних партнеров.

Вариант: если игра сразу не получается, можно перейти на игру с двумя мячами.

II. Игровые задания.

«Цветок». Участники, взявшись за руки, образуют широкий круг. По сигналу учителя они все вместе наклоняются назад, не сходя с места и не расцепляя рук. Как вариант: первые номера наклоняются вперед, вторые -- назад. Участники должны продержаться в статическом положении не менее 3 сек.

«Вверх-вниз». Выполнив предыдущее задание и продержавшись в статическом положении 3 сек., участники стремятся все вместе сесть, не расцепив рук. А затем из положения сидя, наклонившись назад, все дружно встают.

«Обруч в цепочке». Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Учитель «включает» обруч в сомкнутый круг, размыкая, а затем опять смыкая руки играющих. Обруч должен пройти весь круг. Играют и с двумя обручами, и они как бы догоняют друг друга. Можно использовать большее число обручей (в зависимости от состава группы), но обручи не должны касаться один другого.

«Дружно сели». Участники образуют небольшой узкий круг. Все поворачиваются направо и ставят руки на плечи впередисто-ящего. По сигналу надо медленно сесть на колени сзади стоящему товарищу и, поставив руки в стороны, продержаться в таком положении не менее 3 сек.

«Отожмись». Первый игрок ложится на живот. Второй кладет ноги (голенями) на спину первого (в области поясничного отдела), находясь по отношению к нему перпендикулярно. Третий игрок также кладет свои ноги на ноги второго. И так далее, пока не образуется замкнутый круг (получается рисунок изломанного многоугольника). По сигналу учителя нужно, поставив руки на пол у груди, всем вместе дружно отжаться от пола и продержаться в этом положении 3 сек. Если игра сразу не получается, можно разделиться на 3--4 группы и выполнять сначала задание по группам (или же вдвоем, затем втроем и т. д.).

Со скакалкой.

«Придумай прыжок». Учитель, стоя в центре круга, вращает скакалку под ногами участников, которые должны, не задев скакалку, подпрыгнуть. Прыжки можно разнообразить, например, прыгать на обеих ногах, на одной правой, левой, с поворотом, разведя ноги и т. д.

«Пробеги и не задень». Один конец скакалки закреплен за рейку гимнастической стенки, второй держит учитель, который вращает скакалку в одном направлении. Задания играющим: 1. Пробежать по одному под скакалкой, причем очередной участник обязательно пробегает под следующий удар скакалки об пол. 2. То же, но одновременно прыгают 2, 4, 8 человек. 3. За определенное время успеть пробежать как можно большему числу человек.

«Прыгни и убеги». То же, что в предыдущем задании, но сначала вбежать под вращающуюся скакалку, затем сделать один прыжок и выбежать из-под нее.

«Прыгаем все». Перед натянутой удлиненной скакалкой выстраивается вся группа. По сигналу учителя на счет «4» все вместе перепрыгивают через нее.

III. Коллективные игры.

«Командный диск». Участники делятся на две команды. Передавая друг другу летающую тарелку, участники команд пытаются положить ее за лицевую линию площадки команды-соперницы. Нельзя бегать с тарелкой, передавать ее непосредственно из рук в руки.

«Бей в мяч». Участники делятся на две команды. Передавая друг другу одной рукой большой детский надувной мяч или сильно накаченную камеру от любого спортивного мяча, игроки пытаются поразить ворота соперников (воротами являются лицевые стены зала). Разрешается ударять по мячу руками, головой, плечом, но не ногами. Нельзя также бежать с мячом в руках и брать его в обе руки.

«Паровоз». Участники делятся на группы по 4 человека, выстраиваются в колонну друг за другом и ставят руки на плечи впереди стоящему. Не нарушая целости цепочки, первый игрок одной команды пытается запятнать последнего игрока другой команды. Если это сделать удалось, образуется уже цепочка из 8 человек. В итоге должен получиться один большой «поезд» с «паровозом». И тогда «паровоз» может попытаться запятнать свой «хвост».

«Ключ». Учитель показывает учащимся ключ, который он собирается спрятать. Ребята закрывают глаза или уходят в раздевалку. В это время учитель прячет ключ в любом месте зала так, чтобы его не было видно. Игрок, нашедший ключ, не подавая вида, садится на скамейку. Остальные продолжают искать. Нельзя брать ключ с собой, а также, найдя его, быстро бежать на скамейку, выдавая тем самым место его нахождения. Следующим прячет ключ тот, кто первым его нашел.

