Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст). НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия
Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.
Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Инна Дредунова
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия»
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тему :
Тема : Живое и не живое , Связь и отличия .
Цели :
Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы ; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды ; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Задачи :
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить решать проблемные задачи.
Оборудование : Презентация, письмо от всезнайки, волшебная коробочка с подарками, счетные палочки.
Ход занятия.
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня прейдя в нашу группу я обнаружела в почтовом ящике письмо и посылка от великого Всезнайки. Давайте прочитаем, что в нем написано (воспитатель зачитывает текст письма) .
«В этой посылке подарки для ребят старшей группы . Чтобы получить для своей группы подарок , нужно быть внимательным. У кого будет больше правильных ответов, тот и получит подарок для своей группы ! ВСЕЗНАЙКА»
(За правильный ответ ребёнок получае счетную палочку) .
Воспитатель :
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг (природа) .
Воспитатель : Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .
Нас окружает природа живая и неживая .
К живой природе относится всё, что способно дышать, расти, питаться, двигаться, размножаться, умирать (растения, животные , рыбы, человек, насекомые т. д.)
Воспитатель : К неживой природе относится то, что уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется. Приведите примеры неживой природы ?
Дети : Солнце, воздух, почва, вода.
Воспитатель : Живая природа зависит от неживой природы , без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные , ни человек.
Проведём эксперимент : вдохните глубоко и задержите дыхание.
Без воздуха человек, как и всё живое не проживёт и минуты!
Воспитатель : А что нельзя назвать природой?
Дети : То, что сделано руками человека.
Воспитатель : машина есть в природе?
Дети : Нет, потому что она сделана руками человека.
Воспитатель : Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения) .
Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней, потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных , растений, мест их обитания.
Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от её благополучия.
Дидактическая игра «живое , неживое »
Воспитатель называет три объекта неживой и живой природы , из них выбрать лишний.
Звёзды, луна, кошка;
Воздух, лиса, человек; и т. д.
Воспитатель : Давайте повторим, чем отличается живая природа от неживой ?
Дети : Неживая природа в отличие от живой не дышит , не растет, не размножается, не питается.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель : Закончите мое предложение.
Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные , насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .
Помните : неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем !
(Дети считают палочки, ребёнок, получивший больше счетных палочек получает подарок из волшебной посылки для всей группы ).
Кудинова Ольга Николаевна
Воспитатель компенсирующей группы
Картотека игр экологического содержания
Игра «Живое -неживое»
Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы.
Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.
Ход игры: а. Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.
Б. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
2 карточка: ель, мак, кот, река
3 карточка: снег, камень, облако, птица
4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба
5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха
6 карточка: дерево, птица, солнце, человек
7 карточка: река, облако. Песок, камыш
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.
Игра «Пищевые цепочки»
Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. Оборудование: несколько бечевок.
Ход игры: детям предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети называют представителей природного мира от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.
Игра «Кто кому нужен?»
Цель: та же, что в третьей игре.
Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.
Игра «Органы чувств»
Цель: показать дошкольникам взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слуха, вкуса)
Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло
Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из групповой комнаты. Детям показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».
Игра «Вершки и корешки»
Словесная игра.
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле)
Материал: мяч.
Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.
Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.
Игра «Живая или неживая природа»
Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.
Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.
Игра «Знаешь ли ты…»
Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.
Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит: «Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: упражнять в классификации живой природы.
Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель: Насекомые – это…
Дети: …муха, комар…
Воспитатель: Рыбы – это…
Игра «Кто скорее соберет»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.
Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород» - овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)
Игра: «Опиши, а я отгадаю»
Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.
Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.
Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Воспитателю они не видны.
Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.
В: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
Д: Цветные, не прозрачные.
В: Ворона каркает, а сорока?
Д: Сорока стрекочет.
В: Петух кукарекает, а курица?
Д: Курица кудахчет.
В: У коровы теленок, а у овцы?
Д: У овцы ягненок
В: У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Д: У бельчонка мама белка.
Игра «Раньше-позже»
Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. Нужно указать картинку с изображением цветов, посаженных раньше других (четыре картинки).
Задание№2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. Нужно показать картинку, где луковицы посажены позже других.
Задание№3. к рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. Нужно показать картинку, где морковь посажена раньше.
Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. Нужно показать картинку, где репа посажена позже.
Игра «Третий лишний»
Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.
Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.
Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.
Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».
Игра «Что сажают в огороде»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления.
Ход: воспитатель называет разные предметы, если называют то, что сажают в огороде, то вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, дети говорят «Нет».
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»
Игра «Букет»
Цель закрепить место произрастания растений.
Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например, только лесные.
Игра «Бывает - не бывает»
Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.
Ход: Играющие встают в круг, ведущий посередине. Ведущий называет время года, например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся - выбывает из игры.
Игра «Бывает - не бывает»
Цель: развивать логическое внимание.
Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.
Игра «Кто кем будет?»
Цель: закреплять знания детей о предмете в разные временные отрезки (в настоящем будущем, бывшем).
Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?). При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.
Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф(доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей), дом(кирпичом), сильный(слабым), и т. д.
Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.
Игра «Кто летает, прыгает, плавает?»
Цель: классифицировать животных, насекомых, птиц, пресмыкающихся по принципу – летают, прыгают, плавают.
Ход: Приготовлены три цветных квадрата (треугольника, круга), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий. Выбирается три звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде ведущего, дети у которых картинки с изображением тех, кто летают, собираются вокруг звеньевого, держащего, например красный квадрат, с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с зеленым квадратом; тех кто плавает – вокруг звеньевого с синим квадратом. Выигрывает то звено, которое быстрее выполнило задание.