«Рыбаки и рыбки». Двое игроков берут друг друга за одну руку. Образовав таким образом «сеть», они начинают ловить остальных участников, касаясь их свободной рукой. Тот, кого запятнали, становится в середину сети, удлиняя ее. В итоге должна образоваться одна большая сеть. Когда сеть становится более, чем из 5 человек, можно разделиться на две маленькие сети и продолжать игру.

«Футбол на трех ногах». Участники распределяются на две команды. Каждая пара игроков сцепляет (один -- правую, другой -- левую) ноги ремнем или веревкой. Команды играют в футбол, но без вратаря и легким мячом. Ифоки в парах могут также стоять друг за другом. В этом случае скрепляют одноименные ноги.

IV. Игровые задания в микроколлективе.

«Лыжи» (рис. 1). Два бруска (длина -- 4000--5000 мм, ширина-- 150 мм, высота -- 30 мм) служат импровизированными лыжами. К ним через сквозные отверстия прикрепляются веревки или тесьма - 1000 мм (16--20 шт.). На лыжи становится группа из 8--10 человек. У каждого участника одна нога стоит на одной, другая на другой лыже. Руки удерживают веревку. Группа с помощью совместных коллективных взаимодействий должна преодолеть на лыжах мнимое болото. Касаться ногами пола (болота) запрещается.

«Паутина». Из веревок различного диаметра связывается большая паутина. В местах соединения веревок должны быть подвижные узлы, а диаметр ячеек должен соответствовать ширине плеч человека. Группе из 10--12 человек дается задание преодолеть паутину, не задев ни одной веревки, при этом двоим в одну и ту же клетку пролезать нельзя.

«Маятник». Группа из 8--12 человек стоит на гимнастической скамейке (на палубе корабля, терпящего кораблекрушение). На расстоянии 2--3 м от скамейки на деревьях закреплена горизонтально веревка (диаметр 10 мм или двойная 8 мм). К ней по типу туристского карабина прикреплена вертикально висящая веревка. Далее на расстоянии 2--3 м стоит гимнастический мостик (это спасательный плот). Каждый член группы при помощи вертикальной веревки должен любым способом перебраться с корабля на спасательный плот. Пока последний участник не встанет на плот, сходить с него другим участникам не разрешается. После завершения задания можно дать новое: перебраться обратно на корабль. Расстояние между плотом, веревкой и кораблем изменяется в зависимости от подготовленности участников.

«Живой мост». Группа участников строится в две шеренги, лицом друг к другу, с интервалом и дистанцией 1 м. У каждой пары стоящих напротив игроков в руках гимнастическая палка. Один или два участника переправляются через «живой мост», шагая по гимнастическим палкам с одной стороны группы на другую. Касаться участников, держащих гимнастическую палку, запрещено. Держать гимнастическую палку можно любым, но главное надежным способом. По мере освоения задания его можно постепенно усложнять: держать палки на разной высоте или наклонно, увеличивая расстояние между палками.

«Пирамида на плоту». На платформе 1x1 м (высота 10 см) или на гимнастическом мостике группа из 10--12 человек должна построить пирамиду (как можно выше) и зафиксировать ее в течение 3 сек.

«Переправа». Группе из 15--20 человек дают два гимнастических мата. Перекладывая их вперед к цели, группе нужно переправиться на противоположный берег (от одной лицевой линии зала до другой). Наступать на пол и дотрагиваться до него нельзя.

«Узкая тропа». Две группы из 5--8 человек одновременно начинают передвижение по узкой опоре (гимнастическому бревну или перевернутой гимнастической скамейке) с разных сторон на другой ее конец. Участникам разрешается взаимодействовать друг с другом, но становиться на пол нельзя.

«Тяни-толкай». Участники, разделившись на пары, стоят на гимнастической скамейке лицом друг к другу, держа скакалку за ручки. Перетягивая скакалку на себя или ослабляя ее натяжение, нужно сбить соперника.

«Пирамида». Группа от 5 до 30 человек должна любым способом построить как можно более высокую пирамиду, в которой обязан участвовать каждый занимающийся.

«Путаница». Обычно используют два задания.

  • 1. Группа из 6--8 человек образует круг, держась за руки, расцепляя руки, всезапутываются (закручиваются, перешагивая или перелезая под сцепленные руки).
  • 2. Группа из 6--в человек стоит в кругу. Одну руку они (первые номера -- правую, вторые -- левую) поднимают вперед-вверх к центру круга и соединяют руки так, чтобы правая была соединена с левой напротив стоящего партнера. Другую руку (тоже правую с левой) соединяют ниже поднятой вверх, но обязательно с рукой другого партнера.

После этого участники самостоятельно или с помощью свободного партнера распутываются, не расцепляя рук.

«Сороконожка». Участники строятся в одну колонну с дистанцией 1 м", образуя полукруг. Первый участник, наклонив туловище вперед, между ногами подает руку сзади стоящему партнеру. Тот одной рукой берет руку первого, а вторую руку подает следующему участнику. Таким образом соединяется вся группа. После этого первый участник должен оказаться последним, не расцепляя рук во всей цепочке.

«Пятнашки тройками». Трое участников берутся за руки, образуя круг. Каждый стремится запятнать ногой в области стопы ногу рядом стоящего товарища.

«Пятнашки пятерками». Трое участников берутся за руки, образуя круг. Четвертый и пятый участники становятся напротив друг друга снаружи круга. Пятый игрок должен запятнать четвертого. Участники в замкнутом круге передвигаются так, чтобы помешать ему это сделать.

V. «Школа доверия».

В парах. Первый участник из исходного положения руки вниз скрестно, сцеплены в замок переводит руки дугами внутрь, кисти у подбородка, локти прижаты к животу. Стоящий лицом к нему на расстоянии не более 0,5 м второй участник принимает твердое опорное положение, например, стойку волейболиста. Первый закрывает глаза и спрашивает второго «Готов?» Услышав ответ «Готов!», он произносит «Падаю!». «Падай!» -- отвечает второй. После этого первый участник падает лицом вперед, второй, придерживая руками за плечи, останавливает его в наклонном положении (под углом 30"). Затем партнеры меняются ролями. Условия задания можно усложнить, например, увеличить расстояния между партнерами или сделать больший угол падения при более низкой стойке партнера.

В тройках. Это же задание выполняют втроем. Падающий партнер стоит между страхующими. Падение осуществляют как вперед, так и назад.

В кругу. Падающий стоит в кругу. Первое падение произвольное. Затем страхующие направляют падающего назад через середину на противоположную сторону круга. Здесь страховку иногда осуществляют вдвоем, а то и втроем.

С повышенной опоры. На гимнастической стенке на уровне груди ставится навесная перекладина. Перпендикулярно Гимнастической стенке в две шеренги, вплотную друг к другу становятся участники упражнения и ставят согнутые в локтях руки ладонями вверх так, чтобы кончики пальцев были на уровне локтей партнера, находящегося напротив. Руки ставят строго по порядку: первый -- правая рука, второй -- левая; первый -- левая, второй -- правая рука и т. д., пока не образуется единое «ложе». Первый испытуемый забирается на навесную перекладину, принимает исходное положение лицом к гимнастической стенке, руки скрестно сцеплены в замок (см. упражнение в парах). Такое положение необходимо, чтобы во время падения испытуемый не смог расцепить руки и тем самым не нанес травму страхующим. После слов «Готовы?», «Падаю!» и ответов страхующих «Готовы!», «Падай!» испытуемый падает спиной на руки товарищей. Во время падения туловище должно быть прямым, чтобы нагрузка была равномерной. Страхующие контролируют прямую плоскость из рук и наклоняют голову и плечи назад.

Все задания участники выполняют под строгим контролем учителя.

VI. Веревочный курс.

Все нижеперечисленное должно осуществляться при стопроцентной надежности страховки занимающихся (веревки -- капроновые диаметром 10 мм, карабины и специальные приспособления с муфтами -- обязательно прошедшие испытания, узлы -- разрешенные при использовании переправ).

Знание и умение вязать туристские узлы: простой, восьмерка, прямой с контрольками, ткацкий, проводник восьмерка, схватывающий, удавка, стремя, беседочный, штыки, карабинный, встречный.

Правила безопасности в соревнованиях по технике пешеходного туризма: нарушение страховки, самостраховка, перегруз, проверка правил при самонаведении переправы по бревну.

Способы систем торможения: с помощью лепестка, восьмерки, колец, карабинного узла; вертикальный спуск «Дюльфером» с различной высоты (небольшой, средней, из-под потолка зала); стоя на полу торможение партнера, выполняющего восхождение на высоту и спрыгивание вниз (с небольшой высоты, средней, из-под потолка зала).