Игра «Назови всех животных, которые…»
Цель: Формировать представления детей о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.
Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Воспитатель показывает картинку, а дети предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют. почему.
Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.
Игра «Образование аналогий»
Цель: развивать у детей логически – понятийное мышление.
Ход: перед детьми раскладываются парные карточки, принцип связи которых дети должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.
Например, образец, показанный воспитателем, - «овца –стадо».
Дети подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.
В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Ход: Воспитатель стоит в кругу, держа мяч в руках. Называет цвет, бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природы, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый»,- го) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку. «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.
Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.
Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход: С детьми проводится беседа, в процессе которой уточняются знания детей о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
Игра: «Рыбы – птицы- звери»
Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру
Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.
Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.
Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.
Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.
Литература:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М: ВАКО, 2005 - 240с.
2. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста» /Методическое пособие. – Ханты - Мансийск: Полиграфист. – 328 с.
3. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим» - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 201с.
Летом особенно тянет на природу: по грибы, по ягоды, на рыбалку или просто погулять и отдохнуть. И это прекрасно! Устраивая семейные вылазки на природу, делясь своими знаниями и опытом с детьми, мы-родители помогаем познавать детям мир растений и животных, расширяя тем самым их кругозор и просто проводя время с интересом и огромной пользой.
И сегодня, я приготовила для вас очередную порцию игр для детей. Но каких?! Интеллектуальных игр для настоящих юных натуралистов. 🙂
В эти игры можно играть всей семьей дома, на природе или в летнем лагере с ребятами. Оценивать игры можно по балльной системе.
Ну что? Поиграем? 😉
Игры про природу для детей
Игра «Кто больше?»
1. Называйте по очереди названия грибов. Кто больше вспомнил, тот и победил.
2. Выиграет тот, кто:
- больше вспомнит представителей из разных царств природы,
- быстрее приведет 5 примеров живой/неживой природы,
- больше назовет разных растений.
3. Выиграет тот, кто назовет больше:
- млекопитающих/насекомых/птиц/рыб,
- животных, которые бегают/прыгают/ползают/летают,
- хищников,
- растительноядных.
Игра «Самый умный»
1. Для игры нужно заранее заготовить карточки с грибами: рыжиком, подберезовиком, подосиновиком, масленком, лисичкой, сморчком.
По своему желанию можно добавить карточки с другими грибами.
Кто быстрее расскажет, почему люди дали такое название тому или иному грибу, тот и победил.
2. Какие животные обитают в лесу? Какие из них относятся к зверям?
Кто назовет больше животных, тот и выиграл.
3. Кто быстрее назовет, что необходимо растениям для жизни, тот и выиграл. Ответ: тепло, свет, воздух, вода.
Игра «Фантаст»
Пусть каждый придумает фантастическую историю про звездное небо. Чья история окажется самой интересной, тот и победил.
Игра «Стихоплет»
Нужно сочинить стихотворение о природе.
Задание можно давать как команде, так и отдельному игроку. Стихотворение может быть вольного характера или же с конкретными словами, которые стоит озвучить заранее.
Победит тот, чье стихотворение окажется самым красивым и поэтичным.
Игра «Художник»
Нужно нарисовать рисунок растения, которое больше всего нравится. Побеждает рисунок, оцененный выше всех остальных.
Игра «Эксперимент»
Эта игра своего рода эксперимент. 😉
Пусть каждый играющий возьмет жареные и не жареные семечки подсолнуха и попробует их прорастить. Через неделю нужно проверить, какие семечки проросли.
Побеждает тот, кто правильно ответит на вопрос «Почему?».
Елена Шрамко
Дидактическая игра для детей старшего возраста
«Живая природа »
Цель игры :
Обогащать знания детей об окружающем мире , учить называть объекты живой природы .
Задачи :
Развивать внимание, образное мышление и словарный запас детей . Расширять и обобщать знания детей о живых организмах . Формировать осознанное и бережное отношение к живой природе .
Описание изготовления игры :
Для создания данной игры, необходимо распечатать по 12 картинок с изображением животных, птиц, цветов и деревьев. Для прочности можно наклеить на картон, можно заламинировать картинки. Для создания «барабана» я использовала круг, вырезанный из картона и расчерченный на 4 ровные части. На каждую из этих частей наклеила картинку, изображающую к какой группе она относится (животных, птиц, цветов или деревьев) Посередине «барабана» я приделала вращающуюся стрелку.
Ход игры:
В игре могут участвовать 3,4 или 6 игроков. Карточки с изображением животных, птиц, цветов и деревьев делятся между всеми участниками. Дети по очереди крутят стрелку на «барабане» Задача игрока найти у себя картинку в соответствии с тем, что выпало, назвать правильно (животное, птицу, цветок или дерево) и отложить ее в сторонку. Если картинки, выпавшей на «барабане» у ребенка, не оказалось, ход переходит к другому участнику игры. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карточки.
Публикации по теме:
ОО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Цели игры: 1. Упражнять детей в определении животного.
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, по ФГОС как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. С помощью игры.
Задачи: формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию; актуализировать словарный запас по лексическим темам «Дикие.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Насекомые» Цель: закрепление представлений по теме «Насекомые»,.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Такое разное настроение» Цель игры – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Летние судоку" для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.
Материал рассчитан для использования в работе воспитателями ДОУ, разнообразит развивающую среду группы. Данная игра позволит детям узнать.