VII. Аттракционы «Испытай себя».

К аттракционам допускаются только учащиеся, прошедшие весь курс обучения «Проекта приключений». Аттракционы включают в себя: восхождение по различной сложности препятствиям; прохождение препятствий под потолком спортивного зала; спуск прыжком в заданном направлении. Перед началом выполнения любого задания испытуемый обязательно спрашивает у страхующего: «Готов?», на что (по моменту готовности) тот отвечает: «Готов!». Далее следует: первый -- «Начинаю!» или «Падаю!», второй -- «Начинай!» или «Падай!»

«Трапеция» (рис. 6). 1. Подъем. В стену вмонтированы скобы и крюки. Надо подняться по ним на платформу. 2. Препятствие. Прыгнуть (с обязательной страховкой, так же, как и в других заданиях) на трапецию, висящую в 2--3 м перед испытуемым. 3. Спуск. Прыжком вниз или достав канат ногами по гимнастическому канату.

«Рукоходы» . 1. Подъем на вертикальную платформу по вертикальным бревнам со скобами. 2. Прохождение на руках по кольцам, висящим на расстоянии 1 м друг от друга. 3. Спуск прыжком вниз, отпуская руки с последнего кольца.

«Ногоходы». 1. Подъем по фигурной веревочной лестнице (разновидности лестниц для подъема показаны на рис. 9). 2. Прохождение ногами по покрышкам, висящим на веревках на расстоянии 1 м. 3. Спуск прыжком вниз.

«Веревочный мост». 1. Подъем по горизонтальным бревнам, подвешенным на расстоянии 1, 2м. 2. Прохождение по веревочному мосту. 3. Спуск, перелезая в определенном месте через мост, прыжком вниз.

«Бревно». 1 Подъем по наклонной, широкой лесенке из веревок и перекладин. 2. Прохождение по качающемуся бревну. 3. Спуск прыжком вниз.

«Свободный полет». 1. Подъем по дереву со скобами и ветками на платформу. 2. Перестежка на ролик, находящийся на тросе, держась за тесьму с узлами, спрыги-вание на проезд по тросу на ролике. 3. Спуск Трос натянут с таким расчетом, чтобы испытуемый после проезда касался ногами пола (земли) или переходил на гимнастическую стенку.

Примерное распределение программного материала. В зависимости от условий работы, уровня своего профессионального мастерства и подготовленности детей каждый учитель сам подберет и разработает различные задания и игры, которые помогут учащимся овладеть предложенным материалом. В то же время качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования, тем более что предлагаемый материал построен так, чтобы шаг за шагом, ступенька за ступенькой подойти к кульминационной части программы -- аттракционам «Испытай себя» и добиться их выполнения всем составом занимающихся.

Осуществление программы может занять от 2 до 36 часов (а то и больше) в зависимости от задач, поставленных педагогом перед группой испытуемых. Так, например, для туристской группы рекомендуется планировать занятия из расчета 36 часов. Короткий курс обучения для учащихся старших классов в течение учебного процесса (с разрешения администрации школы) рассчитан на 8 часов; для группы, занимающейся во время активного отдыха (на базе отдыха) -- 16 часов; в целях ликвидации закомплексованности, раскрепощения учащихся и психологической разгрузки -- 2--4 часа.

Предлагаем примерное распределение данного материала из расчета 16 учебных часов, в котором четко прослеживается определенная последовательность вышеизложенного материала

Теоретические сведения -- занятия 1, 6, 10, 12, 14, 16; игры коллективного характера в едином кругу -- занятия 1 и 5; игровые задания в кругу -- занятие 1; игровые задания со скакалкой -- занятия 1 и 2; игровые задания в микроколлективе без применения инвентаря -- занятие 2; игровые задания в микроколлективе с применением инвентаря: «Лыжи», «Паутина», «Переправа» -- занятие 3; «Живой мост», «Маятник», «Пирамида на плоту» -- занятие 4; «Школа доверия» -- занятия 4--6; веревочный курс: туристские узлы -- занятия 5--7, 10, 13; техника пешеходного туризма, техника безопасности -- занятие 6, страховка и самостраховка, перегруз и перестежка -- занятия 6 и 8; наведение переправы -- занятия 9--11; вертикальный спуск -- занятия 11--13; система торможения -- занятия 13 и 14; аттракционы «Испытай себя» -- занятия 13--16.

Несколько слов о содержании и принципах сообщения теоретических сведений. На занятиях рассказывается о влиянии используемых упражнений на организм и укрепление здоровья, о технике самих упражнений, о способах использования туристских приспособлений и инвентаря, о видах и типах препятствий, о технике безопасности, о первой медицинской помощи, о природе родного края, его флоре и фауне, о приготовлении пищи, о гигиене, об общественно полезной деятельности туристов и о многом другом, жизненно необходимом каждому человеку.

Сообщение знаний лучше всего организовывать в форме проблемных бесед, до, после или в процессе выполнения двигательных действий. Направленность сведений должна опираться на индивидуально возникающие у занимающихся ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения поставленной задачи.

Занятия нужно строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, определяли элементарные правила и положения. Для этого учитель должен умело ставить наводящие вопросы или сообщать о чем-то так, чтобы учащиеся сами высказывали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания, понимание обсуждаемой темы.

В различных разделах программы следует по-разному акцентировать внимание занимающихся на методах и способах достижения поставленных задач (коллективных и индивидуальных), способствуя мобилизации умственной деятельности на решение именно данной проблемы. Это активизирует процессы самопознания и самоуправления деятельности учащихся.

В процессе работы по предложенной программе проявляются творчество учащихся, чувство решимости и раскрепощения, развивается сила воли при выполнении сложных заданий, слабый становится сильным, повышается интерес учащихся к занятиям. Решаются проблемы воспитательных отношений, особенно в связке «ученик -- учитель». Ведь очень многое в выполнении заданий зависит от доверия друг к другу и к учителю.

Занятия можно проводить как в спортивном зале, так и на свежем воздухе.

Эта англоязычная флеш-игра позволит Вам проверить и даже углубить познания в географии, а также измерить Ваш IQ путешественника. Окно игры представляет собой карту мира. Когда появляется вопрос, содержащий название города или же какой-то достопримечательности, игрок должен в течение определенного времени указать курсором мыши место на карте как можно ближе к реальному месту расположения заданного города или объекта. В зависимости от точности попадания начисляются очки.

Эта развлекательно-познавательная флеш-викторина даст Вам возможность не только продемонстрировать глубину своих познаний в различных областях, но и, вполне возможно, открыть для себя что-то новое. Вас ждут вопросы о странах и городах, достопримечательностях и знаменитых людях. Если Вы любите путешествовать, или Вам просто интересно знакомится с другими культурами, эта игра, несомненно, придется Вам по душе.

В этой флеш-игре Вам нужно будет указать на карте известные и популярные у туристов архитектурные объекты и достопримечательности. Навигация игры проста: перед Вами возникает табличка и с изображением достопримечательности и ее названием на английском языке, а Вы должны щелкнуть мышкой на то место на карте, где, по-Вашему, этот объект находится. Чем точнее будет указано место, тем больше очков Вы получите.

В этой игре Вам предстоит взять на себя роль владельца гостиницы на одном из Филлипинских островов. Не смотря на красоту окружающей природы и наличие прекрасных пляжей, этот остров не пользуется популярностью у туристов, которых отпугивают слухи о живущих здесь монстрах. Из-этого гостиница пришла в упадок. Ваша цель – превратить ее в пятизвездочный отель, популярный среди туристов всего мира, наперекор нелепым слухам.

Благодаря этой игре у Вас есть возможность вжиться в роль управляющего гостиницей. Однако сначала Вам предстоит построить Ваш отель практически с нуля и превратить простую ночлежку в пятизвездочный отель мирового класса. Чтобы добиться этого, Вам предстоит нанимать и увольнять персонал, совершенствовать сервис и номера, развивать инфраструктуру Вашей гостиницы. И помните, что довольный клиент – это залог Вашего успеха.

Территория аэропорта просто огромна, и пешая ходьба здесь отнимала бы чересчур много времени и сил. А ведь аэропорт – это место, где время особенно дорого. Для удобства пассажиров существует специальный автобус, водителем которого Вы и являетесь. Вам предстоит доставлять пассажиров от терминала к самолетам. Задача осложняется тем, что дороги извилисты, а места для маневра у Вас практически нет, а парковаться нужно строго в отведенном для этого месте.

Эта и игра позволит Вам наглядно убедиться в том, что работа авиадиспетчера – нелегкое дело. Вам предстоит управлять взлетом и посадкой самолетов в оживленном аэропорту. Ваша ошибка может обернуться столкновением. Выработайте собственную стратегию в распределении авиалайнеров по взлетно-посадочным полосам, и тогда пассажирские и коммерческие самолеты без происшествий смогут выполнять взлет и посадку в Вашем аэропорту.

Путешествовать любят все, но чтобы грамотно организовать свое путешествие, необходимо иметь кое-какие представления о географии. Эта флеш-игра позволит Вам проверить свои познания в данной области. Интерфейс игры прост и понятен: на мониторе появляется карта и окошко с названием достопримечательности или города. Вы должны как можно скорее указать это место на карте. Точнее попадание – больше очков. С определенное количество баллов переведет Вас на следующий уровень.

Это игра на Ваше знание географии. В левом верхнем углу окна игры появляется название города, куда Вам необходимо посадить самолет. Пред Вами – карта, на которой красными точками обозначены города, но названия их не подписаны. Вам нужно в максимально короткий срок кликнуть мышью как можно ближе к тому городу, куда Вам нужно направить самолет. Точность приветствуется, ведь от того в скольких милях от точки назначения Вы посадите самолет, будет зависеть количество набранных очков.

Подвижные игры на туристическую тематику

"Ниточка - иголочка"

Дети идут(бегут) в колонне по одному за воспитателем и по сигналу выполняют разнообразные задания: бег змейкой между деревьями, ходьба и бег по бревну, прыжки с пенька, подлезание под ветками и т. п.

"Следопыты"

Дети самостоятельно, ориентируясь по заранее разложенным указателям (флажкам, ленточкам, стрелкам), должны найти дорогу на поляну. Направляющие меняются по сигналу воспитателя.

"Перебежки"

На площадке определяются стороны света яркими предметами(кеглями). Затем все собираются в центре площадки. По сигналу "Восток" ("Север" и т. д.) дети должны как можно быстрее достичь обозначенного места в соответствующей стороне

"Не заблудись"

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает определенное название, например, "Волчата" и "зайчата"(команды можно обозначить цветом, порядковым номером). По маршруту длиной около 200м в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. д.) развешиваются 8-10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.

"Ловкий турист"(игра-эстафета)

1.Надень рюкзак.

2.Пробежать с рюкзаком между кубов змейкой.

3. Добежать до флажка и принести его следующему игроку (тот оставляет флажок на финише).

"Кто быстрее"(игра-эстафета)

1. Прыжки на двух ногах до черты(кочки) с мячом в руках.

2. Передача мяча двумя руками из-за головы следующему игроку.

"Туристические препятствия"

1. "Кочки" - прыжки из обруча в обруч (расстояние между обручами-30см).

2."Между веток" - пролезание в обруч способом снизу вверх.

3. Бег по прямой до флажка(10м).

4. "Через кусты" - бег в обратном направлении змейкой между обручами.

"Точный глазомер"

Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. д. Ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".

"Кто быстрее".

Для игры необходимо разделить детей на две команды и выбрать командиров. Каждая команда получает задание: как можно скорее прийти в заданное место по определенному маршруту. Для одной команды он обозначается красными лентами, развешанными на деревьях, в кустах и т. д. Для другой - желтыми. Побеждает команда, которая первой придет к финишу и посчитает ленточки, встретившиеся на пути. Звание самой наблюдательной и быстрой получает команда, которая не свернула с пути и правильно сосчитала все ленточки.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Для чего нужна подстилка"

Цель: показать какой эффект имеет изолирующий пол, выложенный на холодной земле.

Поставьте одну коробку с водой на ветки, а другую на землю (обе коробки накрыты крышками). Через 20 мин после начала эксперимента, дети, потрогав воду, убедятся, что теплее она в коробке, расположенной на изолирующем материале.

"Сохрани тепло"

Цель: формировать знания о способах сохранения здоровья, закреплять правило "Сохрани тепло".

Воспитатель показывает детям коробочки с землей, металлическими предметами, камень. предлагает их потрогать. Затем выставляет их на улицу. Через 20мин. воспитатель достает землю, камень, металл. Предлагает детям потрогать их - они холодные. Холодные земля, камень и металл забирают наше тепло. Положите на эти предметы картон-холод почти не ощущается. Чтобы сохранить тепло, нужно садиться на подстилку из изолирующих материалов.